11.6 Присвоение классных чинов государственным гражданским служащим
Присвоение классных чинов – весьма важный аспект прохождения государственной службы. Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:
1) высшие;
2) главные;
3) ведущие;
4) старшие;
5) младшие.
Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы, а должности категории «обеспечивающие специалисты» – на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» государственным служащим присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания.
Названный Федеральный закон закрепляет 15 классных чинов гражданской службы, которые присваиваются служащим в соответствии с замещаемой должностью в пределах группы должностей гражданской службы. А служащим, замещающим должности без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются еще и по результатам квалификационного экзамена.
Служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы высшей группы, присваиваются классные чины гражданской службы – действительного государственного советника Российской Федерации 1, 2, 3‑го класса;
замещающим должности главной группы – классные чины государственного советника Российской Федерации 1, 2, 3‑го класса;
замещающим должности ведущей группы – классные чины советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2, 3‑го класса;
замещающим должности старшей группы – классные чины референта государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2, 3‑го класса;
младшей группы – секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2, 3‑го класса.
Положение о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским слжащим утверждено Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 13. Согласно данному Положению «классные чины присваиваются федеральным гражданским служащим персонально, с соблюдением последовательности, в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы, а также с учетом профессионльного уровня, продолжительности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – гражданская служба) в предыдущем классном чине и в замещаемой должности гражданской службы» (п. 4).
Для прохождения гражданской службы устанавливаются следующие сроки:
а) в классных чинах секретаря государственной гражданской службы Российской Федерации 3 и 2‑го класса, референта государственной гражданской службы Российской Федерации 3 и 2‑го класса – не менее одного года;
б) в классных чинах советника государственной гражданской службы Российской Федерации 3 и 2‑го класса, государственного советника Российской Федерации 3 и 2‑го класса – не менее двух лет (п. 9).
Для прохождения гражданской службы в классных чинах секретаря государственной гражданской службы Российской Федерации 1‑го класса, референта государственной гражданской службы Российской Федерации 1‑го класса, советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1‑го класса и государственного советника Российской Федерации 1 – го класса сроки не устанавливаются (п. 11).
Срок гражданской службы в присвоенном классном чине исчисляется со дня присвоения классного чина.
Классные чины советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2, и 3‑го класса, референта государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 и 3‑го класса, секретаря государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 и 3‑го класса присваиваются федеральным гражданским представителем нанимателя в лице руководителя федерального государственного органа либо представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации (п. 18).
Гражданин Российской Федерации может быть лишен классного чина судом при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
Индивидуальные служебные споры по вопросам, связанным с присвоением классных чинов, рассматриваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Классные чины служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы высшей группы – действительных государственных советников Российской Федерации 1, 2 и 3‑го класса, присваиваются указами Президента РФ.
Классные чины федеральным служащим, замещающим должности главной группы – государственных советников 1, 2 и 3‑го класса, присваиваются Правительством РФ, а служащим федеральных органов, не подчиненных Правительству РФ, – руководителем соответствующего ведомства (Генеральным прокурором, Председателем Центральной избирательной комиссии, Председателем Центрального банка).
В соответствии с законами субъектов Федерации государственным служащим субъектов Федерации , занимающим должности высшей и главной группы, звания государственных советников 1, 2 и 3‑го класса присваиваются главой или высшим органом исполнительной власти соответствующего субъекта.
Классные чины советников, референтов, секретарей 1, 2 и 3‑го класса (самой большой группе служащих) служащим, занимающим должности ведущей, старшей и младшей групп, присваиваются представителями нанимателя (руководителем государственного органа).
На основании действовавшего ранее законодательства государственным гражданским служащим присваивались квалификационные разряды. В связи с этим Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 113 определено, что «квалификационные разряды считаются соответствующими классными чинами гражданской службы» (п. 2).
Классные чины присваиваются с соблюдением последовательности, с учетом профессионального уровня, продолжительности службы. Они могут быть первыми или очередными.
Первый классный чин присваивается при поступлении на службу и, как правило, в пределах той группы должностей, к которой относится занимаемая служащим должность.
Если должность замещается на неопределенное время, соответствующий данной группе должностей классный чин присваивается по результатам квалификационного экзамена. Когда на гражданскую службу поступает лицо, имеющее воинское или специальное звание, это учитывается при присвоении классного чина.
Первый чин служащему присваивается после завершения испытания, а если испытания не было – не ранее чем через три месяца гражданской службы.
