18.3 Виды административных договоров
Понятие «административный договор» является родовым. Оно объединяет многие виды договоров, которые заключаются субъектами публичной исполнительной власти на основе норм административного права.
Самый распространенный вид административных договоров – контракты о службе в Вооруженных Силах РФ, органах внутренних дел и в иных видах милитаризованной службы. По содержанию эти контракты сходны с трудовыми договорами, но отличаются от них условиями службы, вознаграждением за нее и рядом других положений. Кроме того, трудовой договор и контракт регулируются разными отраслями права, и на их основе между сторонами возникают соответственно трудо‑правовые или административно‑правовые отношения. Если трудовые договоры заключаются руководителями государственных, муниципальных, частных, иностранных и международных организаций, то контракты о милитаризованной службе – только руководителями государственных органов и вооруженных формирований. Кроме того, у субъекта власти, заключающего контракт о службе на основе типового контракта, утвержденного приказом руководителя федерального ведомства, свободы усмотрения намного меньше, чем у руководителя организации (особенно частной!), заключающего трудовой договор.
Федеральный закон от 3 июля 2006 г. № 96‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обороны и военной службы» закрепил два вида договоров об обучении по программам военной подготовки:
1. «Гражданин до достижения им возраста 30 лет, обучающийся по очной форме обучения в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, годный к военной службе по состоянию здоровья, отвечающий профессионально‑психическим требованиям, предъявляемым к конкретным военно‑учетным специальностям, и прошедший в Министерстве обороны Российской Федерации конкурсный отбор, вправе заключить с Министерством обороны Российской Федерации договор об обучении по программе военной подготовки офицеров запаса на военной кафедре при этом образовательном учреждении. Гражданину, проходящему обучение по программе военной подготовки офицеров запаса, выплачивается за счет средств федерального бюджета дополнительная стипендия в порядке и размере, определяемых Правительством Российской Федерации» (п. 2 ст. 2).
2. «Гражданин до достижения им возраста 24 лет, обучающийся по очной форме обучения в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, годный к военной службе по состоянию здоровья и отвечающий установленным настоящим Федеральным законом требованиям к гражданам, поступающим на военную службу по контракту, вправе заключить с Министерством обороны Российской Федерации договор об обучении по программе военной подготовки в учебном военном центре при этом образовательном учреждении и о дальнейшем прохождении военной службы по контракту после окончания образовательного учреждения. Гражданину, обучающемуся по программе военной подготовки в учебном военном центре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, выплачивается за счет средств федерального бюджета дополнительная стипендия…» (подп. 3 п. 4 ст. 2).
Видами административного договора являются также:
соглашения органов, осуществляющих оперативно‑розыскную деятельность, с осведомителями ;
договоры казачьих обществ с исполнительными органами государственной власти о правоохранительной деятельности, об участии в охране государственной границы, предупреждении и ликвидации последствий стихийных бедствий, природоохранных мероприятий и иной деятельности;
договоры государственных и муниципальных учебных заведений с гражданами об оказании платных образовательных услуг. Заключив такой договор, гражданин становится членом образовательного (административного) коллектива (1), обязан выполнять требования его устава (2), учебный план и расписание учебных занятий (3), имеет право в одностороннем порядке в любое время расторгнуть этот договор (4), по окончании имеет право получить государственный диплом или аттестат (5). А образовательные учреждения вправе расторгнуть договор с обучающимся только в случае совершения им серьезного правонарушения (злостного невыполнения учебного плана, невнесения платы за обучение, совершения преступления);
соглашения о передаче части своих полномочий . О важности подобных соглашений свидетельствует то, что ч. 2 ст. 78 Конституции РФ установлено: «Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий…» Федеральными законами разрешено также передавать часть полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации органам исполнительной власти муниципальных образований, и наоборот.
Правительство РФ постановлением от 1 марта 2004 г. № 117 утвердило Правила согласования и утверждения соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий, а также о внесении изменений в такие соглашения;
договоры о сотрудничестве (о совместной деятельности). Их разнообразие чрезвычайно велико (по видам деятельности, по субъектам и т. д.), например:
договоры Саратовской академии права, Уральской государственной юридической академии с Генеральной прокуратурой РФ о подготовке специалистов для работы в прокуратуре;
подписанное 21 декабря 1999 года Московской Патриархией и Минюстом России Соглашение о долгосрочном сотрудничестве в области духовного воспитания лиц, пребывающих в местах заключения;
Соглашение между правительством Свердловской области Российской Федерации и Донецкой областной государственной администрацией Украины о торгово‑экономическом, научно‑техническом и культурном сотрудничестве;
Соглашение о порядке взаимодействия органов и подразделений Службы судебных приставов Главного управления Минюста России по Краснодарскому краю и административных комиссий при округах города Краснодара при исполнении постановлений, выносимых за административные правонарушения;
договоры об административных услугах . В этих договорах речь идет о проведении экспертиз, санитарных, противопожарных и иных обследований, составлении соответствующих заключений, необходимых для лицензирования деятельности, сертификации продукции и решения иных административных дел. Например, п. 7 утвержденного приказом министра здравоохранения Российской Федерации от 15 августа 2001 г. Порядка проведения санитарно‑эпидемической экспертизы продукции устанавливает: «Проведение экспертизы продукции осуществляется на договорной основе».
