Городской округ
Рис. 1. Основные схемы муниципальных образований
Рис. 2.
Рис. 2.
Рис. 3.
Рис. 4.
Как мы видим (Рис. 1-4), местное самоуправление теперь в законодательном порядке осуществляется во всех поселениях на территории России. Но кроме поселений, оно осуществляется также и в муниципальных районах и в городских округах, т. е. на более крупных территориях.
Сами эти муниципальные районы и городские округа образуются решением законодательного органа субъекта Федерации, который принимает закон, устанавливающий статус и границы соответствующего муниципального образования.
Кроме этого, органы государственной власти субъектов Федерации должны осуществить целый ряд действий, направленных на приведение в соответствие с требованиями Федерального Закона существующих в субъектах Федерации правовых актов, регулирующих осуществление местного самоуправления на их территориях.
Вопросы местного значения, закрепляемые Законом, определены для каждого типа муниципального образования.
1. К вопросам местного значения поселения относятся:
1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;
6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;
8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;
10) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
11) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование библиотечных фондов библиотек поселения (п. 11 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ);
12) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
13) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения (п. 13 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ);
13.1) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении (п. 13.1 введен Федеральным законом от 31.12.2005 № 199-ФЗ);
14) обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения (п. 14 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ);
15) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;
16) оказание содействия в установлении в соответствии с федеральным законом опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения;
17) формирование архивных фондов поселения;
18) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
19) организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения;
20) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения (п. 20 в ред. Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ);
21) организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;
22) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
23) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 23 введен Федеральным законом от 29.12.2004 № 199-ФЗ);
24) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения (п. 24 введен Федеральным законом от 29.12.2004 № 199-ФЗ);
25) организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения (п. 25 введен Федеральным законом от 29.12.2004 № 199-ФЗ);
26) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья (п. 26 введен Федеральным законом от 29.12.2004 № 199-ФЗ);
27) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно- оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения (п. 27 введен Федеральным законом от 29.12.2004 № 199-ФЗ);
28) содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого предпринимательства (п. 28 введен Федеральным законом от 31.12.2005 № 199-ФЗ);
29) расчет субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и организация предоставления субсидий гражданам, имеющим право на их получение в соответствии с жилищным законодательством (п. 29 введен Федеральным законом от 31.12.2005 № 199-ФЗ);
30) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении (п. 30 введен Федеральным законом от 31.12.2005 № 199-ФЗ);
1.1. Органы местного самоуправления поселения имеют право на создание музеев поселения (часть первая введена Федеральным законом от 31.12.2005 № 199-ФЗ);
2. Органы местного самоуправления поселения вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации) (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ).
Ст. 15 вступила в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до 1 января 2006 г. применялась исключительно к правоотношениям, возникающим в силу требований статьей 84 и 85 настоящего Федерального закона (ч. 3 ст. 83 данного документа).
Статья 15. Вопросы местного значения муниципального района
1. К вопросам местного значения муниципального района относятся:
1) формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета;
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района;
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района;
4) организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений;
5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;
6) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района;
7) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Пункт 8 части 1 статьи 15 вступает в силу в сроки, установленные федеральным законом, определяющим порядок организации и деятельности муниципальной милиции (абзац второй части 3 статьи 83 данного документа).
8) организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;
9) организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;
10) утратил силу – Федеральный закон от 31.12.2005 № 199-ФЗ;
11) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
12) организация оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
13) опека и попечительство;
14) организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
15) утверждение схем территориального планирования муниципального района, правил землепользования и застройки межселенных территорий, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования межселенных территорий, осуществление земельного контроля за использованием земель межселенных территорий (п. 15 в ред. Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ);
16) формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений;
17) содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг;
18) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
19) организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование их библиотечных фондов (п. 19 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ);
19.1) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры (п. 19.1 введен Федеральным законом от 31.12.2005 № 199-ФЗ);
19.2) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района (п. 19.2 введен Федеральным законом от 31.12.2005 « 199-ФЗ);
20) выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района;
21) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 21 введен Федеральным законом от 29.12.2004 № 199-ФЗ);
22) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района (п. 22 введен Федеральным законом от 29.12.2004 № 199-ФЗ);
23) организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на межселенных территориях (п. 23 введен Федеральным законом от 29.12.2004 № 199-ФЗ);
24) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья (п. 24 введен Федеральным законом от 29.12.2004 № 199-ФЗ);
25) создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (п. 25 введен Федеральным законом от 31.12.2005 № 199-ФЗ);
26) обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района (п. 26 введен Федеральным законом от 31.12.2005 № 199-ФЗ);
27) организация и осуществление мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью (п. 27 введен Федеральным законом от 31.12.2005 № 199-ФЗ).
