26.2 Нормативное основание административной ответственности
Под нормативным основанием ответственности понимается система действующих правовых норм, закрепляющих:
ее общие положения и принципы;
систему административных наказаний, их размеры и принципы их применения;
составы административных правонарушений;
круг субъектов, имеющих право назначать административные наказания;
производство по делам об административных правонарушениях;
исполнение постановлений о назначении административных наказаний.
Действующий КоАП РФ, вступивший в силу с 1 июля 2002 г., кодифицировал материальные и процессуальные нормы об административной ответственности. Фактически он стал монопольным источником федеральных норм об административной ответственности. Однако здесь есть исключения:
административная ответственность за нарушение налогового законодательства налогоплательщиками и налоговыми агентами по‑прежнему регламентируется Налоговым кодексом РФ;
вопросы принудительного исполнения постановлений о применении таких наказаний, как штраф и конфискация, наряду с КоАП РФ регулируются Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229‑ФЗ «Об исполнительном производстве»;
ряд вопросов производства в судах по делам об административных правонарушениях регулируется нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ;
в рамках, установленных КоАП РФ (а они очень узкие), административная ответственность за нарушения законов субъектов Федерации может быть урегулирована региональными законами.
Начиная с 2002 года система административных правонарушений и административная ответственность в целом регулируются только законами. Но если уголовная ответственность регулируется только федеральными законами, то административная – и федеральными (в основном), и законами субъектов Федерации (частично).
Статья 1.2 КоАП РФ четко закрепляет задачи законодательства об административных правонарушениях. Среди них предупреждение административных правонарушений. Данное законодательство содержит информацию о запрещенных деяниях граждан, организаций и неблагоприятных последствиях неправомерного поведения, оно уполномочивает и обязывает соответствующие органы публичной власти, их должностных лиц применять меры административного принуждения за правонарушения. Назначение административных наказаний виновным, процедура привлечения к ответственности призваны предупреждать совершение новых административных правонарушений.
Вместе с другими нормами административного права законодательство об административных правонарушениях призвано обеспечить реализацию и защиту положений Конституции РФ, а также регулятивных норм многих отраслей права (конституционного, трудового, административного, земельного, финансового, гражданского, уголовно‑исполнительного и др.).
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) – основной закон, регулирующий административную ответственность. Главные его особенности заключаются в том, что КоАП РФ:
содержит систему материальных и систему процессуальных норм;
закрепляет ответственность физических и юридических лиц;
регламентирует ответственность за административные правонарушения в административном и в судебном порядке.
В отличие от Уголовного, Уголовно‑процессуального, Гражданского, Гражданского процессуального кодексов РФ рассматриваемый КоАП РФ содержит две группы норм:
1) материальные, которые закрепляют общие положения и принципы ответственности, составы правонарушений, перечень административных наказаний и принципы их применения (разд. I и II);
2) процессуальные, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях (разд. III–V).
В 90‑х годах ХХ века стало ясно, что для борьбы с правовым нигилизмом организаций, особенно частных, требуется широко использовать административные санкции.
Применение к коллективным субъектам права иных карательных (уголовных и дисциплинарных) санкций законами Российской Федерации не предусмотрено.
Административная ответственность, административные наказания – единственное, а потому необходимое средство карательного воздействия на юридических лиц, не соблюдающих действующие юридические нормы.
В литературе по уголовному праву многократно высказывались предложения об установлении уголовной ответственности юридических лиц73. Но к юридическим лицам могут быть применены только такие карательные санкции, как предупреждение, штраф, конфискация, приостановление деятельности, отзыв лицензии (лишение права). Сейчас такие санкции к юридическим лицам применяются на основании КоАП РФ и чаще всего в судебном порядке. Никто не доказал, что такая практика неэффективна, что нужны еще какие‑то санкции. Введение уголовной ответственности для юридических лиц повлечет только изменение процедуры привлечения их к ответственности: не по КоАП РФ, а по Уголовно‑процессуальному кодексу РФ. Однако не доказано, что это лучше.
Объединение в одном законе норм об административных правонарушениях и граждан, и организаций позволило кодифицировать федеральное законодательство по этому вопросу.
Очевидно, что все законодательство об административных правонарушениях полностью кодифицировать невозможно. Так, в соответствии со ст. 72 Конституции РФ КоАП РФ закрепил право субъектов Российской Федерации принимать законы по рассматриваемому вопросу. Одно из достоинств КоАП РФ в том, что он четко определил, за какие правонарушения законами субъектов Федерации может быть установлена административная ответственность, какие санкции ими могут быть установлены (предупреждения, штраф) за соответствующие правонарушения, кто вправе назначать административные наказания за нарушение законов субъектов Федерации.
