14.3 Оперативно‑розыскная деятельность
Это один из видов административной деятельности, которые могут осуществляться негласно, а к полученной ими информации доступ ограничивается. Оперативно‑розыскную деятельность можно определить как деятельность уполномоченных государственных органов по сбору во внепроцессуальной форме информации о преступлениях с целью их предупреждения, пресечения, раскрытия. Следует назвать следующие признаки оперативно‑розыскной деятельности :
это особый вид административной деятельности;
она может осуществляться как гласно, так и негласно, с широким использованием конспирации, режима секретности;
данный вид деятельности является непроцессуальной деятельностью, осуществляемой в основном вне рамок уголовно‑процессуальных и административно‑процессуальных норм;
такую деятельность вправе осуществлять лишь специальные субъекты – оперативные подразделения органов, которым такие полномочия предоставлены федеральным законом (спецслужбы);
цель оперативно‑розыскной деятельности – обеспечение безопасности граждан, общества, государства;
ее содержание – система оперативно‑розыскных мероприятий, направленных на: предупреждение, пресечение, раскрытие преступлений; розыск лиц, скрывающихся от правосудия, пропавших без вести; сбор данных для решения вопросов о допуске лиц к государственной тайне, к некоторым видам работы;
основным правовым актом, регламентирующим данный вид деятельности, является Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144‑ФЗ «Об оперативно‑розыскной деятельности»;
сотрудники спецслужб, как правило, наделены широкими властными полномочиями, являются представителями власти.
Важнейший вид оперативно‑розыскной деятельности – контрразведка – это деятельность ФСБ России по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности спецслужб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба Российской Федерации.
Оперативно‑розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных средств. Она может осуществляться, когда нет уголовного дела, когда уголовное дело возбуждено и когда дело окончено, прекращено.
На территории Российской Федерации правом заниматься такой деятельностью наделены оперативные подразделения (спецслужбы):
органов внутренних дел (уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями и др.);
органов федеральной службы безопасности (контрразведки, по борьбе с терроризмом и др.);
Федеральной службы охраны РФ;
таможенных органов;
Службы внешней разведки РФ;
Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России);
Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ФСНК России).
В ходе оперативно‑розыскной деятельности осуществляются следующие оперативно‑розыскные мероприятия (ОРМ):
опрос граждан (без составления протоколов);
наведение справок;
сбор образцов для сравнительного исследования (например, волос, проб крови);
проверочная закупка (например, для выявления использования кассовых аппаратов);
исследование предметов и документов (для выявления следов, отпечатков, подделок, адресатов и т. д.);
наблюдение, которое может быть наружным и стационарным с использованием технических средств;
отождествление личности, т. е. сравнение данных о конкретном гражданине с информацией о разыскиваемых лицах;
обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств, которое, как правило, состоит в негласном осмотре названных объектов;
контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
прослушивание телефонных переговоров;
контролируемая поставка (она может быть организована самими оперативниками либо они могут осуществлять наблюдение за незаконной поставкой, например, оружия, о которой им стало известно);
оперативный эксперимент (например, использование помеченных денег для взятки);
оперативное внедрение. В борьбе с преступностью, особенно организованной, оперативное внедрение агентов и использование информаторов (осведомителей) – необходимое средство, давно применяемое спецслужбами;
снятие информации с технических каналов связи.
Осведомители могут действовать на общественных началах, бесплатно из идейных побуждений, с целью устранения конкурентов, мести и т. д. Их работа может оплачиваться в соответствии с контрактами (административными договорами) между ними и органами, осуществляющими оперативно‑розыскную деятельность. В преступные сообщества могут внедряться и штатные сотрудники спецслужб (сексоты).
Порядок, способы осуществления оперативно‑розыскных мероприятий регулируются негласными ведомственными нормативными актами. Негласными являются и планы оперативных разработок, их объекты, большая часть полученной информации.
Результаты проведения таких мероприятий должны быть использованы для:
решения вопросов о допуске лиц к определенным видам деятельности,
розыска лиц, пропавших без вести,
пресечения преступной деятельности,
возбуждения уголовных дел,
в следственной и судебной деятельности,
в случаях и в порядке, установленном Уголовно‑процессуальным кодексом Российской Федерации.
