11.3 Прием (поступление) на службу
При комплектовании органов государственной власти (учреждений, строевых частей) кадрами следует руководствоваться прежде всего принципом сочетания качеств у кандидата . Решая вопрос о замещении должности, важно учитывать политические, деловые, личные качества кандидата, рассматривая их не изолированно, а в совокупности.
К деловым качествам относятся компетентность, наличие организационных способностей, добросовестность, чувство ответственности за порученное дело, творческие способности. Среди личных качеств можно выделить моральные (честность, справедливость, коммуникабельность, доброжелательность и др.) и физические (состояние здоровья, работоспособность, тренированность, пригодность к работе в особых условиях).
Другой принцип кадровой работы – сочетание в организации работников (сотрудников) разных качеств: иными словами, принцип социально‑демографической представительности .
Государственный аппарат представляет собой сложную систему. В ней должны работать носители разных качеств, что создает более благоприятные условия для повышения его эффективности. Рассматриваемый принцип лишь частное проявление общеуправленческого принципа необходимого разнообразия (разнообразие в управляющей системе должно соответствовать разнообразию в управляемом объекте). А потому аппарат публичной власти должен быть рационально укомплектован; в нем должны работать мужчины и женщины, молодые и опытные работники, люди разных национальностей, темпераментов, окончившие различные учебные заведения, с разными увлечениями, творческие и пунктуальные.
Принципы подбора кадров для государственной службы нацелены на выявление наиболее способных и добросовестных людей, на обеспечение во всех государственных организациях творческой деловой атмосферы и слаженной работы в интересах народа.
«На протяжении веков было испробовано немало различных способов замещения должностей: передача по наследству, купля‑продажа, по жребию, назначение, избрание, конкурс, дарение, были и проигрыши должностей в азартных играх, «сажали» на должность и как принудительное отбывание повинности, замещение должности в порядке очередности и др. Каждое общество и государство избирало в каждый данный период своей жизни такие из перечисленных способов замещения должностей, которые наиболее соответствовали его социальному устройству и политике правящих структур»37.
По действующему законодательству государственные должности государственной службы замещаются путем назначения. Оформляется оно приказом и служебным контрактом. Последний заключается на основе приказа о назначении на должность.
Служебный контракт – соглашение между представителем нанимателя (государства) и гражданином, поступающим на гражданскую службу. Представитель нанимателя – это руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель руководителя. Им может быть и иное лицо, наделенное полномочиями нанимателя от имени Российской Федерации или ее субъекта.
Служебный контракт регулирует права и обязанности сторон. Он может быть заключен на неопределенный или определенный срок. Срочный контракт заключается на срок от одного года до пяти лет в случаях, специально установленных федеральными законами. Иными словами, заключение служебного контракта на неопределенное время является общим правилом, а срочного контракта – исключением, предусмотренным специальными нормами.
Назначение на государственные должности государственной гражданской службы производится по результатам конкурса на замещение вакантной государственной должности, если иное не предусмотрено ст. 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Предназначение конкурса, обеспечивающего равные условия для всех участвующих в нем претендентов, – подобрать наиболее достойных кандидатов на должности в порядке делового соперничества специалистов. Важная его особенность – самовыдвижение лиц, желающих участвовать в нем, их не выдвигают, они сами вправе подать об этом заявление, приложив к нему все необходимые документы. Для проведения подготовительной работы создается конкурсная комиссия, которая вырабатывает рекомендации. Кандидатуры обсуждаются гласно, вопрос решается голосованием.
Решение государственной конкурсной комиссии является основанием для назначения на соответствующую государственную должность государственной гражданской службы либо отказа в таком назначении. Оно носит рекомендательный характер: руководитель может либо согласиться с ним и издать приказ о назначении на должность, либо не согласиться.
Статьей 32 (ч. 4) Конституции РФ закреплен равный доступ к государственной службе граждан Российской Федерации. Тем не менее в соответствии с Конституцией РФ, демографическими и иными объективными факторами Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает необходимые ограничения приема и нахождения на государственной гражданской службе:
1) отсутствие гражданства Российской Федерации;
2) приобретение гражданства другого государства (если иное не предусмотрено международным договором);
3) возраст менее 18 лет;
4) слабое знание государственного языка;
5) признание решением суда гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным;
6) наличие заболевания, препятствующего прохождению государственной службы;
7) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья и сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
8) непредставление установленных законом сведений или представление заведомо ложных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера;
9) представление подложных документов, сведений при поступлении на службу;
10) лишение лица права занимать определенные должности в течение определенного срока приговором суда или постановлением о назначении такого административного наказания, как дисквалификация.