Очередные , более высокие классные чины гражданским служащим присваиваются при наличии следующих обстоятельств:
1) по истечении установленного правовым актом срока службы лица, имеющего классный чин (секретаря и референта – не менее одного года, советника и государственного советника – не менее двух лет);
2) если более высокий классный чин можно присвоить в пределах классных чинов, установленных для данной группы должностей. К примеру, служащему, занимающему старшую должность гражданской службы и имеющему классный чин референта 2‑го класса, чин референта 1‑го класса может быть присвоен, а референту 1‑го класса более высокий чин не может быть присвоен, поскольку служащим старшей группы могут присваиваться только чины референта 1, 2 и 3‑го класса. Рассматриваемое условие присвоения более высокого чина можно сформулировать так: более высокий классный чин может быть присвоен, если позволяет, как неофициально говорят, должностной потолок;
3) при добросовестном исполнении обязанностей, соблюдении запретов, отсутствии существенных нарушений правовых норм. Если служащий за нарушения служебных обязанностей, запретов привлечен к дисциплинарной ответственности, повышать ему классный чин нельзя, а если он привлекается к ответственности – решение вопроса о повышении классного чина должно быть отложено до решения вопроса об ответственности по существу.
Более высокий чин может быть присвоен в связи с назначением на должность более высокой группы службы.
В качестве меры поощрения классный чин служащему может быть присвоен досрочно или на один класс выше, но тоже в пределах группы должностей.
Классный чин сохраняется и при переводе служащего на более низкую должность, и при увольнении со службы. Лишение присвоенного классного чина возможно только по решению (приговору) суда.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Демьян Николаевич Бахрах Административное право России: учебник для вузов
- Аннотация
- Бахрах Демьян Николаевич Административное право России Предисловие
- 1.2 Понятие и виды администрации
- 1.3 Основные признаки публичной административной (исполнительной) власти
- 1.4 Административные услуги
- Глава 2. Предмет, метод и система административного права россии
- 2.1 Предмет административного права
- 2.2 Методы административно‑правового регулирования
- 2.3 Система административного права
- Глава 3. Механизм административно‑правового регулирования
- 3.1 Нормы административного права
- 3.2 Действие административно‑правовой нормы во времени
- 3.3 Виды источников норм административного права
- 3.4 Система источников административного права
- 3.5 Понятие и виды административно‑правовых отношений
- 3.6 Структура административного правоотношения
- Глава 4. Административное право россии – отрасль юридической науки и научная дисциплина
- 4.1 Предмет и задачи науки административного права
- 4.2 Развитие науки административного права в России
- 4.3 Административное право как учебная дисциплина
- 5.2 Административно‑правовой статус гражданина
- 5.3 Специальные административно‑правовые статусы индивидуальных субъектов
- 5.4 Административно‑правовой статус лиц, совершивших правонарушения
- 5.5 Воинская обязанность граждан Российской Федерации
- Глава 6. Обязанности и права граждан российской федерации в условиях паспортного режима
- 6.1 Понятие, содержание, цели, правовая основа паспортного режима
- 6.2 Паспорт – основной документ гражданина Российской Федерации на ее территории
- 6.3 Обязанность гражданина Российской Федерации иметь паспорт
- 6.4 Обязанность гражданина соблюдать правила регистрационного учета (регистрации) по месту проживания
- 6.5 Право на получение заграничного паспорта
- 6.6 О персональных данных
- Глава 7. Право граждан на защиту от неправомерных действий (решений) и бездействия государственной и муниципальной администрации
- 7.1 Способы защиты прав граждан
- 7.2 Право граждан на обращение в государственные органы и органы муниципальных образований
- 7.3 Право гражданина на административную жалобу
- 7.4 Производство по административным жалобам граждан
- 7.5 Право граждан на судебное обжалование незаконных решений (действий) органов исполнительной власти и их должностных лиц (административная юстиция в Российской Федерации)
- 7.6 Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительной власти и ее должностных лиц
- Раздел III. Государственная администрация, ее органы и служащие Глава 8. Содержание деятельности и организационная структура государственной администрации
- 8.1 Функции (содержание деятельности) государственной администрации
- 8.2 Линейная и функциональная власть
- 8.3 Организационная структура государственной администрации
- 8.4 Административное ведомство
- Глава 9. Исполнительные органы государственной власти
- 9.1 Понятие исполнительного органа государственной власти
- 9.2 Содержание административно‑правового статуса исполнительного органа государственной власти
