35.3 Материальная ответственность по административному праву
Административная и дисциплинарная ответственности состоят в применении взысканий, т. е. карательных санкций с целью общей и частной превенции правонарушений. А материальная ответственность – это применение восстановительных санкций для того, чтобы возместить причиненный имущественный ущерб. Поэтому она наступает, если действительно причинен прямой, реальный ущерб:
при исполнении служебных обязанностей;
противоправным деянием;
виновно;
между противоправным деянием и наступившим ущербом имеется причинная связь.
Административным правом регламентируется только материальная ответственность военнослужащих. Соответствующие нормы содержатся в Федеральном законе от 12 июля 1999 г. № 161‑ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих».
Материальная ответственность реализуется в рамках коллектива, соответствующие полномочия – часть дисциплинарной власти линейного руководителя, ущерб взыскивается с члена устойчивого коллектива.
От дисциплинарной этот вид ответственности отличает то, что размер применяемых санкций зависит в основном не от степени вины, а от размера наступившего в результате виновных противоправных действий вреда (1), виновный может добровольно возместить причиненный вред полностью или частично (2), санкция не может быть заменена мерами общественного воздействия (3), носит имущественный характер (4), а их применение не создает состояние наказанности (5).
Карательные и правовосстановительные санкции дополняют друг друга, за одно деяние могут применяться одновременно к одному лицу. Возмещение ущерба военнослужащими и призванными на сборы военнообязанными производится независимо от привлечения их к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности за действие (бездействие), которым причинен материальный ущерб государству.
Взыскание ущерба с военнослужащих является разновидностью дисциплинарного принуждения. Административным правом регулируются не только основания, но и порядок привлечения названных выше лиц к материальной ответственности. Он отличается от порядка взыскания ущерба с рабочих и служащих, закрепленного трудовым правом.
Меры материальной ответственности, установленные нормами административного права, применяются в административном процессе. На основании Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» имущественный ущерб может быть взыскан: с любых военнослужащих, а также с призванных на сборы военнообязанных.
По общему правилу материальная ответственность военнослужащих является ограниченной. Это значит, что с них может быть взыскана сумма причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет, а с тех, кто проходит военную службу по призыву, – не более двух окладов. С командиров, виновных в незаконном увольнении, приеме, переводе, могут быть взысканы произведенные по их вине воинской частью выплаты, но не более трех окладов и трех месячных надбавок за выслугу лет.
Полная материальная ответственность военнослужащих в размере причиненного ущерба наступает, если:
он причинен действиями, содержащими признаки состава преступления;
имущество было передано виновному для хранения, перевозки, выдачи, пользования и иных целей;
совершено умышленное уничтожение, повреждение или иное умышленное действие, повлекшее материальный ущерб;
виновные действия совершены лицами, добровольно приведшими себя в состояние наркотического, токсического или алкогольного опьянения.
Производство по делам о материальной ответственности состоит из четырех стадий :
1) служебного расследования;
2) рассмотрения дела;
3) пересмотра приказа;
4) исполнения приказа.
При обнаружении ущерба командир (начальник) обязан назначить административное (служебное) расследование, если это необходимо для установления размера, причин ущерба и виновных. Административное расследование должно быть закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба. Вышестоящий командир вправе продлить срок, но не более чем на один месяц.
Получив необходимые материалы, командир издает приказ о взыскании соответствующей суммы. Но здесь законом установлены два ограничения :
приказ может быть издан в течение двух недель со дня окончания расследования, поступления материалов ревизии, следствия, решения суда;
взыскиваемая сумма не превышает одного оклада и одной месячной надбавки за выслугу лет;
приказ объявляется под роспись виновному и затем может быть обращен к исполнению по истечении семи дней.
Если подлежащая взысканию сумма больше месячного оклада и месячной надбавки за выслугу лет или если приказ в течение двух недель не издан, взыскание ущерба производится в судебном порядке. Судом также взыскивается сумма с лиц, уволенных с военной службы, убывших с военных сборов (это один из немногих случаев, когда мера дисциплинарного принуждения применяется в судебном порядке).
Военнослужащий вправе добровольно полностью или частично возместить причиненный ущерб в денежной форме. Он вправе обжаловать приказ вышестоящему командиру или в суд. Жалоба не приостанавливает исполнение приказа.