Согласно п. 14 Порядка санитарно‑эпидемиологическая экспертиза включает:
прием и регистрацию заявки на проведение санитарно‑эпидемиологической экспертизы продукции;
определение необходимого объема санитарно‑эпидемиологической экспертизы;
оформление договора на проведение санитарно‑эпидемиологической экспертизы;
постделиктные соглашения . Наиболее часто такое соглашение применяется в установленных ст. 28.6 КоАП РФ случаях назначения административного наказания без составления протокола.
В соответствии с федеральными законами от 24 июля 2007 г. № 210‑ФЗ и от 9 ноября 2009 г. № 249‑ФЗ ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ действует в новой редакции, которая определяет, что в случае если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения выносится постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа в порядке, предусмотренном ст. 39.10 КоАП РФ. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.
Согласно ч. 2 ст. 28.6 КоАП РФ в настоящее время протокол об административном правонарушении составляется только в случаях, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание.
Статья 4.7 КоАП РФ устанавливает, что «судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба… решить вопрос о возмещении имущественного ущерба». Отсутствие спора, как правило, связано с устным согласием сторон (обвиняемого и потерпевшего) по поводу размера взыскиваемой суммы и порядка ее взыскания судом.
В примечании к ст. 6.9 КоАП РФ указано: «Лицо, добровольно обратившееся в лечебно‑профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинское и социальное восстановление в лечебно‑профилактическое учреждение и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ».
Ведение переговоров в ходе контртеррористической операции, а значит, и возможность заключения соглашений с террористами предусмотрены ст. 16 Федерального закона «О противодействии терроризму»:
«1. В целях сохранения жизни и здоровья людей возможно ведение переговоров с лицами, специально уполномоченными на то руководителем контртеррористической операции.
2. При ведении переговоров с террористами не должны рассматриваться выдвигаемые ими политические требования».
Существуют и иные разновидности административных договоров. Их многообразие свидетельствует о том, что этот способ решения публичных дел широко используется администрацией России, при этом количество их видов будет расти, что обусловлено разнообразием задач, стоящих перед нею.
Многие административные договоры имеют комплексный характер и регулируются одновременно нормами нескольких отраслей.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Демьян Николаевич Бахрах Административное право России: учебник для вузов
- Аннотация
- Бахрах Демьян Николаевич Административное право России Предисловие
- 1.2 Понятие и виды администрации
- 1.3 Основные признаки публичной административной (исполнительной) власти
- 1.4 Административные услуги
- Глава 2. Предмет, метод и система административного права россии
- 2.1 Предмет административного права
- 2.2 Методы административно‑правового регулирования
- 2.3 Система административного права
- Глава 3. Механизм административно‑правового регулирования
- 3.1 Нормы административного права
- 3.2 Действие административно‑правовой нормы во времени
- 3.3 Виды источников норм административного права
- 3.4 Система источников административного права
- 3.5 Понятие и виды административно‑правовых отношений
- 3.6 Структура административного правоотношения
- Глава 4. Административное право россии – отрасль юридической науки и научная дисциплина
- 4.1 Предмет и задачи науки административного права
- 4.2 Развитие науки административного права в России
- 4.3 Административное право как учебная дисциплина
- 5.2 Административно‑правовой статус гражданина
- 5.3 Специальные административно‑правовые статусы индивидуальных субъектов
- 5.4 Административно‑правовой статус лиц, совершивших правонарушения
- 5.5 Воинская обязанность граждан Российской Федерации
- Глава 6. Обязанности и права граждан российской федерации в условиях паспортного режима
- 6.1 Понятие, содержание, цели, правовая основа паспортного режима
- 6.2 Паспорт – основной документ гражданина Российской Федерации на ее территории
- 6.3 Обязанность гражданина Российской Федерации иметь паспорт
- 6.4 Обязанность гражданина соблюдать правила регистрационного учета (регистрации) по месту проживания
- 6.5 Право на получение заграничного паспорта
- 6.6 О персональных данных
- Глава 7. Право граждан на защиту от неправомерных действий (решений) и бездействия государственной и муниципальной администрации
- 7.1 Способы защиты прав граждан
- 7.2 Право граждан на обращение в государственные органы и органы муниципальных образований
- 7.3 Право гражданина на административную жалобу
- 7.4 Производство по административным жалобам граждан
- 7.5 Право граждан на судебное обжалование незаконных решений (действий) органов исполнительной власти и их должностных лиц (административная юстиция в Российской Федерации)
- 7.6 Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительной власти и ее должностных лиц