- 9.3 Виды исполнительных органов государственной власти
- 9.4 Правительство рф
- 9.5 Центральные органы федеральной исполнительной власти: некоторые результаты административной реформы
- 9.6 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- Глава 10. Государственная служба и государственные служащие
- 10.1 Понятие и типы службы в обществе
- 10.2 Понятие и статус должности
- 10.3 Государственная служба, государственная должность, государственный служащий
- 10.4 Основные принципы государственной службы
- 10.5 Классификация государственных служащих
- Глава 11. Государственная гражданская служба россии
- 11.1 Особенности государственной гражданской службы
- 11.2 Служебная карьера (процесс прохождения службы)
- 11.3 Прием (поступление) на службу
- 11.4 Обязанности и права государственных гражданских служащих
- 11.5 Аттестация служащих
- 11.6 Присвоение классных чинов государственным гражданским служащим
- 11.7 Прекращение государственной гражданской службы (прекращение служебного контракта)
- Глава 12. Милитаризованная служба россии
- 12.1 Особенности милитаризованной службы России
- Часть 4 ст. 42 Федерального закона «о воинской обязанности и военной службе» устанавливает: «Военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях:
- 12.2 Военная служба
- 12.3 Правоохранительная служба
- Раздел IV. Формы деятельности государственной администрации Глава 13. Акты государственной администрации
- 13.1 Виды форм деятельности публичной исполнительной власти
- 13.2 Основные признаки правового акта государственной администрации
- 13.3 Виды правовых актов государственной администрации
- 13.4 Ведомственные нормативные акты
- 13.5 Правовые акты государственных органов субъектов Федерации
- 13.6 Условия эффективности актов государственной администрации
- 13.7 Прекращение действия акта государственной администрации
- Глава 14. Негласная деятельность государственной администрации
- 14.1 Виды негласной деятельности государственной администрации
- 14.2 Режим секретности в России
- 14.3 Оперативно‑розыскная деятельность
- Глава 15. Административно– процессуальная деятельность государственной администрации
- 15.1 Понятие и виды юридического процесса
- 15.2 Административные процессы
- 15.3 Административно‑процессуальное право и административно‑процессуальные нормы
- 15.4 Общие стадии административных процессов
- 15.5 Административная подведомственность
- Раздел V. Методы деятельности государственной администрации Глава 16. Методы и способы деятельности публичной администрации
- 16.1 Понятие и виды методов деятельности государственной администрации
- 16.2 Система методов и способов административного воздействия
- 16.3 Методы прямого и косвенного административного воздействия
- 16.4 Убеждение как метод деятельности государственной администрации
- Глава 17. Поощрение как метод деятельности публичной администрации
- 17.1 Понятие и особенности поощрения
- 17.2 Способы поощрения
- 17.3 Виды поощрительных средств
- 17.4 Поощрительное производство
- Глава 18. Административный договор и договорная деятельность публичной администрации
- 18.1 Виды юридических договоров
- 18.2 Понятие и признаки административных договоров
- 18.3 Виды административных договоров
- 18.4 Договорная деятельность публичной администрации
- Глава 19. Административный надзор
- 19.1 Понятие и субъекты административного надзора
- 19.2 Содержание административного надзора
- 19.3 Процессуально‑правовые основы надзорного производства
- 19.4 Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- Глава 20. Разрешительная система в российской федерации
- 20.1 Понятие и особенности разрешительной системы
- 20.2 Правовая основа разрешительной системы
- 20.3 Разрешительное производство. Возбуждение дела
- 20.4 Принятие и исполнение решения
- 20.5 Надзор за соблюдением правил и условий разрешительной деятельности
- 20.6 Переоформление разрешений
- Глава 21. Специальные административно‑правовые режимы (право экстремальных ситуаций)
- 21.1 Общий и специальные административно‑правовые режимы
- 21.2 Режим чрезвычайного положения
- 21.3 Режим контртеррористической операции
- 21.4 Режим военного положения
- 21.5 Режим особого положения
- 21.6 Режим охраны Государственной границы Российской Федерации
- 21.7 Режим закрытого административно территориального образования
- Раздел VI. Режим законности в деятельности государственной администрации Глава 22. Содержание и особенности режима законности в деятельности публичной администрации
- 22.1 Содержание и значение законности
- 22.2 Особенности обеспечения режима законности в деятельности государственной администрации
- 22.3 Система гарантий законности деятельности публичной администрации
- 22.4 Содержание и виды контроля за деятельностью публичной администрации
- 22.5 Президентский контроль за государственной администрацией