КоАП РФ сделал огромный шаг в развитии правосудия по административным делам (административного судопроизводства). Так, если в 1984 г. КоАП РСФСР отнес к подведомственности судей рассмотрение дел о совершении четырех административных правонарушений, квалифицируемых по четырем составам (четырем статьям), содержавшимся в нем, то в соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных нормами КоАП РФ (около 200 норм). Из них к исключительной подведомственности судей отнесено более 100 составов правонарушений, а примерно 100 составов они вправе рассматривать на основе альтернативной подведомственности.
Судьи вправе применять все девять установленных ст. 3.2 КоАП РФ административных наказаний, причем шесть наказаний (возмездное изъятие имущества, конфискация имущества, лишение специальных прав, дисквалификация, административное приостановление деятельности, административный арест) могут назначаться только судьями74.
Кроме того, КоАП РФ внес свой вклад в развитие административного судопроизводства – к рассмотрению дел об административных правонарушениях привлечены арбитражные суды.
КоАП РФ последовательно и равномерно регламентирует право на защиту обвиняемого (привлеченного) к административной ответственности, и потерпевшего. В числе важнейших новелл, составляющих это право, можно назвать закрепление презумпции невиновности, права отвода судьи, должностного лица, рассматривающего дело, право пользоваться услугами защитника (представителя) и др.
Так, в соответствии с ч. 4 ст. 25.5 защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делам об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
Еще одной новеллой следует признать закрепленное в ч. 3 ст. 24.3 КоАП РФ право лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, и граждан, присутствующих при открытом рассмотрении дела об административном правонарушении, фиксировать в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи ход рассмотрения дела об административном правонарушении.
Особо подчеркнем: КоАП РФ внес серьезный вклад в совершенствование всей системы российского права. В частности, нормы его Особенной части взяли под защиту регулятивные нормы конституционного (ст. 5.1–5.25, 17.1, 17.2), семейного (ст. 5.35, 6.10 и др.), трудового (ст. 5.27 – 5.34), гражданского (ст. 7.17, 7.27, 14.12 и др.), уголовно‑процессуального и гражданско‑процессуального (ст. 17.3, 17.4), уголовно‑исполнительного (ст. 19.3, 19.12, 19.24), земельного (ст. 8.6–8.8 и др.), финансового (ст. 15.1 – 15.26 и др.) и других отраслей права.
Вместе с тем, как уже не раз подчеркивалось в специальной литературе, федеральный законодатель все же не смог реально превратить новый КоАП РФ в единственно действующий на федеральном уровне административно‑деликтный кодифицированный акт. В настоящее время вопросы административной ответственности одновременно с КоАП РФ регулируются Налоговым, Бюджетным кодексами РФ, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», и это справедливо беспокоит многих ученых‑административистов страны75.
Законы субъектов Федерации об административных правонарушениях. В соответствии со ст. 1.1, 1.3, 2.10 КоАП РФ субъекты Федерации принимают законы, регулирующие административную ответственность физических и юридических лиц за нарушения регулятивных норм, установленных актами органов этих субъектов Федерации. Данными законами могут быть предусмотрены только два административных наказания: предупреждение и штраф. Это, на наш взгляд, не только существенно повышает роль федерального закона в регулировании вопросов административной ответственности, но и создает реальные гарантии надлежащего обеспечения единого подхода и оценки этой ответственности на всей территории страны.
Законы субъектов Федерации устанавливают и некоторые процессуальные правила (нормы о подведомственности):
кто вправе составлять протоколы в случаях совершения названных этими законами правонарушений;
кто вправе рассматривать такие административные дела.
Часть 2 ст. 22.1 КоАП РФ предоставляет субъектам Федерации право поручать рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных их законами, мировым судьям, комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченным органам исполнительной власти субъекта Федерации и их учреждениям. Кроме того, для этих целей субъекты Федерации вправе создавать административные комиссии и иные коллегиальные органы, правовой статус которых должен быть закреплен законами соответствующих субъектов Федерации.