Специфика деятельности спецслужб состоит и в том, что на основании федерального закона они:
нарушают конституционные права;
не знакомят лиц с соответствующей информацией, а граждане, как правило, не могут защищать свои права, потому что не знают, что они стали объектами оперативных разработок;
в сферу оперативно‑розыскной деятельности попадают лица, которые звонили, писали, встречались с проверяемым. Оперативно‑розыскные мероприятия могут проводиться в отношении неопределенного числа граждан, поскольку задачей этой деятельности является выявление преступных связей проверяемого, сбор всей необходимой информации о нем. Поэтому спецслужбы располагают информацией о частной жизни многих граждан, не причастных к преступной деятельности, и обязаны не допускать ее «утечки»;
как правило, оперативные работники являются сотрудниками правоохранительных органов и наделены полномочиями применять специальные меры пресечения (физическую силу, дубинки и наручники, огнестрельное оружие), а также осуществлять задержание, составлять протоколы.
Вышесказанное позволяет сделать вывод о необходимости защиты конституционных прав граждан, создании системы гарантий, способствующих строгому соблюдению законности спецслужбами. И закон очень много внимания уделяет гарантиям ее законности.
Во‑первых, это четкое закрепление перечня государственных органов, оперативные подразделения которых могут заниматься оперативно‑розыскной деятельностью в отношении граждан.
Во‑вторых, наличие в законе исчерпывающего перечня оперативно‑розыскных мероприятий.
В‑третьих, четкое закрепление в законе оснований для проведения таких мероприятий.
Четвертой гарантией прав граждан является содержащееся в законе запрещение субъектам, занимающимся оперативно‑розыскной деятельностью, без согласия граждан разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя и которые стали известными в процессе проведения соответствующих мероприятий, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Пятой и одной из самых важных гарантий служит предварительный судебный контроль за рядом оперативно‑розыскных мероприятий. На основании Конституции России законом четко установлено, что проведение мероприятий, которые ограничивают права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Демьян Николаевич Бахрах Административное право России: учебник для вузов
- Аннотация
- Бахрах Демьян Николаевич Административное право России Предисловие
- 1.2 Понятие и виды администрации
- 1.3 Основные признаки публичной административной (исполнительной) власти
- 1.4 Административные услуги
- Глава 2. Предмет, метод и система административного права россии
- 2.1 Предмет административного права
- 2.2 Методы административно‑правового регулирования
- 2.3 Система административного права
- Глава 3. Механизм административно‑правового регулирования
- 3.1 Нормы административного права
- 3.2 Действие административно‑правовой нормы во времени
- 3.3 Виды источников норм административного права
- 3.4 Система источников административного права
- 3.5 Понятие и виды административно‑правовых отношений
- 3.6 Структура административного правоотношения
- Глава 4. Административное право россии – отрасль юридической науки и научная дисциплина
- 4.1 Предмет и задачи науки административного права
- 4.2 Развитие науки административного права в России
- 4.3 Административное право как учебная дисциплина
- 5.2 Административно‑правовой статус гражданина
- 5.3 Специальные административно‑правовые статусы индивидуальных субъектов
- 5.4 Административно‑правовой статус лиц, совершивших правонарушения
- 5.5 Воинская обязанность граждан Российской Федерации
- Глава 6. Обязанности и права граждан российской федерации в условиях паспортного режима
- 6.1 Понятие, содержание, цели, правовая основа паспортного режима
- 6.2 Паспорт – основной документ гражданина Российской Федерации на ее территории
- 6.3 Обязанность гражданина Российской Федерации иметь паспорт
- 6.4 Обязанность гражданина соблюдать правила регистрационного учета (регистрации) по месту проживания
- 6.5 Право на получение заграничного паспорта
- 6.6 О персональных данных
- Глава 7. Право граждан на защиту от неправомерных действий (решений) и бездействия государственной и муниципальной администрации
- 7.1 Способы защиты прав граждан
- 7.2 Право граждан на обращение в государственные органы и органы муниципальных образований
- 7.3 Право гражданина на административную жалобу
- 7.4 Производство по административным жалобам граждан
- 7.5 Право граждан на судебное обжалование незаконных решений (действий) органов исполнительной власти и их должностных лиц (административная юстиция в Российской Федерации)
- 7.6 Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительной власти и ее должностных лиц
- Раздел III. Государственная администрация, ее органы и служащие Глава 8. Содержание деятельности и организационная структура государственной администрации
- 8.1 Функции (содержание деятельности) государственной администрации
- 8.2 Линейная и функциональная власть
