28.2 Виды административных наказаний
Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. По содержанию это мера морально‑правового воздействия.
В перечне административных наказаний предупреждение занимает первую позицию, как самая легкая по карательному воздействию. Раскрывая его содержание, законодатель указывает, что оно является «официальным предостережением лица о недопустимости противоправного поведения». Но это лишь одна сторона данной меры административного воздействия. Предупреждение – основное самостоятельное наказание. Как правило, оно применяется за незначительные правонарушения, а также к лицам, которые впервые совершили противоправное деяние.
Любое административное наказание налагается на основе материалов имеющегося дела об административном правонарушении, по результатам его рассмотрения компетентным субъектом и путем вынесения письменного акта – постановления (решения) по делу. Именно поэтому в ст. 3.4 КоАП РФ закреплено четкое правило, что предупреждение выносится в письменной форме. Устные предупреждения о недопустимости противоправного поведения, которые должностные лица делают гражданам, организациям, конечно же, не могут рассматриваться как наказание. Не будут административным наказанием и письменные предупреждения (предписания, предостережения), которые направляются гражданам и организациям, но не в порядке производства по делам об административных правонарушениях.
Административный штраф является денежным наказанием. Штраф известен ряду отраслей права, и чтобы отличить данный вид наказания от уголовного и иных его разновидностей, в КоАП РФ его назвали административным.
Такую имущественную санкцию, как штраф, т. е. взыскание определенной денежной суммы, в борьбе с административными правонарушениями используют чаще всего. Административную ответственность, без всякого преувеличения, можно назвать «штрафной», так как большинству виновных в совершении правонарушения назначаются штрафы.
Штраф нельзя применять к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
Административный штраф – это денежное взыскание, которое выражается в рублях.
Он может выражаться согласно ст. 3.5 КоАП РФ в величине, кратной:
стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме неуплаченного административного штрафа;
сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.
Размер административного штрафа не может быть менее 100 рублей.
При этом размер штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, суммы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, суммы денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости, а в случае, предусмотренном ст. 7.27 КоАП РФ (мелкое хищение чужого имущества), – 5‑кратный размер стоимости похищенного имущества.
Размер штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать 1/25 совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.
Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством.
Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения – это их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Фактически речь идет о принудительной реализации имущества, находившегося в личной собственности нарушителя.
Данная санкция применяется только в отношении предметов, ставших орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения.
Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.
Законодатель очень редко использует эту меру в качестве санкции за административные правонарушения. В КоАП РФ данное наказание предусмотрено лишь в ч. 2 и 3 ст. 20.8 и в ч. 3 ст. 20.12 КоАП РФ, во всех случаях в альтернативной санкции и только в отношении физических лиц.
Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Федерации не изъятых из оборота вещей.
Как административное наказание данная мера имеет ряд особенностей:
назначается только судьей;
может применяться к гражданам, должностным лицам и юридическим лицам;
является специальной конфискацией, применяемой только в отношении орудий совершения или предметов административного правонарушения. Часто в санкциях статей КоАП РФ четко устанавливается, какой предмет подлежит конфискации (например, этиловый спирт, спиртосодержащая продукция, фашистская атрибутика или символика и т. п.).
Не всякий предмет может быть конфискован. Так, не подлежат конфискации личные «носильные» вещи (одежда, белье), вещи, используемые в быту и необходимые для проживания (телевизор, холодильник и т. п.). Конфискация не может быть обращена и на предметы, находящиеся в общей собственности лица, привлеченного к ответственности, с супругой, родителями, другими родственниками и лицами. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.
Ранее в ст. 29 КоАП РСФСР было к тому же закреплено, что конфискован может быть лишь предмет, находящийся в собственности нарушителя. К сожалению, действующий КоАП РФ такого правила не содержит. Некоторые составы правонарушений предусматривают применение конфискации к должностным лицам, которые чаще всего не являются собственниками конфискуемых предметов (например, ст. 14.10, 14.16–14.18, 19.19). Получается, что если конфискуется предмет, который не принадлежит виновному, то наказывается не он, а собственник, которого лишают законного права собственности, хотя его к ответственности и не привлекают.
ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
9 января 2005 г. Европейский Суд по правам человека рассмотрел заявление гражданина Х. Заявитель, гр. Латвии, в 1997 году решил переехать в Россию, в связи с чем планировал приобрести недвижимость. Сняв со своего счета 250 тыс. долл., он передал их Б., который обещал доставить деньги в Москву. Однако Б. не задекларировал деньги и был осужден российским судом по обвинению в контрабанде. Деньги были конфискованы в казну Российской Федерации как объект контрабанды.