Федеральное законодательство, например, оставило за субъектами Федерации право устанавливать административную ответственность за:
безбилетный проезд на общественном городском транспорте;
нарушение правил благоустройства;
за появление на улицах, в общественных организациях после 22 часов подростков не достигших 16 лет;
нарушение тишины в ночное время, а также в определенных местах;
нарушение правил содержания собак, кошек и других животных, а также за нарушение иных правил, которые установлены актами субъектов Федерации, но не защищены санкциями КоАП РФ.
Некоторые регионы пошли по пути издания законов, устанавливающих ответственность за отдельные виды проступков. Так, в Республике Бурятия 24 марта 2005 г. был принят закон «Об административных правонарушениях в сфере благоустройства на территории городов и других населенных пунктов Республики Бурятия», в Томской области – закон от 9 ноября 2001 г. «Об административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок на территории Томской области», в Челябинской области – закон от 10 сентября 2007 г. «Об административных правонарушениях в Челябинской области».
А в ряде субъектов Федерации решили принимать кодексы. Таковые в настоящее время действуют в Волгоградской (2002 г.), Нижегородской (2003 г.), Калининградской (2003 г.), Липецкой (2004 г.), Омской (2006 г.) областях, в Кабардино‑Балкарской Республике (2003 г.), Хабаровском крае (2004 г.), Республике Дагестан (2006 г.), Республике Татарстан (2007 г.) и в городе Москве (2007 г.)76.
В некоторых регионах страны приняты законы, имеющие наименование «Об административной ответственности в… области» (например, на территории Кировской области действует закон «Об административной ответственности в Кировской области»). Такое название трудно признать удачным, поскольку в регионе, как и в Российской Федерации в целом, вопросы административной ответственности регулируются прежде всего КоАП РФ.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Демьян Николаевич Бахрах Административное право России: учебник для вузов
- Аннотация
- Бахрах Демьян Николаевич Административное право России Предисловие
- 1.2 Понятие и виды администрации
- 1.3 Основные признаки публичной административной (исполнительной) власти
- 1.4 Административные услуги
- Глава 2. Предмет, метод и система административного права россии
- 2.1 Предмет административного права
- 2.2 Методы административно‑правового регулирования
- 2.3 Система административного права
- Глава 3. Механизм административно‑правового регулирования
- 3.1 Нормы административного права
- 3.2 Действие административно‑правовой нормы во времени
- 3.3 Виды источников норм административного права
- 3.4 Система источников административного права
- 3.5 Понятие и виды административно‑правовых отношений
- 3.6 Структура административного правоотношения
- Глава 4. Административное право россии – отрасль юридической науки и научная дисциплина
- 4.1 Предмет и задачи науки административного права
- 4.2 Развитие науки административного права в России
- 4.3 Административное право как учебная дисциплина
- 5.2 Административно‑правовой статус гражданина
- 5.3 Специальные административно‑правовые статусы индивидуальных субъектов
- 5.4 Административно‑правовой статус лиц, совершивших правонарушения
- 5.5 Воинская обязанность граждан Российской Федерации
- Глава 6. Обязанности и права граждан российской федерации в условиях паспортного режима
- 6.1 Понятие, содержание, цели, правовая основа паспортного режима
- 6.2 Паспорт – основной документ гражданина Российской Федерации на ее территории
- 6.3 Обязанность гражданина Российской Федерации иметь паспорт
- 6.4 Обязанность гражданина соблюдать правила регистрационного учета (регистрации) по месту проживания
- 6.5 Право на получение заграничного паспорта
- 6.6 О персональных данных
- Глава 7. Право граждан на защиту от неправомерных действий (решений) и бездействия государственной и муниципальной администрации
- 7.1 Способы защиты прав граждан
- 7.2 Право граждан на обращение в государственные органы и органы муниципальных образований
- 7.3 Право гражданина на административную жалобу
- 7.4 Производство по административным жалобам граждан
- 7.5 Право граждан на судебное обжалование незаконных решений (действий) органов исполнительной власти и их должностных лиц (административная юстиция в Российской Федерации)
- 7.6 Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительной власти и ее должностных лиц
- Раздел III. Государственная администрация, ее органы и служащие Глава 8. Содержание деятельности и организационная структура государственной администрации
- 8.1 Функции (содержание деятельности) государственной администрации
- 8.2 Линейная и функциональная власть
- 8.3 Организационная структура государственной администрации
- 8.4 Административное ведомство
- Глава 9. Исполнительные органы государственной власти
- 9.1 Понятие исполнительного органа государственной власти