Ежемесячно денежные удержания с целью возмещения ущерба на основании приказа по общему правилу производятся в размере 20 % месячного денежного довольствия. С лиц, не возместивших ущерб к дню увольнения с военной службы, оставшаяся задолженность взыскивается по общим правилам исполнительного производства.
К сожалению, федеральными нормативными актами не решен вопрос о материальной ответственности сотрудников правоохранительных органов, студентов и учащихся.
* * *
Любая юридическая ответственность предполагает ограничение прав граждан, юридических лиц. Поэтому основания и меры ответственности, порядок применения санкций должны регламентироваться законами . Ответственность по трудовому, исправительно‑трудовому праву, ответственность судей регулируется федеральными законами. А дисциплинарная и материальная ответственность по административному праву предусмотрена частично федеральными законами, частично указами Президента РФ, частично ведомственными нормативными актами и даже уставами образовательных учреждений. К тому же в действующей системе правовых норм по рассматриваемому вопросу немало пробелов, имеются правовые ошибки. Представляется, что необходимо на федеральном уровне издать:
Дисциплинарный устав правоохранительной службы;
Дисциплинарный устав государственной гражданской службы;
федеральный закон о материальной ответственности служащих правоохранительных органов;
федеральный закон об основах дисциплинарной и материальной ответственности лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, и др.
После принятия таких законов соответствующий раздел учебников «Административное право» приобретет должную полноту в освещении вопросов дисциплинарного принуждения по административному праву. А дисциплинарная и материальная ответственность государственных служащих и обучающихся будет регулироваться правовыми нормами, соответствующими современному законодательству. Одновременно будут ликвидированы застарелые пробелы в российской правовой системе.
1 Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник – М., 1997. – С. 4.
2 См.: Современный словарь иностранных слов. – СПб., 1994. – С. 22; Толковый словарь русского языка. – М., 1995. – С. 17.
3 В этом параграфе рассматривается государственная административная власть, рядом с которой существуют муниципальная, частная администрации и их административная власть.
4 Драго Р. Административная наука. – М., 1982. – С. 5–6.
5 «Исполнительной власти принадлежит право издавать во исполнение закона распоряжения и предписания, прибегая в случае неповиновения или сопротивления к принуждению. Таким образом, исполнительная власть распадается на распорядительную власть и принудительную» (Тарасов И.Т. Учебник науки полицейского права. Вып. 1. – М., 1891. – С. 81).
6 «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом» (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ). Гарантии данного права предусмотрены также Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. № 8‑ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
7 Яковлев В.Ф. Экономика, право, суд. – М., 2003. – С. 53, 257.
8 Елистратов А.И. Должностное лицо и гражданин // Вопросы административного права. – М., 1916. – С. 80.
9 Подробнее о приципах административного права см.: Корнеев А.П. Административное право России. – М., 1996. – С. 32–35.
10 Все упоминаемые в данном учебнике нормативные правовые и судебные акты рассматриваются в действующей редакции, кроме особо оговоренных случаев. Со всеми изменениями и дополнениями, внесенными в них, равно как и с источниками их опубликования, можно ознакомиться в справочно‑правовых системах типа «Гарант», «КонсультантПлюс» и др.
11 См.: Козлов Ю.М. Административные правоотношения. – М., 1976; Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. – М., 1974.
12 См.: Александров Н.Г. Законность и правоотношения в советском обществе. – М., 1955. – С. 119–120; Петров Г.И. Советское административное право: Часть общая. – Л.: ЛГУ, 1961. – С. 85–86 и др.
13 Бельский К.С. О предмете и системе науки административного права // Государство и право. – 1998. – № 10. – С. 21, 23.
14 См., напр.: Асадов А.М. Административно‑правовой статус Банка России. – Екатеринбург, 1999.
15 Чтобы расширить преподавание цикла административных дисциплин, в вузах читают курсы «Административная ответственность», «Административный процесс» и др.
16 Подробнее см.: Алексеев С.С. Общая теория права. – М., 1982. – Т. 2. – С. 129.
17 В ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. записано: «Ребенок регистрируется сразу же после рождения, с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства».
18 Правовое положение военнослужащего будет рассмотрено в гл. 12 «Милитаризованная служба России».
19 Килясханов И.Ш. Проблемы обеспечения прав и свобод граждан: Автореф. дисс… докт. юрид. наук. – М., 1997. – С. 9.
