logo

21.5 Режим особого положения

Помимо чрезвычайного и военного положения, действующее законодательство и административная практика предусматривают возможность введения иных особых правовых режимов, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций криминогенного, природного, экологического и техногенного характера. Они получили условное название – особое положение. Эти режимы могут устанавливаться федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации. Так, постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1992 г. № 1008 «О режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлены особые режимы зоны отчуждения, зоны отселения, зоны проживания с правом на отселение. В случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей Правительство РФ или органы исполнительной власти субъектов Федерации вправе ввести на отдельных территориях или в населенных пунктах особые условия хозяйствования и режимы жизнедеятельности населения.

В последнее время широкое распространение получила практика введения органами исполнительной власти субъектов Федерации режима чрезвычайной ситуации природно‑техногенного характера. При этом они руководствуются федеральными законами от 21 декабря 1994 г. № 68‑ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и от 22 августа 1995 г. № 151‑ФЗ «Об аварийно‑спасательных службах и статусе спасателей», постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Данные правовые акты прямо не предусматривают возможность введения какого‑либо особого режима, но устанавливают отдельные административные меры, в том числе носящие ограничивающий характер, которые могут быть использованы органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, руководителями работ по ликвидации чрезвычайной ситуации. К таким мерам относятся: эвакуация граждан; остановка деятельности организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации; проведение аварийно‑спасательных и других неотложных мероприятий; ограничение доступа людей в зону чрезвычайной ситуации; использование средств связи, транспорта и иного имущества организаций, находящихся в этой зоне; привлечение на добровольной основе населения к проведению аварийно‑спасательных работ; усиление охраны общественного порядка в зоне чрезвычайной ситуации.

Особый режим позволяет комплексно применять указанные средства, направляет их на достижение единой цели, не дает им «затеряться» в массе обычных административных функций. Режим помогает обеспечить безопасность граждан, создать условия для нормальной деятельности организаций, сформировать организационно‑правовой механизм, адекватный остроте чрезвычайной ситуации. Без надлежащей правовой основы нельзя выработать общеобязательные режимные правила, а значит, обеспечить соответствующее поведение населения и привлечение к ответственности за их нарушение. Объявление особого режима без четкого закрепления оснований, условий и официальной процедуры введения, при отсутствии исчерпывающего перечня возможных чрезвычайных мер, представляется неправомерным ограничением прав и свобод граждан.

Необходимо принять специальный федеральный закон о режиме чрезвычайной ситуации природно‑техногенного характера. Ведь такой режим существенно отличается от чрезвычайного положения прежде всего тем, что это федерально‑региональный режим, право устанавливать который должны иметь и органы государственной власти субъектов Федерации. Кроме того, этот режим не предусматривает ограничение конституционных прав граждан, социально‑политической активности. Ограничение свободы передвижения и некоторых других прав – это неизбежные последствия аварийно‑спасательных, восстановительных, предупредительно‑организационных, эвакуационных мероприятий. И наконец, такой режим не предполагает изменения компетенции органов публичной администрации. В качестве органов, осуществляющих руководство деятельностью по обеспечению режима чрезвычайной ситуации, выступают глава исполнительной власти субъекта Федерации, главные управления и управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий субъектов Федерации, комиссии по чрезвычайным ситуациям субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4