1.1. Органы местного самоуправления муниципального района имеют право на создание музеев муниципального района (часть первая введена Федеральным законом от 31.12.2005 № 199-ФЗ).
2. Органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях и в сельских населенных пунктах, не являющихся муниципальными образованиями в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 11 настоящего Федерального закона, в том числе полномочиями органов местного самоуправления поселения по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
3. Органы местного самоуправления муниципального района вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации) (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ)
4. Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.
Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.
1. К вопросам местного значения городского округа относятся:
1) формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета;
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа;
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа;
4) организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;
6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа;
8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа;
Пункт 9 части 1 статьи 16 вступает в силу в сроки, установленные федеральным законом, определяющим порядок организации и деятельности муниципальной милиции.
9) организация охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальной милицией;
10) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа;
11) организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
12) утратил силу. – Федеральный закон от 31.12.2005 № 199-ФЗ;
13) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
14) организация оказания на территории городского округа скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
15) создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
16) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование библиотечных фондов библиотек городского округа (п. 16 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ);
17) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;
17.1) создание условий для развития местного, традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе (п. 17.1 введен Федеральным законом от 31.12.2005 № 199-ФЗ);
18) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа (п. 18 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ);
19) обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа (п. 19 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ);
20) создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения;
21) опека и попечительство;
22) формирование и содержание муниципального архива;
23) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
24) организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
25) организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах городского округа;
26) утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа (п. 26 в ред. Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ);
27) организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;
28) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (п. 28 введен Федеральным законом от 29.12.2004 № 199-ФЗ);
29) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории городского округа (п. 29 введен Федеральным законом от 29.12.2004 № 199-ФЗ);
30) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории городского округа (п. 30 введен Федеральным законом от 29.12.2004 № 199-ФЗ);
31) организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории городского округа (п. 31 введен Федеральным законом от 29.12.2004 № 199-ФЗ);
32) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья (п. 32 введен Федеральным законом от 29.12.2004 № 199-ФЗ);
33) создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого предпринимательства (п. 33 введен Федеральным законом от 31.12.2005 № 199-ФЗ);
34) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе (п. 34 введен Федеральным законом от 31.12.2005 № 199-ФЗ);
35) расчет субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и организация предоставления субсидий гражданам, имеющим право на их получение в соответствии с жилищным законодательством. (п. 35 введен Федеральным законом от 31.12.2005 № 199-ФЗ).
1.1. Органы местного самоуправления городского округа имеют право на создание музеев (часть первая введена Федеральным законом от 31.12.2005 № 199-ФЗ);
2. Органы местного самоуправления городского округа вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации) (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ).
Полномочия местного самоуправления
Полномочия местного самоуправления или законодательно закрепленные за ним права по решению вопросов, входящих в его компетенцию вопросов реализуются, во-первых, непосредственно населением муниципальных образований, во-вторых, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.
Именно за населением муниципальных образований Конституция РФ, Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» признают право на осуществление местного самоуправления. В соответствии со ст. 12 Закона население городского, сельского поселения независимо от его численности, не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления. Населению муниципального образования принадлежит исключительное право избирать представительные органы местного самоуправления, выражать свою волю на местном референдуме, решать вопросы местного значения. Населению принадлежит право определять структуру органов местного самоуправления, принимать устав муниципального образования, выступать с инициативой установления и изменения границ муниципального образования. Население вправе отозвать, выразить недоверие, досрочно прекратить полномочия выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления. Таким образом, населению муниципальных образований принадлежит исключительно важная роль в реализации полномочий местного самоуправления.
Полномочия, осуществляемые органами местного самоуправления можно подразделить на:
а) полномочия общего характера;
б) полномочия конкретного характера.
Например, право представительного органа осуществлять контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления относится к полномочиям общего характера. Практическая реализация этого права обеспечивается использованием конкретных полномочий, которые принадлежат представительному органу местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования (например, представительный орган местного самоуправления вправе заслушать отчет органа или должностного лица местного самоуправления). Полномочия общего характера определяют задачи, направления работы органов местного самоуправления.