20 Екатерина II запретила крепостным подавать жалобы. А в Древней Руси говорили: «Государь, не вели казнить, вели слово молвить».
21 См.: Российская газета. – 1998. – 3 февраля.
22 Очень жаль, что круг субъектов, которые обязаны рассматривать жалобы, названных в этом Законе и в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», не совпадает.
23 Постановка жалобы на контроль означает, что руководителю должны доложить о результатах ее рассмотрения.
24 В литературе по уголовному, арбитражному и гражданскому процессам в понятие «судебный надзор» вкладывается иной смысл: рассмотрение вышестоящими судами в порядке надзора актов правосудия, вступивших в законную силу.
25 В ряде стран (например, во Франции, Германии, Украине, Египте) административная юстиция осуществляется специальными административными судами в порядке, установленном нормами административного права. В связи с этим нередко ученые считают, что административная юстиция есть только в тех странах, где созданы такие суды.
26 См.: Бюллетень Верховного Суда РФ (ВС РФ). – 1998. – № 9. – С. 9, 10.
27 См.: Бюллетень ВС СССР. – 1968. – № 4. – С. 25.
28 Аналогичные функции (способы воздействия на системы) исполняются и в системах муниципального, корпоративного управления.
29 См.: Философский словарь. – М., 1975. – С. 395.
30 Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1972. – С. 67.
31 Словарь русского языка. – М., 1957. – Т. 1. – С. 180.
32 См.: Чиркин В.Е. Необходимо ли понятие юридического лица публичного права // Государство и право. – 2006. – № 5. – С. 22–26.
33 См.: Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. Указа Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724) (разд. II). Силовые ведомства непосредственно подчинены Президенту РФ, поэтому он назначает их руководителей. Особенно широки полномочия Президента как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ в сфере обороны.
34 Ряд положений (о «силовых» министерствах, службах и др.) утверждены указами Президента РФ, см., например, Указ от 13 октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», которым утверждено Положение об этой Службе.
35 За последние годы в России быстро растет число семейных служащих (няней, охранников и т. п.).
36 Бребан Г. Французское административное право. – М., 1988. – С. 325–327.
37 Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации. – М., 1997. – С. 29.
38 Статья 575 ГК РФ допускает дарение обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, государственным и муниципальным служащим в связи с исполнением ими служебных обязанностей.
39 См.: Российская газета. – 2004. – 9 дек.
40 Бюллетень ВС РФ. – 1997. – № 1.
41 Если правоохранительную деятельность понимать широко, то прокуратура тоже ее осуществляет. Но служба в прокуратуре – это особый вид государственной гражданской службы, она не имеет многих из тех особенностей, о которых речь шла ранее.
42 См.: Бельский К.С. Полицейское право. – М., 2004. – С. 17–46.
43 См.: Бюллетень ВС РФ. – 2004. – № 1.
44 Например, содержание деятельности – проверка знаний, а формы ее – зачет, экзамен, деловая игра, тестирование.
45 Болгарские ученые называют их административными актами. См.: Стайнов П., Ангелов А. Административное право Народной Республики Болгарии. – М., 1960. В науке советского административного права их принято было называть правовыми актами управления. Представляется, что более точное название – правовые акты государственной администрации.
46 Ведель Ж. Административное право Франции. – М., 1973. – С. 138.
47 Например, ч.1 ст. 12.7 КоАП РФ устанавливает правило: управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством, влечет наложение штрафа в размере двух тысяч пятисот рублей.
48 См. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1995. – С. 776.
49 См.: Современный словарь иностранных слов. – СПб., 1994.
50 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1995. – С. 616. См. также: Современный словарь иностранных слов. – СПб., 1994. – С. 499.
51 См.: Демин А.А. Понятие административного процесса и административно‑процессуального кодекса Российской Федерации // Вестник МГУ. Серия Право. – 1998. – № 4. – С. 18–33.
52 См.: Сорокин В.Д. Административно‑процессуальное право. – М., 1972. – С. 52–77.
53 В середине ХХ века в СССР существовал налог на бездетность. С мужчин и женщин, которым более 18 лет и не имевшим детей, за бездетность ежемесячно взималось 6 % заработка.
54 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – С. 346, 746.
55 Например, в конце ХХ века государственная пожарная служба была из МВД России передана в МЧС России, а уголовно‑исполнительная служба – из МВД России в Минюст России.