- 9.2 Содержание административно‑правового статуса исполнительного органа государственной власти
- 9.3 Виды исполнительных органов государственной власти
- 9.4 Правительство рф
- 9.5 Центральные органы федеральной исполнительной власти: некоторые результаты административной реформы
- 9.6 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- Глава 10. Государственная служба и государственные служащие
- 10.1 Понятие и типы службы в обществе
- 10.2 Понятие и статус должности
- 10.3 Государственная служба, государственная должность, государственный служащий
- 10.4 Основные принципы государственной службы
- 10.5 Классификация государственных служащих
- Глава 11. Государственная гражданская служба россии
- 11.1 Особенности государственной гражданской службы
- 11.2 Служебная карьера (процесс прохождения службы)
- 11.3 Прием (поступление) на службу
- 11.4 Обязанности и права государственных гражданских служащих
- 11.5 Аттестация служащих
- 11.6 Присвоение классных чинов государственным гражданским служащим
- 11.7 Прекращение государственной гражданской службы (прекращение служебного контракта)
- Глава 12. Милитаризованная служба россии
- 12.1 Особенности милитаризованной службы России
- Часть 4 ст. 42 Федерального закона «о воинской обязанности и военной службе» устанавливает: «Военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях:
- 12.2 Военная служба
- 12.3 Правоохранительная служба
- Раздел IV. Формы деятельности государственной администрации Глава 13. Акты государственной администрации
- 13.1 Виды форм деятельности публичной исполнительной власти
- 13.2 Основные признаки правового акта государственной администрации
- 13.3 Виды правовых актов государственной администрации
- 13.4 Ведомственные нормативные акты
- 13.5 Правовые акты государственных органов субъектов Федерации
- 13.6 Условия эффективности актов государственной администрации
- 13.7 Прекращение действия акта государственной администрации
- Глава 14. Негласная деятельность государственной администрации
- 14.1 Виды негласной деятельности государственной администрации
- 14.2 Режим секретности в России
- 14.3 Оперативно‑розыскная деятельность
- Глава 15. Административно– процессуальная деятельность государственной администрации
- 15.1 Понятие и виды юридического процесса
- 15.2 Административные процессы
- 15.3 Административно‑процессуальное право и административно‑процессуальные нормы
- 15.4 Общие стадии административных процессов
- 15.5 Административная подведомственность
- Раздел V. Методы деятельности государственной администрации Глава 16. Методы и способы деятельности публичной администрации
- 16.1 Понятие и виды методов деятельности государственной администрации
- 16.2 Система методов и способов административного воздействия
- 16.3 Методы прямого и косвенного административного воздействия
- 16.4 Убеждение как метод деятельности государственной администрации
- Глава 17. Поощрение как метод деятельности публичной администрации
- 17.1 Понятие и особенности поощрения
- 17.2 Способы поощрения
- 17.3 Виды поощрительных средств
- 17.4 Поощрительное производство
- Глава 18. Административный договор и договорная деятельность публичной администрации
- 18.1 Виды юридических договоров
- 18.2 Понятие и признаки административных договоров
- 18.3 Виды административных договоров
- 18.4 Договорная деятельность публичной администрации
- Глава 19. Административный надзор
- 19.1 Понятие и субъекты административного надзора
- 19.2 Содержание административного надзора
- 19.3 Процессуально‑правовые основы надзорного производства
- 19.4 Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- Глава 20. Разрешительная система в российской федерации
- 20.1 Понятие и особенности разрешительной системы
- 20.2 Правовая основа разрешительной системы
- 20.3 Разрешительное производство. Возбуждение дела
- 20.4 Принятие и исполнение решения
- 20.5 Надзор за соблюдением правил и условий разрешительной деятельности
- 20.6 Переоформление разрешений
- Глава 21. Специальные административно‑правовые режимы (право экстремальных ситуаций)
- 21.1 Общий и специальные административно‑правовые режимы
- 21.2 Режим чрезвычайного положения
- 21.3 Режим контртеррористической операции
- 21.4 Режим военного положения
- 21.5 Режим особого положения
- 21.6 Режим охраны Государственной границы Российской Федерации
- 21.7 Режим закрытого административно территориального образования
- Раздел VI. Режим законности в деятельности государственной администрации Глава 22. Содержание и особенности режима законности в деятельности публичной администрации
- 22.1 Содержание и значение законности
- 22.2 Особенности обеспечения режима законности в деятельности государственной администрации
- 22.3 Система гарантий законности деятельности публичной администрации
- 22.4 Содержание и виды контроля за деятельностью публичной администрации
- 22.5 Президентский контроль за государственной администрацией