Полномочия конкретного характера определяют действия органа местного самоуправления в конкретных сферах деятельности. Утверждение генерального плана застройки муниципального образования – это конкретный вопрос ведения представительного органа. Примером конкретных полномочий главы муниципального образования является представление ежегодного послания о положении дел в городе, подписание договоров и соглашений и т. д.
В соответствии с уставом муниципального образования органы местного самоуправления могут передавать полномочия органам территориального общественного самоуправления. Эта норма включена в Уставы не всех муниципальных образований и является предметом споров.
Компетенция органов местного самоуправления может включать отдельные государственные полномочия, которыми могут законом наделяться органы местного самоуправления.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, их осуществление и государственный контроль за исполнением определен ст. ст. 19, 20, 21 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г.
Полномочия, предоставляемые органам местного самоуправления, должны быть целостными и всеобъемлющими. Пределы полномочий органов местного самоуправления могут быть расширены по их инициативе и с их согласия. В случае передачи или ограничения полномочий органов местного самоуправления для выполнения государственных функций местные сообщества должны пользоваться, насколько это возможно, правом контроля и свободой адаптировать их осуществление к местным условиям.
Исчерпывающий перечень полномочий представительных и исполнительных органов, главы администрации и (или) главы муниципального образования закрепляется в Уставе муниципального образования. Это общий принцип, последовательная реализация которого призвана обеспечить сбалансированное сотрудничество представительной и исполнительной власти в рамках закона.
1. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями:
1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;
2) установление официальных символов муниципального образования;
3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;
4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;
4.1) полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения (п. 4.1 введен Федеральным законом от 30.12.2004 № 211-ФЗ (ред. 26.12.2005));
5) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;
6) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
7) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации (п. 7 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ);
8) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.
2. Органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов вправе в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения поселений, предусмотренных пп. 8, 9, 15 и 19 ч. 1 ст. 14 настоящего Федерального закона, и вопросов местного значения городских округов, предусмотренных пп. 8-11, 20 и 25 ч. 1 ст. 16 настоящего Федерального закона.
К социально значимым работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки.
К выполнению социально значимых работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители поселений и городских округов в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. При этом продолжительность социально значимых работ не может составлять более четырех часов подряд.
3. Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.
Местное самоуправление, в составе которого лежит право граждан, их территориальных сообществ самостоятельно решать вопросы местного значения, предполагает ответственность органов местного самоуправления за осуществление возлагаемых на них полномочий и функций. Органы местного самоуправления, осуществляя свои полномочия, не должны нарушать Конституцию РФ, законодательство РФ, правовые (законодательные) акты субъектов РФ.
Правовые акты городского самоуправления
Выше мы говорили о том, что органы местного самоуправления наделяются полномочиями, необходимыми для решения вопросов местного значения. Если, однако, внимательно посмотреть на перечень вопросов местного значения, то становится ясно, что сами эти вопросы оказываются не равнозначными. Так, например, принятие Устава муниципального образования как документа устанавливающего систему муниципального управления, касается всех жителей этого образования. А проблемы отведения земель под строительство жилья или гаражей касаются только жителей того микрорайона, где эти земли отводятся. Отсюда понятно, что решения по этим вопросам должны приниматься разными органами местного самоуправления.
Органы, в компетенции которых находится решение вопросов, затрагивающих интересы всех жителей муниципального образования, в литературе принято называть органами местного самоуправления общей компетенции. Эти органы, как правило, формируются путем выборов или всеми горожанами – если избирается глава муниципального образования, или по избирательным округам – если избирается представительный орган местного самоуправления. Компетенция и полномочия этих органов прописывается в уставе муниципального образования и не могут быть изменены иначе, как только через изменения устава.
Органы, к компетенции которых относится решение частных вопросов жизнедеятельности муниципального образования, и называются соответственно органами частной компетенции. Способ формирования этих органов другой. Они, как правило, являются структурными подразделениями исполнительного органа местного самоуправления и формируются приказами главы местного самоуправления или главы администрации муниципального образования.
Каждый из выше названных органов осуществляет свои полномочия путем издания соответствующих актов или документов.
Правовыми актами городского самоуправления являются решения, принимаемые на городском референдуме, и акты органов городского самоуправления. Органы городского самоуправления принимают нормативные и индивидуальные правовые акты:
– представительный орган – решения и постановления;
– Глава муниципального образования – постановления и распоряжения.
Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации.
Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.
