logo

17.3 Виды поощрительных средств

Государственная администрация использует в своей деятельности огромное количество поощрительных средств. Для того чтобы лучше разобраться в них, необходимо провести группировку мер поощрения. С административно‑правовой точки зрения лучше всего для решения этой задачи использовать критерии: правовой основы; фактического основания поощрения; вида поощряемых субъектов; вида поощряющих субъектов. Ранее, при рассмотрении способов поощрения, фактически была проведена группировка поощрительных средств по их содержанию (моральные, материальные и др.).

С точки зрения правовой основы можно различать поощрение формальное и неформальное . Формальным признается поощрение, регламентированное правовыми нормами, соответствующие меры оформляются специальными правоприменительными актами (приказами и т. д.) и, как правило, заносятся в трудовую книжку, служебную карточку, личное дело.

Кроме того, можно выделить правовые (формальные) средства положительного стимулирования, предусмотренные федеральными актами (законами, указами, правительственными и ведомственными актами), актами субъектов Федерации, а также локальными актами государственных организаций.

В поощрительной деятельности возможно и желательно проявление инициативы, применение разных мер воздействия, которые или вообще не предусмотрены юридическими нормами, или не относятся ими к мерам поощрения. Неформальные средства – это и похвала, высказанная лицу руководителем в личной беседе, и публичное одобрение, и направление на престижный симпозиум за рубеж, и повышение по службе, и предоставление ссуды для приобретения мебели, квартиры, и многое, многое другое.

Все основания (заслуги) можно поделить на абсолютные и относительные . Абсолютными можно назвать подлинные заслуги, а относительными – полезные действия по устранению вредных последствий ранее совершенных нарушений, по исправлению, перевоспитанию.

Абсолютным основанием поощрения является добросовестное выполнение трудовых, служебных, родительских и иных постоянных обязанностей. Оно широко используется также для стимулирования лиц, отличившихся при выполнении гражданского долга («за мужество», «за отвагу на пожаре», «за спасение утопающего», за помощь в задержании преступника и т. п.).

Так, в п. 32 ст. 11 Закона РФ «О милиции» предусмотрено, что милиции предоставляется право «объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и выплачивать его гражданам и организациям; поощрять граждан, оказавших помощь милиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей».

Для поощрения широко используются такие поводы, как юбилеи (гражданина, организации), определенные достижения (в науке, спорте, самодеятельности и т. д.), победы в конкурсах, олимпиадах, смотрах.

Все названные основания являются абсолютными, а обусловленное ими поощрение – абсолютным.

Поощрение призвано стимулировать прежде всего абсолютные положительные действия, но, кроме того, оно может использоваться для социальной адаптации лица, отбывающего наказание (условно‑досрочное снятие судимости и т. д.). Формальным является такое поощрение, как «снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания».

Относительные поводы, относительное поощрение регламентируются Уголовным кодексом, Кодексом РФ об административных правонарушениях, дисциплинарными уставами и другими источниками права. Нормы этих актов обязывают поощрять добровольный отказ от неправомерной деятельности, чистосердечное раскаяние, добровольное устранение причиненного вреда.

В примечании к ст. 6.8 КоАП РФ установлено, что «лицо, добровольно сдавшее приобретенные без цели сбыта наркотические средства, а также психотропные вещества, а также их аналоги, освобождается от административной ответственности за данное административное нарушение». Представляется, что такие нормы должны быть расширены до уровня общих правил административной ответственности. Они должны распространяться и на мелкое хищение, и на многие другие административные проступки, не только на лишение прав, но и такое взыскание, как штраф.

На основании норм административного права могут поощряться коллективные и индивидуальные субъекты . К коллективным субъектам относятся структурные подразделения государственных и общественных организаций, предприятия, учреждения, воинские части и другие организации.

Намного чаще, особенно сейчас, отмечаются заслуги индивидуальных субъектов. Это:

рабочие, служащие, студенты, сотрудники различных организаций (члены организованных коллективов);

активисты, члены разных советов, комиссий государственных и муниципальных организаций, их внештатные сотрудники;

граждане, выполнившие свой общественный долг, совершившие подвиги, добившиеся успехов в спорте, науке, выявившие месторождения полезных ископаемых, и т. д. Так, 26 декабря 1995 года Правительство РФ утвердило Положение о порядке выплаты денежных вознаграждений за выявление месторождений полезных ископаемых;

проживающие вне России иностранные граждане, которые внесли вклад в развитие науки, дела мира, сотрудничество с Россией, оказали помощь нашей стране. Кстати, только к ним применяются такие поощрительные средства, как присвоение звания Почетного гражданина России, досрочный прием в российское гражданство.

Если в качестве критерия группировки взять за основу правовой статус поощряющего субъекта, то можно говорить о федеральной, региональной, местной и локальной государственной администрации.

На федеральном уровне поощрение производится:

Президентом РФ;

Правительством РФ;

центральными органами исполнительной власти специальной компетенции Российской Федерации;

иными центральными органами Российской Федерации (Банком России, Прокуратурой, Центральной избирательной комиссией).

На региональном уровне награды раздают:

главы исполнительной власти субъектов Федерации;

правительства субъектов Федерации;

министерства и другие центральные органы субъектов Федерации.

На местном уровне поощряют руководители государственных районных, городских, муниципальных органов (начальники ОВД, налоговых инспекций, военные комиссары и др.).

На локальном уровне поощрительную деятельность осуществляют администрации публичных организаций (командиры строевых подразделений, директора школ, библиотек, главные врачи и т. д.).

Как уже отмечалось, поощрение, как правило, производится по усмотрению администрации, которая вправе поощрять либо возбуждать дела о поощрении, но формально не обязана это делать. Но в ряде случаев у граждан и организаций есть право на поощрение. Соответственно можно говорить о поощрении по усмотрению и обязательном поощрении. Примерами последнего могут быть:

призы, награды, льготы, которые заранее были обещаны победителям конкурсов, соревнований, олимпиад;

вознаграждения за открытие месторождений полезных ископаемых;

медали выпускникам школ, дипломы с отличием (красные) выпускникам вузов;

объявленные денежные вознаграждения тем, кто помог в раскрытии определенных правонарушений.

На практике используются разные способы поощрения пользователей (владельцев, клиентов) за экономию электроэнергии, поддержание в хорошем состоянии квартир, инженерного оборудования, домов. В литературе можно встретить предложения о поощрении работников, которые бережно относятся к своему здоровью. Их можно было бы серьезно обсудить. Наказывать тех, кто часто болеет и поэтому часто прерывает работу, нельзя, а поощрять тех, кто не болеет, – можно. И нужно!

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4