- Глава 23. Судебный контроль за законностью деятельности публичной администрации
- 23.1 Основания и виды судебного контроля за законностью деятельности публичной администрации
- 23.2 Понятие и особенности административного судопроизводства
- 23.3 Административное судопроизводство и административная юстиция
- 24.2 Виды принуждения по административному праву
- 24.3 Понятие и виды административно‑правового принуждения
- Глава 25. Меры административного пресечения
- 25.1 Понятие и виды мер пресечения
- 25.2 Принудительное лечение
- 25.3 Применение огнестрельного оружия
- 25.4 Административное задержание граждан
- 25.5 Изъятие имущества, создающего угрозу безопасности, и у незаконного владельца
- Раздел VIII. Административная ответственность в российской федерации Глава 26. Понятие и основания административной ответственности
- 26.1 Понятие административной ответственности
- 26.2 Нормативное основание административной ответственности
- 26.3 Административное правонарушение – фактическое основание административной ответственности
- 26.4 Отличие административного проступка от дисциплинарного проступка и от преступления
- Глава 27. Состав административного правонарушения
- 27.1 Понятие и виды составов
- 27.2 Признаки объекта административного правонарушения
- 27.3 Признаки объективной стороны состава административного проступка
- 27.4 Признаки субъекта административного правонарушения
- 27.5 Признаки субъективной стороны состава административного правонарушения
- 27.6 Особенности административной ответственности юридических лиц
- Глава 28. Административные наказания
- 28.1 Система административных наказаний
- 28.2 Виды административных наказаний
- 28.3 Общие принципы назначения административных наказаний
- Глава 4 КоАп рф закрепляет следующие общие правила карательного воздействия:
- 28.4 Обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность
- 29.1 Понятие, правовая основа, особенности производства по делам об административных правонарушениях
- 29.2 Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях. Право на защиту
- 29.3 Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении
- 29.4 Участники производства по делам об административных правонарушениях
- 29.5 Подведомственность дел об административных правонарушениях
- 29.6 Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях
- 29.7 Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
- 29.8 Система стадий и этапов производства по делам об административных правонарушениях
- Глава 30. Возбуждение и расследование дел об административных правонарушениях
- 30.1 Фактические основания и процессуальные поводы возбуждения дел
- 30.2 Даты и формы возбуждения дел об административных правонарушениях
- 30.3 Значение и содержание протокола об административном правонарушении
- 30.4 Кто вправе составлять протокол об административных правонарушениях
- 30.5 Упрощенное (беспротокольное) производство по делам об административных правонарушениях
- 30.6 Административное расследование по делам об административных правонарушениях
- 30.7 Сроки составления и направления по подведомственности протоколов (дел) об административных правонарушениях
- Глава 31. Рассмотрение дел об административных правонарушениях
- 31.1 Подготовка дела к рассмотрению
- 31.2 Слушание дела
- 31.3 Принятие постановления по делу
- 31.4 Обнародование постановления (решения)
- Глава 32. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
- 32.1 Общая характеристика стадии
- 32.2 Порядок обжалования
- 32.3 Подготовка к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
- 32.4 Рассмотрение жалобы на постановление
- 32.5 Решение по жалобе (протесту) на постановление
- 32.6 Оглашение решения, вынесенного по жалобе
- Глава 33. Исполнение административных наказаний
- 33.1 Общая характеристика стадии исполнения
- 33.2 Вступление в законную силу постановлений о назначении административных наказаний
- 33.3 Обращение постановлений к исполнению
- 33.4 Прекращение и окончание исполнения постановлений
- 33.5 Исполнение постановлений о назначении предупреждения и административного штрафа
- 33.6 Исполнение постановлений о конфискации и возмездном изъятии
- 33.7 Исполнение постановлений о лишении специальных прав
- 33.8 Исполнение постановлений об административном аресте
- 33.9 Исполнение постановлений об административном приостановлении деятельности
- Раздел X. Дисциплинарное принуждение как метод деятельности публичной администрации Глава 34. Дисциплинарное принуждение по административному праву
- 34.1 Особенности дисциплинарно‑правового принуждения в Российской Федерации
- 34.2 Виды дисциплинарного принуждения по административному праву
- Глава 35. Дисциплинарная и материальная ответственность по административному праву
- 35.1 Дисциплинарная ответственность по административному праву
- 35.2 Дисциплинарное производство по административному праву
- 35.3 Материальная ответственность по административному праву