Из перечисленных ограничений первые пять являются абсолютными, т. е. они препятствуют вообще поступлению и пребыванию на государственной службе. Ограничения с 6‑го по 9‑е носят ограниченный характер: они препятствуют поступлению и пребыванию на определенной должности до устранения соответствующих причин (до выздоровления и т. п.).
Процедуру приема (поступления) на службу можно подразделить на четыре этапа:
1‑й – выявление вакантной должности, информирование об этом, объявление конкурса;
2‑й – выбор кандидата;
3‑й – юридическое оформление замещения должности (приказ, контракт);
4‑й – вступление в должность.
Вступление в должность связано с процедурой приема‑сдачи дел, с определением рабочего места, представлением коллективу или ряду сотрудников, ознакомлением с правами и обязанностями.
В акте о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте сторонами может быть предусмотрен испытательный срок (от трех месяцев до одного года) в целях проверки служащего на соответствие замещаемой должности. Отсутствие в указанных документах такого условия означает, что служащий принят без испытания.
Испытание не устанавливается для:
беременных женщин – гражданских служащих;
граждан, окончивших обучение в образовательных учреждениях профессионального образования и впервые поступающих на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения гражданской службы;
граждан и гражданских служащих при замещении должностей гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», которые замещаются на определенный срок полномочий;
в ряде других случаев.
Если срок испытания истек, а гражданский служащий продолжает государственную службу, он считается выдержавшим испытание, и последующее увольнение допускается только по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
Со дня замещения должности течет стаж государственной службы, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, дополнительного оплачиваемого отпуска, на назначение пенсии за выслугу лет, выплату денежного вознаграждения при выходе на пенсию.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Демьян Николаевич Бахрах Административное право России: учебник для вузов
- Аннотация
- Бахрах Демьян Николаевич Административное право России Предисловие
- 1.2 Понятие и виды администрации
- 1.3 Основные признаки публичной административной (исполнительной) власти
- 1.4 Административные услуги
- Глава 2. Предмет, метод и система административного права россии
- 2.1 Предмет административного права
- 2.2 Методы административно‑правового регулирования
- 2.3 Система административного права
- Глава 3. Механизм административно‑правового регулирования
- 3.1 Нормы административного права
- 3.2 Действие административно‑правовой нормы во времени
- 3.3 Виды источников норм административного права
- 3.4 Система источников административного права
- 3.5 Понятие и виды административно‑правовых отношений
- 3.6 Структура административного правоотношения
- Глава 4. Административное право россии – отрасль юридической науки и научная дисциплина
- 4.1 Предмет и задачи науки административного права
- 4.2 Развитие науки административного права в России
- 4.3 Административное право как учебная дисциплина
- 5.2 Административно‑правовой статус гражданина
- 5.3 Специальные административно‑правовые статусы индивидуальных субъектов
- 5.4 Административно‑правовой статус лиц, совершивших правонарушения
- 5.5 Воинская обязанность граждан Российской Федерации
- Глава 6. Обязанности и права граждан российской федерации в условиях паспортного режима
- 6.1 Понятие, содержание, цели, правовая основа паспортного режима
- 6.2 Паспорт – основной документ гражданина Российской Федерации на ее территории
- 6.3 Обязанность гражданина Российской Федерации иметь паспорт
- 6.4 Обязанность гражданина соблюдать правила регистрационного учета (регистрации) по месту проживания
- 6.5 Право на получение заграничного паспорта
- 6.6 О персональных данных
- Глава 7. Право граждан на защиту от неправомерных действий (решений) и бездействия государственной и муниципальной администрации
- 7.1 Способы защиты прав граждан
- 7.2 Право граждан на обращение в государственные органы и органы муниципальных образований
- 7.3 Право гражданина на административную жалобу
- 7.4 Производство по административным жалобам граждан
- 7.5 Право граждан на судебное обжалование незаконных решений (действий) органов исполнительной власти и их должностных лиц (административная юстиция в Российской Федерации)
- 7.6 Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительной власти и ее должностных лиц
- Раздел III. Государственная администрация, ее органы и служащие Глава 8. Содержание деятельности и организационная структура государственной администрации
- 8.1 Функции (содержание деятельности) государственной администрации
- 8.2 Линейная и функциональная власть
- 8.3 Организационная структура государственной администрации
- 8.4 Административное ведомство