- 8.3 Организационная структура государственной администрации
- 8.4 Административное ведомство
- Глава 9. Исполнительные органы государственной власти
- 9.1 Понятие исполнительного органа государственной власти
- 9.2 Содержание административно‑правового статуса исполнительного органа государственной власти
- 9.3 Виды исполнительных органов государственной власти
- 9.4 Правительство рф
- 9.5 Центральные органы федеральной исполнительной власти: некоторые результаты административной реформы
- 9.6 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- Глава 10. Государственная служба и государственные служащие
- 10.1 Понятие и типы службы в обществе
- 10.2 Понятие и статус должности
- 10.3 Государственная служба, государственная должность, государственный служащий
- 10.4 Основные принципы государственной службы
- 10.5 Классификация государственных служащих
- Глава 11. Государственная гражданская служба россии
- 11.1 Особенности государственной гражданской службы
- 11.2 Служебная карьера (процесс прохождения службы)
- 11.3 Прием (поступление) на службу
- 11.4 Обязанности и права государственных гражданских служащих
- 11.5 Аттестация служащих
- 11.6 Присвоение классных чинов государственным гражданским служащим
- 11.7 Прекращение государственной гражданской службы (прекращение служебного контракта)
- Глава 12. Милитаризованная служба россии
- 12.1 Особенности милитаризованной службы России
- Часть 4 ст. 42 Федерального закона «о воинской обязанности и военной службе» устанавливает: «Военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях:
- 12.2 Военная служба
- 12.3 Правоохранительная служба
- Раздел IV. Формы деятельности государственной администрации Глава 13. Акты государственной администрации
- 13.1 Виды форм деятельности публичной исполнительной власти
- 13.2 Основные признаки правового акта государственной администрации
- 13.3 Виды правовых актов государственной администрации
- 13.4 Ведомственные нормативные акты
- 13.5 Правовые акты государственных органов субъектов Федерации
- 13.6 Условия эффективности актов государственной администрации
- 13.7 Прекращение действия акта государственной администрации
- Глава 14. Негласная деятельность государственной администрации
- 14.1 Виды негласной деятельности государственной администрации
- 14.2 Режим секретности в России
- 14.3 Оперативно‑розыскная деятельность
- Глава 15. Административно– процессуальная деятельность государственной администрации
- 15.1 Понятие и виды юридического процесса
- 15.2 Административные процессы
- 15.3 Административно‑процессуальное право и административно‑процессуальные нормы
- 15.4 Общие стадии административных процессов
- 15.5 Административная подведомственность
- Раздел V. Методы деятельности государственной администрации Глава 16. Методы и способы деятельности публичной администрации
- 16.1 Понятие и виды методов деятельности государственной администрации
- 16.2 Система методов и способов административного воздействия
- 16.3 Методы прямого и косвенного административного воздействия
- 16.4 Убеждение как метод деятельности государственной администрации
- Глава 17. Поощрение как метод деятельности публичной администрации
- 17.1 Понятие и особенности поощрения
- 17.2 Способы поощрения
- 17.3 Виды поощрительных средств
- 17.4 Поощрительное производство
- Глава 18. Административный договор и договорная деятельность публичной администрации
- 18.1 Виды юридических договоров
- 18.2 Понятие и признаки административных договоров
- 18.3 Виды административных договоров
- 18.4 Договорная деятельность публичной администрации
- Глава 19. Административный надзор
- 19.1 Понятие и субъекты административного надзора
- 19.2 Содержание административного надзора
- 19.3 Процессуально‑правовые основы надзорного производства
- 19.4 Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- Глава 20. Разрешительная система в российской федерации
- 20.1 Понятие и особенности разрешительной системы
- 20.2 Правовая основа разрешительной системы
- 20.3 Разрешительное производство. Возбуждение дела
- 20.4 Принятие и исполнение решения
- 20.5 Надзор за соблюдением правил и условий разрешительной деятельности
- 20.6 Переоформление разрешений
- Глава 21. Специальные административно‑правовые режимы (право экстремальных ситуаций)
- 21.1 Общий и специальные административно‑правовые режимы
- 21.2 Режим чрезвычайного положения
- 21.3 Режим контртеррористической операции
- 21.4 Режим военного положения
- 21.5 Режим особого положения
- 21.6 Режим охраны Государственной границы Российской Федерации
- 21.7 Режим закрытого административно территориального образования
- Раздел VI. Режим законности в деятельности государственной администрации Глава 22. Содержание и особенности режима законности в деятельности публичной администрации
- 22.1 Содержание и значение законности
- 22.2 Особенности обеспечения режима законности в деятельности государственной администрации
- 22.3 Система гарантий законности деятельности публичной администрации
- 22.4 Содержание и виды контроля за деятельностью публичной администрации
