logo

14.2 Режим секретности в России

Государственная тайна – это информация, сведения, несанкционированный доступ к которым может причинить вред интересам страны, государства.

Информация тесно связана с ее носителями – материальными объектами, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде слов, символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Правовой основой режима секретности являются Конституция РФ, законы РФ от 5 марта 1992 г. № 2446‑I «О безопасности», от 21 июля 1993 г. № 5485‑I «О государственной тайне», а также принятые на их основе акты Президента и Правительства РФ.

Можно назвать такие признаки государственной тайны :

это очень важные сведения;

ее разглашение может причинить ущерб государственным интересам;

перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, закрепляется федеральным законом;

она охраняется мерами уголовной ответственности (ст. 275, 276, 283 УК РФ) и иными принудительными средствами;

для ее охраны устанавливается специальный административно‑правовой режим – режим секретности.

Секретность , с одной стороны, – важное средство обеспечения государственной безопасности. С другой – засекречивание сведений – это ограничение закрепленного ст. 29 (ч. 4) Конституции РФ права граждан «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом».

Режим секретности может быть использован для ограничения демократических институтов, усиления власти государственного аппарата. Засекречивание – любимое «лакомство» бюрократии и коррупции: чем больше секретности, тем больше власть чиновников. Используя секретность, бюрократия может манипулировать широкими массами, скрывать истинные результаты своей деятельности, свои доходы, ошибки и преступления, ограничивать или вообще не допускать контроль за власть имущими. Любое необоснованное расширение режима секретности усиливает власть аппарата, ограничивает демократию.

Режим секретности является постоянным, общегосударственным. Его требования обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами государственной власти, местного самоуправления, организациями независимо от их организационно‑правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства о государственной тайне.

Как и вся иная деятельность исполнительной власти, деятельность по обеспечению секретности должна быть эффективной, основанной на принципах целесообразности, законности, оперативности.

Главные элементы режима секретности – правила:

засекречивания,

защиты государственной тайны,

рассекречивания.

Отнесенными к государственной тайне и засекреченными могут быть названные в законе сведения в военной области, о внешней политике, экономике, научно‑исследовательских и проектных работах, технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, о разведывательной, контрразведывательной, оперативно‑розыскной деятельности.

Не подлежат засекречиванию сведения о:

чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствиях, а также о стихийных бедствиях;

состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, преступности;

привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами;

размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

состоянии здоровья высших должностных лиц России.

Установлены три степени секретности и соответствующие им грифы (реквизиты), проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительном документе на него: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать размеру ущерба, который может быть причинен безопасности страны в случае их распространения. Правила отнесения информации к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством РФ.

Президент РФ утверждает перечень должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне. Как правило, это руководители федеральных ведомств.

Государственные органы, руководители которых наделены правом засекречивать информацию, разрабатывают развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Основанием для засекречивания является соответствие информации перечням сведений, подлежащих засекречиванию. Уполномоченному должностному лицу направляются предложения о засекречивании, оно принимает решение о необходимости делать это и степени секретности.

Защита государственной тайны прежде всего предполагает организационное обеспечение: создание ведомств, органов, структурных единиц, которые постоянно и профессионально занимаются этим делом. К ним относятся: Межведомственная комиссия по защите государственной тайны, ФСБ России, службы фельдъегерской связи, внешней разведки и др.

В организациях, предприятиях, учреждениях создаются специальные подразделения, обеспечивающие режим секретности. Ответственность за организацию защиты государственной тайны органом, предприятием, учреждением возлагается на его руководителя.

Еще один компонент защиты – система допуска должностных лиц, граждан, организаций к государственной тайне. Допуск предприятий, учреждений и иных организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по ее защите, осуществляется путем получения ими в установленном порядке лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Допуск должностных и иных лиц к государственной тайне производится в порядке разрешительного производства. Заинтересованные лица подают заявления в компетентные органы, прилагая к ним необходимые документы. Уполномоченные субъекты проверяют, нет ли оснований для отказа. С учетом результатов проверочных мероприятий, при наличии разрешения компетентного органа руководитель организации принимает решение о допуске или об отказе в нем. При положительном решении определяется одна из трех форм допуска, соответствующая трем степеням секретности.

Лица , допущенные к государственной тайне, становятся носителями специального административно‑правового статуса , который включает ряд специальных обязанностей и прав. Допуск предполагает, в частности, принятие гражданами на себя обязательств по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну; письменные согласия на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий; согласие лица на частичное, временное ограничение права выезда из России.

Допуск к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в связи с проведением организационно‑штатных мероприятий (сокращения штатов, ликвидации организации и т. д.), а также даже за однократное нарушение лицом взятых на себя обязательств по соблюдению режима секретности.

В особом, упрощенном порядке без прохождения разрешительной процедуры допускаются к секретным сведениям члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну. Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем дают соответствующую расписку.

Для охраны государственной тайны широко применяются разнообразные технические средства шифрования, передачи, хранения данных. На органы ФСБ России возложена обязанность осуществлять контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, во всех организациях.

Рассекречивание сведений и их носителей – это снятие ранее введенных ограничений на распространение информации и на доступ к ее носителям. Как правило, оно производится по решению тех должностных лиц, которые признали, что сведения относятся к государственной тайне.

По общему правилу срок засекречивания не должен превышать 30 лет и носители государственной тайны рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. В исключительных случаях срок рассекречивания может быть продлен путем принятия специального решения. Некоторые сведения: об оперативно‑розыскной, разведывательной деятельности и др. – никогда не должны рассекречиваться.

Рассекречивание может производиться досрочно из‑за изменения объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, становится нецелесообразной. Уполномоченные органы государственной власти обязаны не реже чем через каждые 5 лет пересматривать содержание действующих перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности.

Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суд. Сведения могут быть рассекречены по просьбе гражданина или на основании решения суда.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4