logo

8.3 Организационная структура государственной администрации

Под структурой понимается строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами29. В ней выделяют два компонента: строение, совокупность элементов и система отношений между ними. Сложные образования характеризуются полиструктурностью: в них множество структур. Исполнительная власть тоже имеет несколько структур одновременно: кадровую, отраслевую, территориальную, функциональную, организационную и др.

Организационная структура – это:

1) деление целого на организационно обособленные части;

2) сеть управленческих связей в ней.

Организационная структура администрации – форма закрепления разделения и кооперации труда по управлению.

Такая структура является устойчивой схемой распределения ее задач, функций. Поэтому ее можно рассматривать и как структуру целей, функций администрации, выражающуюся в дифференциации ее на части и в системе организационных связей в ней.

На структуру аппарата влияют многие объективные и субъективные факторы. Важнейший среди них – содержание деятельности, т. е. комплекс функций административной деятельности. Функции, их номенклатура, объем, значимость, взаимосвязь, детерминируют структуру аппарата. Необходимо учитывать наличие двусторонней связи структуры и функции. С одной стороны, вновь возникшая функция может быть выполнена как путем создания новых структурных единиц (например, отдела кадров, финансового отдела), так и путем использования возможностей ранее существовавших единиц; но развитая функция требует уже структурного обособления. С другой – функция не меняется автоматически вслед за изменением структуры аппарата, одну и ту же функцию могут осуществлять разные органы, служащие.

Как всякая форма, структура отражает результат развития содержания и, в свою очередь, оказывает на него активное обратное воздействие. От организационной структуры зависит специализация и кооперация административной деятельности, ее комплексность, обоснованность распределения нагрузки между различными частями. Рациональная структура позволяет с меньшими затратами времени и сил более квалифицированно решать поставленные задачи, создает условия для согласованной и четкой работы, для формирования хорошего психологического климата.

Административные структуры обладают множеством признаков, которые могут быть использованы в качестве критериев их группировки. Различают структуры простые и сложные, жесткие и гибкие, линейные и функциональные, постоянные и переменные, типовые и индивидуальные, сложившиеся и экспериментальные, централизованные и децентрализованные и др. Можно различать структуры устойчивые и неустойчивые, надежные и ненадежные, бюрократические и демократические, дорогие и дешевые и т. д. Структуры исполнительной власти должны быть прежде всего эффективными (надежными, стабильными и в то же время способными к необходимым перестройкам), демократичными и по возможности дешевыми (но чрезмерная экономия на штатах, например органов внутренних дел, может повлечь неблагоприятные последствия для граждан и организаций).

Государственная администрация представляет собой целостное образование, состоящее из большого количества разнообразных частей. В ней можно различать несколько основных типов структурных единиц :

аппарат ведомства;

аппарат ведомственного подразделения (например, Департамент организации безопасности дорожного движения, Департамент кадровой работы МВД России);

региональный аппарат (областной, краевой, районной, городской администрации);

орган государственной исполнительной власти;

администрацию организации (учреждения, предприятия);

структурное подразделение органа, администрации (отдел кадров, бухгалтерия, деканат и др.);

должность.

Каждая структурная единица аппарата государственной администрации – это его составная часть:

1) автономная;

2) организационно оформленная;

3) существование которой определено правовым актом;

4) имеющая свою компетенцию;

5) самоуправляемая, имеющая свое руководство.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4