logo

12.3 Правоохранительная служба

Правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, строевых подразделениях, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью и административными правонарушениями, по защите прав и свобод человека, которым присваиваются специальные звания и классные чины.

Эта служба осуществляется в органах:

внутренних дел (милиции) МВД России;

Федеральной таможенной службы;

Федеральной службы судебных приставов;

Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков;

Федеральной службы исполнения наказаний России;

Федеральной фельдъегерской службы Российской Федерации;

Государственной противопожарной службы МЧС России и др.

Есть мнение, что этот вид государственной службы логично было бы определить термином «полицейская служба»42, поскольку она связана прежде всего со службой в милиции и сходных с ней по характеру деятельности организациях.

Необходимо выделить несколько принципиальных особенностей, позволяющих говорить о правоохранительной государственной службе как особом виде государственной службы.

Во‑первых, данный вид службы объединяют особые организации, располагающие вооруженными отрядами, в задачи которых входит поддержание правопорядка, борьба с правонарушениями, защита существующего общественного порядка.

Во‑вторых, многие сотрудники правоохранительных органов государственной исполнительной власти при выполнении возложенных на них функций являются представителями власти, они вправе осуществлять контроль, применять меры государственного принуждения, требовать от неподчиненных им по службе лиц определенного поведения.

В примечании к ст. 318 УК РФ представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

В‑третьих, правоохранительная служба имеет свою правовую базу, но пока не имеет единого нормативного правового акта, регулирующего общие вопросы ее организации и прохождения, хотя его принятие предусмотрено Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации». Правоохранительная служба урегулирована множеством разных по юридической силе и содержанию нормативных правовых актов. Правовую базу данного вида государственной службы составляют Конституция РФ, Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», федеральные законы о соответствующих видах государственной деятельности («О милиции», «О судебных приставах», «Об исполнительном производстве», «О федеральной фельдъегерской связи», «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и др.), а также многие подзаконные нормативные правовые акты.

ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Рассматривая дело об оплате отпуска по уходу за ребенком сотруднику таможни, Верховный Суд РФ отметил, что ст. 35 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» прямо закреплено положение о выплате денежного довольствия в период нахождения сотрудников таможенных органов в других отпусках (в том числе по уходу за ребенком).

«Таким образом, Федеральным законом «О службе в таможенных органах Российской Федерации» в дополнение к общим правилам предоставления отпусков предусмотрены и специальные правила, улучшающие положение сотрудников таможенных органов. Установление дополнительных льгот является правом законодателя»43.

В‑четвертых, у служащих правоохранительных органов существует своя система специальных званий. В основе ее лежат воинские звания (лейтенант, капитан), но к ним добавляются слова, характеризующие вид службы (капитан милиции, лейтенант внутренней службы). Специфичны у них и форма одежды, знаки отличия.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4