Правовые акты органов городского самоуправления, принятые в пределах компетенции, имеют юридическую силу, обязательны для исполнения всеми гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории города и не нуждаются в утверждении какими-либо органами государственной власти.
Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности, интересы граждан, вступают в силу после опубликования в средствах массовой информации.
В правовых формах деятельности органов местного самоуправления различают правоприменение и правотворчество.
Правоприменение – это необходимое условие реализации законодательства органов государственной власти. Этим занимается как представительный, так и исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления.
Основной правовой формой деятельности представительных органов местного самоуправления является правотворчество или нормотворческая деятельность. Эта деятельность заполняет пробелы в законодательстве, конкретизирует его или в случаях, когда это предписано, устанавливает норму поведения в общественной жизни. В последние годы объем правотворческой работы муниципальных органов власти возрос в связи с расширением ее сферы.
По юридическим признакам правовые акты могут быть нормативными и ненормативными. Нормативный акт представительного органа местного самоуправления – это правовой документ, регламентирующий наиболее важные отношения в местном сообществе, устанавливающий и регламентирующий общие положения, которые затрагивают широкий круг субъектов взаимоотношений. Например, решение об утверждении бюджета, положения о порядке распоряжения муниципальной собственностью, об утверждении Устава муниципального образования и др.
Ненормативные акты представительного органа местного самоуправления – это акты, которые часто именуются индивидуальными актами применения нормы права, не содержат правовых норм, направлены на возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений.14 Это решения по выборам комиссий, других руководящих органов, кадровые вопросы и др. Решения представительного органа подписываются Главой муниципального образования. Они могут быть возвращены для повторного рассмотрения.
Постановления принимаются представительным органом обычно по вопросам внутренней организации работы представительного органа и могут подписываться председателем этого органа. Порядок принятия правовых актов смотрите ниже на рис. 5.
Правовые акты местного самоуправления можно классифицировать по их назначению:
– распорядительные акты, которые решают важные вопросы управления в соответствии с компетенцией местного самоуправления, его органов. Это постановления, решения, распоряжения, приказы, поручения, указания;
– организационные акты, которые регламентируют структуру, задачи, функции, права, обязанности, ответственность органов местного самоуправления, должностных лиц, сотрудников;
– информационно-справочные акты, которые содержат основу для принятия управленческих решений. Это протоколы, акты, статистические данные, сообщения и др.
Конкретный перечень отношений в местном сообществе, который должен регламентироваться решениями, постановлениями, приказами законодательно не закреплен. На практике больше всего решений принимается в муниципалитете.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕШЕНИЯ ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГЛАВА МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ИНЫЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РАСПОРЯЖЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРИКАЗЫ ПРИНИМАЕТ ИЗДАЕТ ИЗДАЮТ
Рис. 5. Порядок принятия (издания) муниципальных правовых актов
Правовая деятельность органов местного самоуправления строится исходя из реалий жизни муниципального образования, практики, опыта, как руководителей, так и самих жителей.
Многие уставы муниципальных образований предусматривают возможность непосредственного участия жителей в нормотворческом процессе. Эта деятельность носит название «народная правотворческая инициатива».15 Жители самостоятельно вносят в представительный орган проекты нормативных правовых актов по вопросам местного значения. Порядок внесения определяется Уставом. Рассмотрение таких проектов обязательно, решение должно быть опубликовано в печати.
Важнейшим требованием, предъявляемым к правовым актам органов местного самоуправления, является его соответствие законодательствам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Устав муниципального образования
Все вопросы организации местного самоуправления в силу самобытности, традиций, обычаев, местных условий множества поселений Российской Федерации не могут быть урегулированы федеральным и даже региональным законодательствами. Для этого жителям предоставлено право все вопросы организации местной власти урегулировать в уставе муниципального образования. Устав – это обязательная атрибутика муниципального образования16.
В Уставе должны быть отражены те положения, которые следуют из законодательства Российской Федерации и субъекта РФ. Основные требования к содержанию устава изложены в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Например, то, что Устав может быть принят только местным референдумом или представительным органом местного самоуправления. Еще одно обязательное требование к Уставу – это его государственная регистрация и опубликование.