Заявитель обратился в Европейский Суд с жалобой на то, что он был незаконно лишен своего имущества. Суд подчеркнул, что любое вмешательство в распоряжение собственником своим имуществом должно осуществляться на основании закона. При этом закон должен быть доступным заинтересованным лицам и четким, а действия органов власти – предсказуемыми. Действовавшее на момент транспортировки денег законодательство Российской Федерации предусматривало возможность конфискации объектов преступления, но только в случае, если они принадлежали преступнику или были получены преступным путем. Поэтому заявитель, законный собственник, не мог на основании норм российского законодательства разумно предвидеть отрицательные последствия своих действий. Решение о конфискации денег не было основано на законе и является нарушением прав заявителя77.
Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:
подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;
изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение (например, ранее украденная вещь), по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению (например, наркотических, сильнодействующих, психотропных веществ).
Лишение специального права . Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права установлено за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом.
Данное наказание относится к длящимся, срок лишения правонарушителя специального права определяется судьей, но при этом не может быть менее одного месяца и более трех лет. В числе санкций КоАП РФ называет два вида лишения специального права : управления транспортными средствами и охоты.
Лишение права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется им в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение действующих правил места дорожно‑транспортного происшествия, участником которого он являлся.
Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.
Лишение прав – временное ограничение правосубъектности гражданина за административные проступки. Эта мера применяется только к лицам, имеющим специальный административный статус. Если гражданин неправильно использует предоставленное ему право, судья на время лишает его этого права.
Административный арест – это содержание нарушителя в условиях изоляции от общества. Он устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции – до 30 суток. Арест является строгим административным наказанием, так как ограничивает конституционное право человека на свободу передвижения, чем оказывает серьезное воздействие на личность.
Судья обязан дать оценку всем обстоятельствам дела и, исходя из тяжести содеянного, личности виновного и иных обстоятельств, решить вопрос о необходимости назначения виновному ареста в качестве кары за содеянное. Это означает, что судья, прежде чем избрать такое наказание, должен установить, что применение иных мер воздействия к правонарушителю нецелесообразно.
Одним из ярких проявлений гуманизма закона является запрещение применения административного ареста к:
беременным женщинам;
женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет;
лицам, не достигшим возраста 18 лет;
инвалидам I и II групп.
Запрещено применение административного ареста к военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно‑исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов (сотрудникам правоохранительных органов).
Срок административного ареста исчисляется сутками, начиная с того часа, когда виновный был взят под стражу. В этот срок включается срок административного задержания.
Административное выдворение за пределы России иностранных граждан и лиц без гражданства заключается в принудительном перемещении лиц через государственную границу за пределы Российской Федерации или в контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из России.
Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания назначается судьей.
Последствия применения такой меры административной ответственности для иностранных граждан и лиц без гражданства довольно серьезные. Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что в течение пяти лет с момента исполнения данного наказания они лишаются права въезда на территорию Российской Федерации.
Административное выдворение как административное наказание применяется судьями к иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые законно прибыли в нашу страну. Его не следует смешивать с мерой административного пресечения, применяемой уполномоченными должностными лицами к иностранным гражданам и лицам без гражданства, пересекающим Государственную границу РФ с территории иностранного государства без установленных федеральным законодательством документов, т. е. пытающимся незаконно проникнуть на территорию нашей страны.
Нельзя отождествлять данное наказание и с депортацией. Депортация – это принудительная высылка иностранного гражданина или лица без гражданства из России в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в России, т. е. мера административного пресечения. Она применяется при неисполнении иностранным гражданином (апатридом) обязанности выехать за пределы Российской Федерации в установленный срок при сокращении срока проживания (1) или временного пребывания в России (2), а также в случаях аннулирования разрешения на временное проживание или вида на жительство (3). Депортации подлежат лица, которые не выбыли из Российской Федерации добровольно после окончания срока их законного пребывания в России и незаконно находятся на ее территории.
ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Постановлением судьи районного суда гражданин Индии Ш. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.8 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении установленного режима пребывания на территории Российской Федерации, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1 тыс. руб. с административным выдворением за пределы России.
Заместитель Председателя Верховного Суда РФ изменил постановление судьи, исключив из него указание на назначение Ш. дополнительного административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации, по следующим основаниям.
В санкции ст. 18.8 КоАП РФ, по которой Ш. привлечен к административной ответственности, в качестве административного наказания предусматривается наложение административного штрафа в размере от 10 до 15 МРОТ с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Из материалов дела следует, что Ш. с 25 октября 2001 года состоит в браке с гражданкой Российской Федерации А. и проживает совместно с ней. Эти обстоятельства не были исследованы судьей при решении вопроса о назначении Ш. дополнительного административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации.