56 Плеханов Г.В. Избранные философские произведения – М., 1956. – С. 103.
57 Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. – М., 1997. – С. 173.
58 Казанцев М.Ф. Договорное регулирование. Цивилистическая концепция. – Екатеринбург, 2005. – С. 12.
59 См.: Юридический энциклопедический словарь. – М., 2006. – С. 183.
60 См.: Елистратов А.И. Очерк административного права. – М., 1992; Кобалевский В. Советское административное право. – Харьков, 1929.
61 Ямпольская Ц.А. О теории административного договора // Сов. государство и право. – 1966. – № 10; Новоселов В.И. К вопросу об административных договорах // Изв. вузов. Правоведение. – 1969. – № 3. В последующие годы этой темой занимаются Рудашевский В.Д., Юсупов В.А. и другие ученые.
62 Административно‑надзорную деятельность профессор К.Г. Бельский предлагает называть полицейской, а регулирующие ее нормы – полицейским правом (см.: Бельский К.С. Полицейское право. – М., 2004).
63 Демин А.А. Проблемы методов правового регулирования // Административное право и административный процесс: актуальные проблемы. – М., 2004. – С. 104–127.
64 Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. – М., 2005. – С. 133, 134, 146.
65 Вестник ВАС РФ. – 2004. – № 8. – С. 11.
66 См.: Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2007 году // Росс. юстиция. – 2008. – № 3. – С. 62.
67 Адинистративное право зарубежных стран. – М.: Спарк, 2003. – С. 202, 203.
68 Вестник публичного права. – 2004. – № 4. – С. 23.
69 Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом обществе. – М., 1966. – С. 158.
70 См.: Известия. – 1995. – 29 апр.
71 Российская газета. – 2005. – 6 дек.
72 Елистратов А.И. О личном задержании по советскому праву // Рабоче‑крестьянская милиция. – 1923. – № 2/3. – С. 31.
73 См.: Богуш Г.И. К вопросу об уголовной ответственности юридических лиц // Вестник МГУ. Сер. 11: Право. – 2005. – № 4.
74 За последние годы резко возросли максимальные размеры штрафов, которые могут налагаться на правонарушителей. Так, на юридических лиц штраф может налагаться в размере до 1 млн, на должностных лиц – до 50 тыс. рублей (ст. 3.5 КоАП). Полезно было бы установить максимальный размер штрафа, назначаемого во внесудебном порядке, а большие штрафы назначаются в судебном порядке.
75 Об этом неоднократно писали выдающиеся российские ученые‑административисты Л.Л. Попов, Н.Г. Салищева, В.Д. Сорокин, А.П. Шергин и др. См., напр.: Салищева Н.Г. Проблемные вопросы института административной ответственности в России // Административная теории ответственность: вопросы и практики. – М., 2004. – С. 10–17; Сорокин В.Д. КоАП РФ. Вводный комментарий. – СПб., 2002; Шергин А.П. Административно‑деликтное законодательство России: состояние, проблемы, перспективы // Административное право и административный процесс: актуальные проблемы. – М., 2004. – С. 166–180.
76 В названных субъектах РФ теперь действуют по два кодекса об административных правонарушениях.
77 Вестник публичного права. – 2006. – № 13. – С. 37.
78 Бюллетень ВС РФ. – 2006. – № 5. – С. 15.
79 Бюллетень ВС РФ. – 2006. – № 2. – С. 8.
80 Судами общей юрисдикции в 2007 г. было рассмотрено 83,3 тыс. дел об административных правонарушениях юридических лиц, а в 2008 г. – 107,9 тыс.
81 Подробнее см.: Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. – М., 2005.
82 Российская юстиция. – 2009. – № 8. – С. 64.
83 Российская газета. – 2009. – 28 окт. – С. 11.
84 Не трудно заметить, что три первые стадии производства по делам об административных правонарушениях состоят их четырех сходных этапов. Первый этап стадии появление повода (информации в форме обнаружения правонарушения, поступившего дела, жалобы, протеста). Второй – это проверка поступившей информации, сбор, анализ информации. Третий – это принятие и оформление документа (протокола, постановления, решения). Четвертый этап – обнародование протокола, постановления решения.
85 В жалобе должно быть четко указано, кто ее автор, суть жалобы, кому она адресована.