- Раздел III. Государственная администрация, ее органы и служащие Глава 8. Содержание деятельности и организационная структура государственной администрации
- 8.1 Функции (содержание деятельности) государственной администрации
- 8.2 Линейная и функциональная власть
- 8.3 Организационная структура государственной администрации
- 8.4 Административное ведомство
- Глава 9. Исполнительные органы государственной власти
- 9.1 Понятие исполнительного органа государственной власти
- 9.2 Содержание административно‑правового статуса исполнительного органа государственной власти
- 9.3 Виды исполнительных органов государственной власти
- 9.4 Правительство рф
- 9.5 Центральные органы федеральной исполнительной власти: некоторые результаты административной реформы
- 9.6 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- Глава 10. Государственная служба и государственные служащие
- 10.1 Понятие и типы службы в обществе
- 10.2 Понятие и статус должности
- 10.3 Государственная служба, государственная должность, государственный служащий
- 10.4 Основные принципы государственной службы
- 10.5 Классификация государственных служащих
- Глава 11. Государственная гражданская служба россии
- 11.1 Особенности государственной гражданской службы
- 11.2 Служебная карьера (процесс прохождения службы)
- 11.3 Прием (поступление) на службу
- 11.4 Обязанности и права государственных гражданских служащих
- 11.5 Аттестация служащих
- 11.6 Присвоение классных чинов государственным гражданским служащим
- 11.7 Прекращение государственной гражданской службы (прекращение служебного контракта)
- Глава 12. Милитаризованная служба россии
- 12.1 Особенности милитаризованной службы России
- Часть 4 ст. 42 Федерального закона «о воинской обязанности и военной службе» устанавливает: «Военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях:
- 12.2 Военная служба
- 12.3 Правоохранительная служба
- Раздел IV. Формы деятельности государственной администрации Глава 13. Акты государственной администрации
- 13.1 Виды форм деятельности публичной исполнительной власти
- 13.2 Основные признаки правового акта государственной администрации
- 13.3 Виды правовых актов государственной администрации
- 13.4 Ведомственные нормативные акты
- 13.5 Правовые акты государственных органов субъектов Федерации
- 13.6 Условия эффективности актов государственной администрации
- 13.7 Прекращение действия акта государственной администрации
- Глава 14. Негласная деятельность государственной администрации
- 14.1 Виды негласной деятельности государственной администрации
- 14.2 Режим секретности в России
- 14.3 Оперативно‑розыскная деятельность
- Глава 15. Административно– процессуальная деятельность государственной администрации
- 15.1 Понятие и виды юридического процесса
- 15.2 Административные процессы
- 15.3 Административно‑процессуальное право и административно‑процессуальные нормы
- 15.4 Общие стадии административных процессов
- 15.5 Административная подведомственность
- Раздел V. Методы деятельности государственной администрации Глава 16. Методы и способы деятельности публичной администрации
- 16.1 Понятие и виды методов деятельности государственной администрации
- 16.2 Система методов и способов административного воздействия
- 16.3 Методы прямого и косвенного административного воздействия
- 16.4 Убеждение как метод деятельности государственной администрации
- Глава 17. Поощрение как метод деятельности публичной администрации
- 17.1 Понятие и особенности поощрения
- 17.2 Способы поощрения
- 17.3 Виды поощрительных средств
- 17.4 Поощрительное производство
- Глава 18. Административный договор и договорная деятельность публичной администрации
- 18.1 Виды юридических договоров
- 18.2 Понятие и признаки административных договоров
- 18.3 Виды административных договоров
- 18.4 Договорная деятельность публичной администрации
- Глава 19. Административный надзор
- 19.1 Понятие и субъекты административного надзора
- 19.2 Содержание административного надзора
- 19.3 Процессуально‑правовые основы надзорного производства
- 19.4 Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- Глава 20. Разрешительная система в российской федерации
- 20.1 Понятие и особенности разрешительной системы
- 20.2 Правовая основа разрешительной системы
- 20.3 Разрешительное производство. Возбуждение дела
- 20.4 Принятие и исполнение решения
- 20.5 Надзор за соблюдением правил и условий разрешительной деятельности
- 20.6 Переоформление разрешений
- Глава 21. Специальные административно‑правовые режимы (право экстремальных ситуаций)
- 21.1 Общий и специальные административно‑правовые режимы
- 21.2 Режим чрезвычайного положения
- 21.3 Режим контртеррористической операции
- 21.4 Режим военного положения
- 21.5 Режим особого положения
- 21.6 Режим охраны Государственной границы Российской Федерации
- 21.7 Режим закрытого административно территориального образования
- Раздел VI. Режим законности в деятельности государственной администрации Глава 22. Содержание и особенности режима законности в деятельности публичной администрации
- 22.1 Содержание и значение законности
- 22.2 Особенности обеспечения режима законности в деятельности государственной администрации
