logo search

20.2 Правовая основа разрешительной системы

Правовую основу разрешительной системы составляют юридические акты разной юридической силы, из них ведущая роль принадлежит Федеральному закону от 8 августа 2001 г. № 128‑ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Без преувеличения его можно считать основой законодательства о разрешительной системе, но только в отношении предпринимательской деятельности. Этот Закон не распространяется на внешнеэкономическую, образовательную, биржевую, природоохранную деятельность, а также на отношения, возникающие в связи с использованием интеллектуальной собственности, и на ряд других видов лицензируемой деятельности (ч. 2 ст. 1).

В соответствии с названным Законом лицензирование производится в отношении таких видов деятельности, «осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами…». Следует отметить, что за последние годы круг видов деятельности, подлежащих лицензированию, уменьшился. В 2001 году было отменено лицензирование юридической деятельности, в 2006‑м – аудиторской и оценочной деятельности. С 1 января 2007 г. прекращено лицензирование турагентской и туроператорской деятельности, проектирования зданий и сооружений (за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения), инженерных изысканий для строительства, а также для строительства зданий и сооружений.

Вопросы разрешительной деятельности регулируются также законами Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266‑I «Об образовании», от 11 марта 1992 г. № 2487 «О безопасности дорожного движения», от 10 декабря 1995 г. № 196‑ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности», от 8 января 1998 г. № 3‑ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», от 13 декабря 1996 г. № 150‑ФЗ «Об оружии» и многими другими нормативными актами.

Правительство Российской Федерации:

утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности;

определяет, какие федеральные органы исполнительной власти лицензируют конкретные виды деятельности;

устанавливает, какие виды разрешительной деятельности вправе осуществлять органы исполнительной власти субъектов Федерации.

Очевидно, что включение любой деятельности в сферу действия разрешительной системы означает ограничение свободы осуществлять ее, принятие ограничительных норм. Поэтому это должно делаться только на основании федерального закона.

Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ установлена административная и уголовная ответственность за занятие деятельностью, которая включена в разрешительную систему, без разрешения. Так, в КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) (ст. 14.1), за управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (ст. 12.6).

В статье 171 УК РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), когда оно обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.