Статья 44 Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. более полно определяет требования к Уставу муниципального образования.17
В каждом субъекте Российской Федерации в силу традиций, особенностей есть ряд существенных различий в Уставах муниципальных образований, но, вместе с тем, во всех уставах должны быть и обязательные положения, которые перечислены в законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»18.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- СодержАние
- Введение
- Раздел 1. Муниципальное образование как базовое понятие местного самоуправления
- Тема 1. Социально-правовой статус и принципы
- Местного самоуправления
- 1. Социально-правовой статус местного самоуправления
- 2. Принципы местного самоуправления
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 2. Территория муниципальных образований и их типология
- 1. Муниципальная территория
- 2. Факторы, определяющие особенности территории муниципального образования
- 3. Принципы определения оптимальной территории муниципального образования
- 4. Факторы, влияющие на формирование территориальных основ местного самоуправления
- 5. Муниципальное образование: признаки, типология, варианты формирования
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 3. Объект и субъект местного самоуправления
- 1. Общие подходы к управлению городом как объектом
- 2. Население муниципального образования как субъект местного самоуправления
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Раздел 2. Организация УправлениЯ муниципальным образованием
- Тема 4. Функции органов местного самоуправления общей
- Компетенции, Устав муниципального образования, правовые акты местного самоуправления
- Принципы взаимодействия уровней власти, термины и понятия
- I уровень
- II уровень
- Муниципальный район
- Городской округ
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 5. Органы управления в муниципальном образовании. Формирование, структура
- 1. Формирование структуры органов местного самоуправления
- 2. Представительный орган местного самоуправления
- 3. Исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 6. Кадровое обеспечение муниципальных органов власти
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 7. Организация аппарата органов управления муниципального образования, информационные технологии управления в муниципальном образовании
- Комитет по организационной работе и связям с общественностью
- Управление делами аппарата
- Автоматизированные системы по различным направлениям деятельности
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 8. Документационное обеспечение управления в муниципальном образовании
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Раздел 3. Управление экономикой, собственностью и муниципальным хозяйством
- Тема 9. Управление экономическим развитием
- Муниципального образования. Целевые программы органов местного самоуправления Экономическая основа местного самоуправления
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. Управление земельными ресурсами и муниципальной собственностью
- 1. Управление земельными ресурсами
- Состав информационных объектов Автоматизированного кадастра
- Проблемы нормативно-правового регулирования земельных отношений
- 2. Управление муниципальной собственностью
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. Финансы и бюджет муниципалитета
- Бюджетный процесс в муниципальном образовании
- Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Раздел 4. Управление муниципальным хозяйством
- Тема 12. Муниципальное хозяйство
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 13. Управление жилищно-коммунальным хозяйством
- Содержание жилищного фонда в муниципальном образовании
- Финансово-экономические аспекты функционирования жкх
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Организация транспортного обслуживания, обеспечение услугами связи населения муниципального образования Организация транспортного обслуживания
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Т ема 15. Градостроительная политика. Регулирование планировки и застройки муниципального образования. Улучшение жилищных условий жителей
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Раздел 5. Управление социальной сферой муниципального образования
- Часть 2 ст. 7 Конституции рф определяет некоторые конкретные обязанности государства в социальной сфере.
- Тема 16. Управление здравоохранением на муниципальном уровне
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 17. Компетенция органов местного самоуправления в управлении системой образования
- Основные принципы развития образования Они могут быть определены следующим образом:
- Виды дошкольных образовательных учреждений
- Виды образовательных учреждений
- Направления развития образования в муниципалитетах
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 18. Обеспечение досуговой деятельности и культурной жизни в муниципальном образовании
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 19. Молодежная политика в муниципальном образовании
- Реализация основных направлений молодежной политики
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 20. Организация социальной работы и защиты прав потребителей в муниципальном образовании
- Защита прав потребителей в муниципальном образовании
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 21. Обеспечение гражданской безопасности в муниципальном образовании
- Муниципальные органы охраны общественного порядка: проблемы создания и функционирования
- Общественные объединения правоохранительной направленности
- Гражданская оборона в муниципальном образовании, система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 22. Организация охраны окружающей среды в муниципальном образовании
- Принципы международной организации охраны окружающей среды
- Система природоохранного управления в России
- Раздел 6. Взаимодействие муниципальных органов управления с государством, общественностью, сми
- Тема 23. Государственная власть и местное самоуправление:
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 24. Территориальное общественное самоуправление: взаимодействие с органами местного самоуправления
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 25. Муниципальная власть, средства массовой информации, общественные организации, конфессии: взаимоотношения, сотрудничество, проблемы
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Тема 26. Объединения органов местного самоуправления: взаимодействие, роль в управлении муниципальным образованием
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Рекомендуемая литература
- Заключение
- Основные понятия и термины
- Список Литературы