86 Представляется, что законом следует закрепить обязанность судьи, должностного лица сообщать потерпевшему о наступлении протеста прокурора, жалобы обвиняемого и предстоявшим пересмотра дела.
87 За последние 40 лет было много амнистий по уголовным делам и не было ни одной амнистии по делам об административных правонарушениях.
88 Ежегодно около 1 млн водителей лишают водительских прав.
89 Представляется, что для арестованного, для начальника спецприемника и для судьи предпочтительнее было бы, чтобы действовало старое правило.
90 В соответствии с Уставом Вооруженных Сил РФ в судебном порядке к военнослужащим применяется такая дисциплинарная мера наказания, как арест на срок до 15 суток.
91 Бюллетень ВС РФ. – 2003. – № 9. – С. 3.
92 Военнослужащие Вооруженных Сил РФ, внутренних, пограничных и других видов военной службы привлекаются к дисциплинарной ответственности на основе единого нормативного акта – Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ. Соответственно полезно было бы применять единый для всех милитаризованных служащих России.Применение дисциплинарных взысканий к студентам, аспирантам регламентировано в самом общем виде.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Демьян Николаевич Бахрах Административное право России: учебник для вузов
- Аннотация
- Бахрах Демьян Николаевич Административное право России Предисловие
- 1.2 Понятие и виды администрации
- 1.3 Основные признаки публичной административной (исполнительной) власти
- 1.4 Административные услуги
- Глава 2. Предмет, метод и система административного права россии
- 2.1 Предмет административного права
- 2.2 Методы административно‑правового регулирования
- 2.3 Система административного права
- Глава 3. Механизм административно‑правового регулирования
- 3.1 Нормы административного права
- 3.2 Действие административно‑правовой нормы во времени
- 3.3 Виды источников норм административного права
- 3.4 Система источников административного права
- 3.5 Понятие и виды административно‑правовых отношений
- 3.6 Структура административного правоотношения
- Глава 4. Административное право россии – отрасль юридической науки и научная дисциплина
- 4.1 Предмет и задачи науки административного права
- 4.2 Развитие науки административного права в России
- 4.3 Административное право как учебная дисциплина
- 5.2 Административно‑правовой статус гражданина
- 5.3 Специальные административно‑правовые статусы индивидуальных субъектов
- 5.4 Административно‑правовой статус лиц, совершивших правонарушения
- 5.5 Воинская обязанность граждан Российской Федерации
- Глава 6. Обязанности и права граждан российской федерации в условиях паспортного режима
- 6.1 Понятие, содержание, цели, правовая основа паспортного режима
- 6.2 Паспорт – основной документ гражданина Российской Федерации на ее территории
- 6.3 Обязанность гражданина Российской Федерации иметь паспорт
- 6.4 Обязанность гражданина соблюдать правила регистрационного учета (регистрации) по месту проживания
- 6.5 Право на получение заграничного паспорта
- 6.6 О персональных данных
- Глава 7. Право граждан на защиту от неправомерных действий (решений) и бездействия государственной и муниципальной администрации
- 7.1 Способы защиты прав граждан
- 7.2 Право граждан на обращение в государственные органы и органы муниципальных образований
- 7.3 Право гражданина на административную жалобу
- 7.4 Производство по административным жалобам граждан
- 7.5 Право граждан на судебное обжалование незаконных решений (действий) органов исполнительной власти и их должностных лиц (административная юстиция в Российской Федерации)
- 7.6 Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительной власти и ее должностных лиц
- Раздел III. Государственная администрация, ее органы и служащие Глава 8. Содержание деятельности и организационная структура государственной администрации
- 8.1 Функции (содержание деятельности) государственной администрации
- 8.2 Линейная и функциональная власть
- 8.3 Организационная структура государственной администрации
- 8.4 Административное ведомство
- Глава 9. Исполнительные органы государственной власти
- 9.1 Понятие исполнительного органа государственной власти
- 9.2 Содержание административно‑правового статуса исполнительного органа государственной власти
- 9.3 Виды исполнительных органов государственной власти
- 9.4 Правительство рф
- 9.5 Центральные органы федеральной исполнительной власти: некоторые результаты административной реформы
- 9.6 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- Глава 10. Государственная служба и государственные служащие
- 10.1 Понятие и типы службы в обществе
- 10.2 Понятие и статус должности