- Глава 23. Судебный контроль за законностью деятельности публичной администрации
- 23.1 Основания и виды судебного контроля за законностью деятельности публичной администрации
- 23.2 Понятие и особенности административного судопроизводства
- 23.3 Административное судопроизводство и административная юстиция
- 24.2 Виды принуждения по административному праву
- 24.3 Понятие и виды административно‑правового принуждения
- Глава 25. Меры административного пресечения
- 25.1 Понятие и виды мер пресечения
- 25.2 Принудительное лечение
- 25.3 Применение огнестрельного оружия
- 25.4 Административное задержание граждан
- 25.5 Изъятие имущества, создающего угрозу безопасности, и у незаконного владельца
- Раздел VIII. Административная ответственность в российской федерации Глава 26. Понятие и основания административной ответственности
- 26.1 Понятие административной ответственности
- 26.2 Нормативное основание административной ответственности
- 26.3 Административное правонарушение – фактическое основание административной ответственности
- 26.4 Отличие административного проступка от дисциплинарного проступка и от преступления
- Глава 27. Состав административного правонарушения
- 27.1 Понятие и виды составов
- 27.2 Признаки объекта административного правонарушения
- 27.3 Признаки объективной стороны состава административного проступка
- 27.4 Признаки субъекта административного правонарушения
- 27.5 Признаки субъективной стороны состава административного правонарушения
- 27.6 Особенности административной ответственности юридических лиц
- Глава 28. Административные наказания
- 28.1 Система административных наказаний
- 28.2 Виды административных наказаний
- 28.3 Общие принципы назначения административных наказаний
- Глава 4 КоАп рф закрепляет следующие общие правила карательного воздействия:
- 28.4 Обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность
- 29.1 Понятие, правовая основа, особенности производства по делам об административных правонарушениях
- 29.2 Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях. Право на защиту
- 29.3 Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении
- 29.4 Участники производства по делам об административных правонарушениях
- 29.5 Подведомственность дел об административных правонарушениях
- 29.6 Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях
- 29.7 Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
- 29.8 Система стадий и этапов производства по делам об административных правонарушениях
- Глава 30. Возбуждение и расследование дел об административных правонарушениях
- 30.1 Фактические основания и процессуальные поводы возбуждения дел
- 30.2 Даты и формы возбуждения дел об административных правонарушениях
- 30.3 Значение и содержание протокола об административном правонарушении
- 30.4 Кто вправе составлять протокол об административных правонарушениях
- 30.5 Упрощенное (беспротокольное) производство по делам об административных правонарушениях
- 30.6 Административное расследование по делам об административных правонарушениях
- 30.7 Сроки составления и направления по подведомственности протоколов (дел) об административных правонарушениях
- Глава 31. Рассмотрение дел об административных правонарушениях
- 31.1 Подготовка дела к рассмотрению
- 31.2 Слушание дела
- 31.3 Принятие постановления по делу
- 31.4 Обнародование постановления (решения)
- Глава 32. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
- 32.1 Общая характеристика стадии
- 32.2 Порядок обжалования
- 32.3 Подготовка к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
- 32.4 Рассмотрение жалобы на постановление
- 32.5 Решение по жалобе (протесту) на постановление
- 32.6 Оглашение решения, вынесенного по жалобе
- Глава 33. Исполнение административных наказаний
- 33.1 Общая характеристика стадии исполнения
- 33.2 Вступление в законную силу постановлений о назначении административных наказаний
- 33.3 Обращение постановлений к исполнению
- 33.4 Прекращение и окончание исполнения постановлений
- 33.5 Исполнение постановлений о назначении предупреждения и административного штрафа
- 33.6 Исполнение постановлений о конфискации и возмездном изъятии
- 33.7 Исполнение постановлений о лишении специальных прав
- 33.8 Исполнение постановлений об административном аресте
- 33.9 Исполнение постановлений об административном приостановлении деятельности
- Раздел X. Дисциплинарное принуждение как метод деятельности публичной администрации Глава 34. Дисциплинарное принуждение по административному праву
- 34.1 Особенности дисциплинарно‑правового принуждения в Российской Федерации
- 34.2 Виды дисциплинарного принуждения по административному праву
- Глава 35. Дисциплинарная и материальная ответственность по административному праву
- 35.1 Дисциплинарная ответственность по административному праву
- 35.2 Дисциплинарное производство по административному праву
- 35.3 Материальная ответственность по административному праву