- 22.3 Система гарантий законности деятельности публичной администрации
- 22.4 Содержание и виды контроля за деятельностью публичной администрации
- 22.5 Президентский контроль за государственной администрацией
- Глава 23. Судебный контроль за законностью деятельности публичной администрации
- 23.1 Основания и виды судебного контроля за законностью деятельности публичной администрации
- 23.2 Понятие и особенности административного судопроизводства
- 23.3 Административное судопроизводство и административная юстиция
- 24.2 Виды принуждения по административному праву
- 24.3 Понятие и виды административно‑правового принуждения
- Глава 25. Меры административного пресечения
- 25.1 Понятие и виды мер пресечения
- 25.2 Принудительное лечение
- 25.3 Применение огнестрельного оружия
- 25.4 Административное задержание граждан
- 25.5 Изъятие имущества, создающего угрозу безопасности, и у незаконного владельца
- Раздел VIII. Административная ответственность в российской федерации Глава 26. Понятие и основания административной ответственности
- 26.1 Понятие административной ответственности
- 26.2 Нормативное основание административной ответственности
- 26.3 Административное правонарушение – фактическое основание административной ответственности
- 26.4 Отличие административного проступка от дисциплинарного проступка и от преступления
- Глава 27. Состав административного правонарушения
- 27.1 Понятие и виды составов
- 27.2 Признаки объекта административного правонарушения
- 27.3 Признаки объективной стороны состава административного проступка
- 27.4 Признаки субъекта административного правонарушения
- 27.5 Признаки субъективной стороны состава административного правонарушения
- 27.6 Особенности административной ответственности юридических лиц
- Глава 28. Административные наказания
- 28.1 Система административных наказаний
- 28.2 Виды административных наказаний
- 28.3 Общие принципы назначения административных наказаний
- Глава 4 КоАп рф закрепляет следующие общие правила карательного воздействия:
- 28.4 Обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность
- 29.1 Понятие, правовая основа, особенности производства по делам об административных правонарушениях
- 29.2 Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях. Право на защиту
- 29.3 Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении
- 29.4 Участники производства по делам об административных правонарушениях
- 29.5 Подведомственность дел об административных правонарушениях
- 29.6 Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях
- 29.7 Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
- 29.8 Система стадий и этапов производства по делам об административных правонарушениях
- Глава 30. Возбуждение и расследование дел об административных правонарушениях
- 30.1 Фактические основания и процессуальные поводы возбуждения дел
- 30.2 Даты и формы возбуждения дел об административных правонарушениях
- 30.3 Значение и содержание протокола об административном правонарушении
- 30.4 Кто вправе составлять протокол об административных правонарушениях
- 30.5 Упрощенное (беспротокольное) производство по делам об административных правонарушениях
- 30.6 Административное расследование по делам об административных правонарушениях
- 30.7 Сроки составления и направления по подведомственности протоколов (дел) об административных правонарушениях
- Глава 31. Рассмотрение дел об административных правонарушениях
- 31.1 Подготовка дела к рассмотрению
- 31.2 Слушание дела
- 31.3 Принятие постановления по делу
- 31.4 Обнародование постановления (решения)
- Глава 32. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
- 32.1 Общая характеристика стадии
- 32.2 Порядок обжалования
- 32.3 Подготовка к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
- 32.4 Рассмотрение жалобы на постановление
- 32.5 Решение по жалобе (протесту) на постановление
- 32.6 Оглашение решения, вынесенного по жалобе
- Глава 33. Исполнение административных наказаний
- 33.1 Общая характеристика стадии исполнения
- 33.2 Вступление в законную силу постановлений о назначении административных наказаний
- 33.3 Обращение постановлений к исполнению
- 33.4 Прекращение и окончание исполнения постановлений
- 33.5 Исполнение постановлений о назначении предупреждения и административного штрафа
- 33.6 Исполнение постановлений о конфискации и возмездном изъятии
- 33.7 Исполнение постановлений о лишении специальных прав
- 33.8 Исполнение постановлений об административном аресте
- 33.9 Исполнение постановлений об административном приостановлении деятельности
- Раздел X. Дисциплинарное принуждение как метод деятельности публичной администрации Глава 34. Дисциплинарное принуждение по административному праву
- 34.1 Особенности дисциплинарно‑правового принуждения в Российской Федерации
- 34.2 Виды дисциплинарного принуждения по административному праву
- Глава 35. Дисциплинарная и материальная ответственность по административному праву
- 35.1 Дисциплинарная ответственность по административному праву
- 35.2 Дисциплинарное производство по административному праву
- 35.3 Материальная ответственность по административному праву