- Глава 9. Исполнительные органы государственной власти
- 9.1 Понятие исполнительного органа государственной власти
- 9.2 Содержание административно‑правового статуса исполнительного органа государственной власти
- 9.3 Виды исполнительных органов государственной власти
- 9.4 Правительство рф
- 9.5 Центральные органы федеральной исполнительной власти: некоторые результаты административной реформы
- 9.6 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- Глава 10. Государственная служба и государственные служащие
- 10.1 Понятие и типы службы в обществе
- 10.2 Понятие и статус должности
- 10.3 Государственная служба, государственная должность, государственный служащий
- 10.4 Основные принципы государственной службы
- 10.5 Классификация государственных служащих
- Глава 11. Государственная гражданская служба россии
- 11.1 Особенности государственной гражданской службы
- 11.2 Служебная карьера (процесс прохождения службы)
- 11.3 Прием (поступление) на службу
- 11.4 Обязанности и права государственных гражданских служащих
- 11.5 Аттестация служащих
- 11.6 Присвоение классных чинов государственным гражданским служащим
- 11.7 Прекращение государственной гражданской службы (прекращение служебного контракта)
- Глава 12. Милитаризованная служба россии
- 12.1 Особенности милитаризованной службы России
- Часть 4 ст. 42 Федерального закона «о воинской обязанности и военной службе» устанавливает: «Военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях:
- 12.2 Военная служба
- 12.3 Правоохранительная служба
- Раздел IV. Формы деятельности государственной администрации Глава 13. Акты государственной администрации
- 13.1 Виды форм деятельности публичной исполнительной власти
- 13.2 Основные признаки правового акта государственной администрации
- 13.3 Виды правовых актов государственной администрации
- 13.4 Ведомственные нормативные акты
- 13.5 Правовые акты государственных органов субъектов Федерации
- 13.6 Условия эффективности актов государственной администрации
- 13.7 Прекращение действия акта государственной администрации
- Глава 14. Негласная деятельность государственной администрации
- 14.1 Виды негласной деятельности государственной администрации
- 14.2 Режим секретности в России
- 14.3 Оперативно‑розыскная деятельность
- Глава 15. Административно– процессуальная деятельность государственной администрации
- 15.1 Понятие и виды юридического процесса
- 15.2 Административные процессы
- 15.3 Административно‑процессуальное право и административно‑процессуальные нормы
- 15.4 Общие стадии административных процессов
- 15.5 Административная подведомственность
- Раздел V. Методы деятельности государственной администрации Глава 16. Методы и способы деятельности публичной администрации
- 16.1 Понятие и виды методов деятельности государственной администрации
- 16.2 Система методов и способов административного воздействия
- 16.3 Методы прямого и косвенного административного воздействия
- 16.4 Убеждение как метод деятельности государственной администрации
- Глава 17. Поощрение как метод деятельности публичной администрации
- 17.1 Понятие и особенности поощрения
- 17.2 Способы поощрения
- 17.3 Виды поощрительных средств
- 17.4 Поощрительное производство
- Глава 18. Административный договор и договорная деятельность публичной администрации
- 18.1 Виды юридических договоров
- 18.2 Понятие и признаки административных договоров
- 18.3 Виды административных договоров
- 18.4 Договорная деятельность публичной администрации
- Глава 19. Административный надзор
- 19.1 Понятие и субъекты административного надзора
- 19.2 Содержание административного надзора
- 19.3 Процессуально‑правовые основы надзорного производства
- 19.4 Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- Глава 20. Разрешительная система в российской федерации
- 20.1 Понятие и особенности разрешительной системы
- 20.2 Правовая основа разрешительной системы
- 20.3 Разрешительное производство. Возбуждение дела
- 20.4 Принятие и исполнение решения
- 20.5 Надзор за соблюдением правил и условий разрешительной деятельности
- 20.6 Переоформление разрешений
- Глава 21. Специальные административно‑правовые режимы (право экстремальных ситуаций)
- 21.1 Общий и специальные административно‑правовые режимы
- 21.2 Режим чрезвычайного положения
- 21.3 Режим контртеррористической операции
- 21.4 Режим военного положения
- 21.5 Режим особого положения
- 21.6 Режим охраны Государственной границы Российской Федерации
- 21.7 Режим закрытого административно территориального образования
- Раздел VI. Режим законности в деятельности государственной администрации Глава 22. Содержание и особенности режима законности в деятельности публичной администрации
- 22.1 Содержание и значение законности
- 22.2 Особенности обеспечения режима законности в деятельности государственной администрации
- 22.3 Система гарантий законности деятельности публичной администрации
- 22.4 Содержание и виды контроля за деятельностью публичной администрации