- 10.3 Государственная служба, государственная должность, государственный служащий
- 10.4 Основные принципы государственной службы
- 10.5 Классификация государственных служащих
- Глава 11. Государственная гражданская служба россии
- 11.1 Особенности государственной гражданской службы
- 11.2 Служебная карьера (процесс прохождения службы)
- 11.3 Прием (поступление) на службу
- 11.4 Обязанности и права государственных гражданских служащих
- 11.5 Аттестация служащих
- 11.6 Присвоение классных чинов государственным гражданским служащим
- 11.7 Прекращение государственной гражданской службы (прекращение служебного контракта)
- Глава 12. Милитаризованная служба россии
- 12.1 Особенности милитаризованной службы России
- Часть 4 ст. 42 Федерального закона «о воинской обязанности и военной службе» устанавливает: «Военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях:
- 12.2 Военная служба
- 12.3 Правоохранительная служба
- Раздел IV. Формы деятельности государственной администрации Глава 13. Акты государственной администрации
- 13.1 Виды форм деятельности публичной исполнительной власти
- 13.2 Основные признаки правового акта государственной администрации
- 13.3 Виды правовых актов государственной администрации
- 13.4 Ведомственные нормативные акты
- 13.5 Правовые акты государственных органов субъектов Федерации
- 13.6 Условия эффективности актов государственной администрации
- 13.7 Прекращение действия акта государственной администрации
- Глава 14. Негласная деятельность государственной администрации
- 14.1 Виды негласной деятельности государственной администрации
- 14.2 Режим секретности в России
- 14.3 Оперативно‑розыскная деятельность
- Глава 15. Административно– процессуальная деятельность государственной администрации
- 15.1 Понятие и виды юридического процесса
- 15.2 Административные процессы
- 15.3 Административно‑процессуальное право и административно‑процессуальные нормы
- 15.4 Общие стадии административных процессов
- 15.5 Административная подведомственность
- Раздел V. Методы деятельности государственной администрации Глава 16. Методы и способы деятельности публичной администрации
- 16.1 Понятие и виды методов деятельности государственной администрации
- 16.2 Система методов и способов административного воздействия
- 16.3 Методы прямого и косвенного административного воздействия
- 16.4 Убеждение как метод деятельности государственной администрации
- Глава 17. Поощрение как метод деятельности публичной администрации
- 17.1 Понятие и особенности поощрения
- 17.2 Способы поощрения
- 17.3 Виды поощрительных средств
- 17.4 Поощрительное производство
- Глава 18. Административный договор и договорная деятельность публичной администрации
- 18.1 Виды юридических договоров
- 18.2 Понятие и признаки административных договоров
- 18.3 Виды административных договоров
- 18.4 Договорная деятельность публичной администрации
- Глава 19. Административный надзор
- 19.1 Понятие и субъекты административного надзора
- 19.2 Содержание административного надзора
- 19.3 Процессуально‑правовые основы надзорного производства
- 19.4 Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- Глава 20. Разрешительная система в российской федерации
- 20.1 Понятие и особенности разрешительной системы
- 20.2 Правовая основа разрешительной системы
- 20.3 Разрешительное производство. Возбуждение дела
- 20.4 Принятие и исполнение решения
- 20.5 Надзор за соблюдением правил и условий разрешительной деятельности
- 20.6 Переоформление разрешений
- Глава 21. Специальные административно‑правовые режимы (право экстремальных ситуаций)
- 21.1 Общий и специальные административно‑правовые режимы
- 21.2 Режим чрезвычайного положения
- 21.3 Режим контртеррористической операции
- 21.4 Режим военного положения
- 21.5 Режим особого положения
- 21.6 Режим охраны Государственной границы Российской Федерации
- 21.7 Режим закрытого административно территориального образования
- Раздел VI. Режим законности в деятельности государственной администрации Глава 22. Содержание и особенности режима законности в деятельности публичной администрации
- 22.1 Содержание и значение законности
- 22.2 Особенности обеспечения режима законности в деятельности государственной администрации
- 22.3 Система гарантий законности деятельности публичной администрации
- 22.4 Содержание и виды контроля за деятельностью публичной администрации
- 22.5 Президентский контроль за государственной администрацией
- Глава 23. Судебный контроль за законностью деятельности публичной администрации
- 23.1 Основания и виды судебного контроля за законностью деятельности публичной администрации
- 23.2 Понятие и особенности административного судопроизводства