- 22.5 Президентский контроль за государственной администрацией
- Глава 23. Судебный контроль за законностью деятельности публичной администрации
- 23.1 Основания и виды судебного контроля за законностью деятельности публичной администрации
- 23.2 Понятие и особенности административного судопроизводства
- 23.3 Административное судопроизводство и административная юстиция
- 24.2 Виды принуждения по административному праву
- 24.3 Понятие и виды административно‑правового принуждения
- Глава 25. Меры административного пресечения
- 25.1 Понятие и виды мер пресечения
- 25.2 Принудительное лечение
- 25.3 Применение огнестрельного оружия
- 25.4 Административное задержание граждан
- 25.5 Изъятие имущества, создающего угрозу безопасности, и у незаконного владельца
- Раздел VIII. Административная ответственность в российской федерации Глава 26. Понятие и основания административной ответственности
- 26.1 Понятие административной ответственности
- 26.2 Нормативное основание административной ответственности
- 26.3 Административное правонарушение – фактическое основание административной ответственности
- 26.4 Отличие административного проступка от дисциплинарного проступка и от преступления
- Глава 27. Состав административного правонарушения
- 27.1 Понятие и виды составов
- 27.2 Признаки объекта административного правонарушения
- 27.3 Признаки объективной стороны состава административного проступка
- 27.4 Признаки субъекта административного правонарушения
- 27.5 Признаки субъективной стороны состава административного правонарушения
- 27.6 Особенности административной ответственности юридических лиц
- Глава 28. Административные наказания
- 28.1 Система административных наказаний
- 28.2 Виды административных наказаний
- 28.3 Общие принципы назначения административных наказаний
- Глава 4 КоАп рф закрепляет следующие общие правила карательного воздействия:
- 28.4 Обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность
- 29.1 Понятие, правовая основа, особенности производства по делам об административных правонарушениях
- 29.2 Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях. Право на защиту
- 29.3 Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении
- 29.4 Участники производства по делам об административных правонарушениях
- 29.5 Подведомственность дел об административных правонарушениях
- 29.6 Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях
- 29.7 Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
- 29.8 Система стадий и этапов производства по делам об административных правонарушениях
- Глава 30. Возбуждение и расследование дел об административных правонарушениях
- 30.1 Фактические основания и процессуальные поводы возбуждения дел
- 30.2 Даты и формы возбуждения дел об административных правонарушениях
- 30.3 Значение и содержание протокола об административном правонарушении
- 30.4 Кто вправе составлять протокол об административных правонарушениях
- 30.5 Упрощенное (беспротокольное) производство по делам об административных правонарушениях
- 30.6 Административное расследование по делам об административных правонарушениях
- 30.7 Сроки составления и направления по подведомственности протоколов (дел) об административных правонарушениях
- Глава 31. Рассмотрение дел об административных правонарушениях
- 31.1 Подготовка дела к рассмотрению
- 31.2 Слушание дела
- 31.3 Принятие постановления по делу
- 31.4 Обнародование постановления (решения)
- Глава 32. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
- 32.1 Общая характеристика стадии
- 32.2 Порядок обжалования
- 32.3 Подготовка к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
- 32.4 Рассмотрение жалобы на постановление
- 32.5 Решение по жалобе (протесту) на постановление
- 32.6 Оглашение решения, вынесенного по жалобе
- Глава 33. Исполнение административных наказаний
- 33.1 Общая характеристика стадии исполнения
- 33.2 Вступление в законную силу постановлений о назначении административных наказаний
- 33.3 Обращение постановлений к исполнению
- 33.4 Прекращение и окончание исполнения постановлений
- 33.5 Исполнение постановлений о назначении предупреждения и административного штрафа
- 33.6 Исполнение постановлений о конфискации и возмездном изъятии
- 33.7 Исполнение постановлений о лишении специальных прав
- 33.8 Исполнение постановлений об административном аресте
- 33.9 Исполнение постановлений об административном приостановлении деятельности
- Раздел X. Дисциплинарное принуждение как метод деятельности публичной администрации Глава 34. Дисциплинарное принуждение по административному праву
- 34.1 Особенности дисциплинарно‑правового принуждения в Российской Федерации
- 34.2 Виды дисциплинарного принуждения по административному праву
- Глава 35. Дисциплинарная и материальная ответственность по административному праву
- 35.1 Дисциплинарная ответственность по административному праву
- 35.2 Дисциплинарное производство по административному праву
- 35.3 Материальная ответственность по административному праву