В нарушение требований п. 7 ст. 26.1 КоАП РФ о необходимости выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, судьей не были предприняты меры к вызову в судебное заседание А., к получению и исследованию других данных, позволяющих оценить необходимость назначения указанного наказания в качестве единственной меры в целях достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Эти вопросы должны быть выяснены судьей, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (от 4 ноября 1950 г.) вмешательство со стороны публичных властей в осуществление права на уважение семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Исполнение административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» влечет невозможность получения лицом разрешения на временное проживание в Российской Федерации в течение пяти лет. Таким образом, не исключено вмешательство в осуществление права на уважение семейной жизни – на это ссылался Ш. в жалобе, поданной в Верховный Суд РФ78.
Дисквалификация заключается в лишении на срок от шести месяцев до трех лет гражданина права:
занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица;
входить в совет директоров (наблюдательный совет);
осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом;
осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных российским законодательством.
У этой меры административной ответственности, впервые установленной КоАП РФ, есть много общего с лишением специального права. Но между ними существуют и различия.
Речь идет о временном лишении разных прав, так как специальные права предоставляются гражданам в рамках разрешительной системы. Возможностью реализации таких прав обладают не все субъекты, они являются элементом специального административно‑правового статуса личности. Гражданин может быть лишен права на управление транспортным средством и охоту. А дисквалификация касается конституционных прав, которыми обладает каждый гражданин. По содержанию эти права связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, с возможностью участвовать в управлении. Следует заметить, что дисквалификация не предусматривает запрет заниматься предпринимательской деятельностью в целом, а только специальными ее видами.
Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей, причем как федеральным, так и мировым, кроме того, данную меру может назначить судья арбитражного суда.
Административное приостановление деятельности – это наказание (которое было введено лишь в мае 2005 г.) одновременно выполняет пресекательную функцию, так как пресекает угрозу безопасности. Так, ч. 3 ст. 3.12 КоАП РФ устанавливает, что по ходатайству наказанного лица судья вправе досрочно прекратить исполнение наказания, если будут устранены обстоятельства, послужившие основанием применения этого наказания. И кроме того, оно, как и административный арест, является мерой, применяемой в исключительных случаях: если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить устранение угрозы безопасности.
Приостановление деятельности применяется только к юридическим лицам и лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Приостановлена может быть деятельность:
организации в целом;
филиалов, участков и иных структурных подразделений юридических лиц;
агрегатов, зданий, сооружений и иных конкретных объектов;
осуществление отдельных видов работ, оказания услуг.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Демьян Николаевич Бахрах Административное право России: учебник для вузов
- Аннотация
- Бахрах Демьян Николаевич Административное право России Предисловие
- 1.2 Понятие и виды администрации
- 1.3 Основные признаки публичной административной (исполнительной) власти
- 1.4 Административные услуги
- Глава 2. Предмет, метод и система административного права россии
- 2.1 Предмет административного права
- 2.2 Методы административно‑правового регулирования
- 2.3 Система административного права
- Глава 3. Механизм административно‑правового регулирования
- 3.1 Нормы административного права
- 3.2 Действие административно‑правовой нормы во времени
- 3.3 Виды источников норм административного права
- 3.4 Система источников административного права
- 3.5 Понятие и виды административно‑правовых отношений
- 3.6 Структура административного правоотношения
- Глава 4. Административное право россии – отрасль юридической науки и научная дисциплина
- 4.1 Предмет и задачи науки административного права
- 4.2 Развитие науки административного права в России
- 4.3 Административное право как учебная дисциплина
- 5.2 Административно‑правовой статус гражданина
- 5.3 Специальные административно‑правовые статусы индивидуальных субъектов
- 5.4 Административно‑правовой статус лиц, совершивших правонарушения
- 5.5 Воинская обязанность граждан Российской Федерации
- Глава 6. Обязанности и права граждан российской федерации в условиях паспортного режима
- 6.1 Понятие, содержание, цели, правовая основа паспортного режима
- 6.2 Паспорт – основной документ гражданина Российской Федерации на ее территории
- 6.3 Обязанность гражданина Российской Федерации иметь паспорт
- 6.4 Обязанность гражданина соблюдать правила регистрационного учета (регистрации) по месту проживания
- 6.5 Право на получение заграничного паспорта
- 6.6 О персональных данных
- Глава 7. Право граждан на защиту от неправомерных действий (решений) и бездействия государственной и муниципальной администрации