- 23.3 Административное судопроизводство и административная юстиция
- 24.2 Виды принуждения по административному праву
- 24.3 Понятие и виды административно‑правового принуждения
- Глава 25. Меры административного пресечения
- 25.1 Понятие и виды мер пресечения
- 25.2 Принудительное лечение
- 25.3 Применение огнестрельного оружия
- 25.4 Административное задержание граждан
- 25.5 Изъятие имущества, создающего угрозу безопасности, и у незаконного владельца
- Раздел VIII. Административная ответственность в российской федерации Глава 26. Понятие и основания административной ответственности
- 26.1 Понятие административной ответственности
- 26.2 Нормативное основание административной ответственности
- 26.3 Административное правонарушение – фактическое основание административной ответственности
- 26.4 Отличие административного проступка от дисциплинарного проступка и от преступления
- Глава 27. Состав административного правонарушения
- 27.1 Понятие и виды составов
- 27.2 Признаки объекта административного правонарушения
- 27.3 Признаки объективной стороны состава административного проступка
- 27.4 Признаки субъекта административного правонарушения
- 27.5 Признаки субъективной стороны состава административного правонарушения
- 27.6 Особенности административной ответственности юридических лиц
- Глава 28. Административные наказания
- 28.1 Система административных наказаний
- 28.2 Виды административных наказаний
- 28.3 Общие принципы назначения административных наказаний
- Глава 4 КоАп рф закрепляет следующие общие правила карательного воздействия:
- 28.4 Обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность
- 29.1 Понятие, правовая основа, особенности производства по делам об административных правонарушениях
- 29.2 Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях. Право на защиту
- 29.3 Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении
- 29.4 Участники производства по делам об административных правонарушениях
- 29.5 Подведомственность дел об административных правонарушениях
- 29.6 Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях
- 29.7 Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
- 29.8 Система стадий и этапов производства по делам об административных правонарушениях
- Глава 30. Возбуждение и расследование дел об административных правонарушениях
- 30.1 Фактические основания и процессуальные поводы возбуждения дел
- 30.2 Даты и формы возбуждения дел об административных правонарушениях
- 30.3 Значение и содержание протокола об административном правонарушении
- 30.4 Кто вправе составлять протокол об административных правонарушениях
- 30.5 Упрощенное (беспротокольное) производство по делам об административных правонарушениях
- 30.6 Административное расследование по делам об административных правонарушениях
- 30.7 Сроки составления и направления по подведомственности протоколов (дел) об административных правонарушениях
- Глава 31. Рассмотрение дел об административных правонарушениях
- 31.1 Подготовка дела к рассмотрению
- 31.2 Слушание дела
- 31.3 Принятие постановления по делу
- 31.4 Обнародование постановления (решения)
- Глава 32. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
- 32.1 Общая характеристика стадии
- 32.2 Порядок обжалования
- 32.3 Подготовка к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
- 32.4 Рассмотрение жалобы на постановление
- 32.5 Решение по жалобе (протесту) на постановление
- 32.6 Оглашение решения, вынесенного по жалобе
- Глава 33. Исполнение административных наказаний
- 33.1 Общая характеристика стадии исполнения
- 33.2 Вступление в законную силу постановлений о назначении административных наказаний
- 33.3 Обращение постановлений к исполнению
- 33.4 Прекращение и окончание исполнения постановлений
- 33.5 Исполнение постановлений о назначении предупреждения и административного штрафа
- 33.6 Исполнение постановлений о конфискации и возмездном изъятии
- 33.7 Исполнение постановлений о лишении специальных прав
- 33.8 Исполнение постановлений об административном аресте
- 33.9 Исполнение постановлений об административном приостановлении деятельности
- Раздел X. Дисциплинарное принуждение как метод деятельности публичной администрации Глава 34. Дисциплинарное принуждение по административному праву
- 34.1 Особенности дисциплинарно‑правового принуждения в Российской Федерации
- 34.2 Виды дисциплинарного принуждения по административному праву
- Глава 35. Дисциплинарная и материальная ответственность по административному праву
- 35.1 Дисциплинарная ответственность по административному праву
- 35.2 Дисциплинарное производство по административному праву
- 35.3 Материальная ответственность по административному праву