- 22.5 Президентский контроль за государственной администрацией
- Глава 23. Судебный контроль за законностью деятельности публичной администрации
- 23.1 Основания и виды судебного контроля за законностью деятельности публичной администрации
- 23.2 Понятие и особенности административного судопроизводства
- 23.3 Административное судопроизводство и административная юстиция
- 24.2 Виды принуждения по административному праву
- 24.3 Понятие и виды административно‑правового принуждения
- Глава 25. Меры административного пресечения
- 25.1 Понятие и виды мер пресечения
- 25.2 Принудительное лечение
- 25.3 Применение огнестрельного оружия
- 25.4 Административное задержание граждан
- 25.5 Изъятие имущества, создающего угрозу безопасности, и у незаконного владельца
- Раздел VIII. Административная ответственность в российской федерации Глава 26. Понятие и основания административной ответственности
- 26.1 Понятие административной ответственности
- 26.2 Нормативное основание административной ответственности
- 26.3 Административное правонарушение – фактическое основание административной ответственности
- 26.4 Отличие административного проступка от дисциплинарного проступка и от преступления
- Глава 27. Состав административного правонарушения
- 27.1 Понятие и виды составов
- 27.2 Признаки объекта административного правонарушения
- 27.3 Признаки объективной стороны состава административного проступка
- 27.4 Признаки субъекта административного правонарушения
- 27.5 Признаки субъективной стороны состава административного правонарушения
- 27.6 Особенности административной ответственности юридических лиц
- Глава 28. Административные наказания
- 28.1 Система административных наказаний
- 28.2 Виды административных наказаний
- 28.3 Общие принципы назначения административных наказаний
- Глава 4 КоАп рф закрепляет следующие общие правила карательного воздействия:
- 28.4 Обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность
- 29.1 Понятие, правовая основа, особенности производства по делам об административных правонарушениях
- 29.2 Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях. Право на защиту
- 29.3 Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении
- 29.4 Участники производства по делам об административных правонарушениях
- 29.5 Подведомственность дел об административных правонарушениях
- 29.6 Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях
- 29.7 Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
- 29.8 Система стадий и этапов производства по делам об административных правонарушениях
- Глава 30. Возбуждение и расследование дел об административных правонарушениях
- 30.1 Фактические основания и процессуальные поводы возбуждения дел
- 30.2 Даты и формы возбуждения дел об административных правонарушениях
- 30.3 Значение и содержание протокола об административном правонарушении
- 30.4 Кто вправе составлять протокол об административных правонарушениях
- 30.5 Упрощенное (беспротокольное) производство по делам об административных правонарушениях
- 30.6 Административное расследование по делам об административных правонарушениях
- 30.7 Сроки составления и направления по подведомственности протоколов (дел) об административных правонарушениях
- Глава 31. Рассмотрение дел об административных правонарушениях
- 31.1 Подготовка дела к рассмотрению
- 31.2 Слушание дела
- 31.3 Принятие постановления по делу
- 31.4 Обнародование постановления (решения)
- Глава 32. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
- 32.1 Общая характеристика стадии
- 32.2 Порядок обжалования
- 32.3 Подготовка к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
- 32.4 Рассмотрение жалобы на постановление
- 32.5 Решение по жалобе (протесту) на постановление
- 32.6 Оглашение решения, вынесенного по жалобе
- Глава 33. Исполнение административных наказаний
- 33.1 Общая характеристика стадии исполнения
- 33.2 Вступление в законную силу постановлений о назначении административных наказаний
- 33.3 Обращение постановлений к исполнению
- 33.4 Прекращение и окончание исполнения постановлений
- 33.5 Исполнение постановлений о назначении предупреждения и административного штрафа
- 33.6 Исполнение постановлений о конфискации и возмездном изъятии
- 33.7 Исполнение постановлений о лишении специальных прав
- 33.8 Исполнение постановлений об административном аресте
- 33.9 Исполнение постановлений об административном приостановлении деятельности
- Раздел X. Дисциплинарное принуждение как метод деятельности публичной администрации Глава 34. Дисциплинарное принуждение по административному праву
- 34.1 Особенности дисциплинарно‑правового принуждения в Российской Федерации
- 34.2 Виды дисциплинарного принуждения по административному праву
- Глава 35. Дисциплинарная и материальная ответственность по административному праву
- 35.1 Дисциплинарная ответственность по административному праву
- 35.2 Дисциплинарное производство по административному праву
- 35.3 Материальная ответственность по административному праву