- 7.1 Способы защиты прав граждан
- 7.2 Право граждан на обращение в государственные органы и органы муниципальных образований
- 7.3 Право гражданина на административную жалобу
- 7.4 Производство по административным жалобам граждан
- 7.5 Право граждан на судебное обжалование незаконных решений (действий) органов исполнительной власти и их должностных лиц (административная юстиция в Российской Федерации)
- 7.6 Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительной власти и ее должностных лиц
- Раздел III. Государственная администрация, ее органы и служащие Глава 8. Содержание деятельности и организационная структура государственной администрации
- 8.1 Функции (содержание деятельности) государственной администрации
- 8.2 Линейная и функциональная власть
- 8.3 Организационная структура государственной администрации
- 8.4 Административное ведомство
- Глава 9. Исполнительные органы государственной власти
- 9.1 Понятие исполнительного органа государственной власти
- 9.2 Содержание административно‑правового статуса исполнительного органа государственной власти
- 9.3 Виды исполнительных органов государственной власти
- 9.4 Правительство рф
- 9.5 Центральные органы федеральной исполнительной власти: некоторые результаты административной реформы
- 9.6 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- Глава 10. Государственная служба и государственные служащие
- 10.1 Понятие и типы службы в обществе
- 10.2 Понятие и статус должности
- 10.3 Государственная служба, государственная должность, государственный служащий
- 10.4 Основные принципы государственной службы
- 10.5 Классификация государственных служащих
- Глава 11. Государственная гражданская служба россии
- 11.1 Особенности государственной гражданской службы
- 11.2 Служебная карьера (процесс прохождения службы)
- 11.3 Прием (поступление) на службу
- 11.4 Обязанности и права государственных гражданских служащих
- 11.5 Аттестация служащих
- 11.6 Присвоение классных чинов государственным гражданским служащим
- 11.7 Прекращение государственной гражданской службы (прекращение служебного контракта)
- Глава 12. Милитаризованная служба россии
- 12.1 Особенности милитаризованной службы России
- Часть 4 ст. 42 Федерального закона «о воинской обязанности и военной службе» устанавливает: «Военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях:
- 12.2 Военная служба
- 12.3 Правоохранительная служба
- Раздел IV. Формы деятельности государственной администрации Глава 13. Акты государственной администрации
- 13.1 Виды форм деятельности публичной исполнительной власти
- 13.2 Основные признаки правового акта государственной администрации
- 13.3 Виды правовых актов государственной администрации
- 13.4 Ведомственные нормативные акты
- 13.5 Правовые акты государственных органов субъектов Федерации
- 13.6 Условия эффективности актов государственной администрации
- 13.7 Прекращение действия акта государственной администрации
- Глава 14. Негласная деятельность государственной администрации
- 14.1 Виды негласной деятельности государственной администрации
- 14.2 Режим секретности в России
- 14.3 Оперативно‑розыскная деятельность
- Глава 15. Административно– процессуальная деятельность государственной администрации
- 15.1 Понятие и виды юридического процесса
- 15.2 Административные процессы
- 15.3 Административно‑процессуальное право и административно‑процессуальные нормы
- 15.4 Общие стадии административных процессов
- 15.5 Административная подведомственность
- Раздел V. Методы деятельности государственной администрации Глава 16. Методы и способы деятельности публичной администрации
- 16.1 Понятие и виды методов деятельности государственной администрации
- 16.2 Система методов и способов административного воздействия
- 16.3 Методы прямого и косвенного административного воздействия
- 16.4 Убеждение как метод деятельности государственной администрации
- Глава 17. Поощрение как метод деятельности публичной администрации
- 17.1 Понятие и особенности поощрения
- 17.2 Способы поощрения
- 17.3 Виды поощрительных средств
- 17.4 Поощрительное производство
- Глава 18. Административный договор и договорная деятельность публичной администрации
- 18.1 Виды юридических договоров
- 18.2 Понятие и признаки административных договоров
- 18.3 Виды административных договоров
- 18.4 Договорная деятельность публичной администрации
- Глава 19. Административный надзор
- 19.1 Понятие и субъекты административного надзора
- 19.2 Содержание административного надзора
- 19.3 Процессуально‑правовые основы надзорного производства
- 19.4 Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- Глава 20. Разрешительная система в российской федерации
- 20.1 Понятие и особенности разрешительной системы
- 20.2 Правовая основа разрешительной системы
- 20.3 Разрешительное производство. Возбуждение дела
- 20.4 Принятие и исполнение решения
- 20.5 Надзор за соблюдением правил и условий разрешительной деятельности
- 20.6 Переоформление разрешений
- Глава 21. Специальные административно‑правовые режимы (право экстремальных ситуаций)
- 21.1 Общий и специальные административно‑правовые режимы
- 21.2 Режим чрезвычайного положения
- 21.3 Режим контртеррористической операции
- 21.4 Режим военного положения
- 21.5 Режим особого положения
- 21.6 Режим охраны Государственной границы Российской Федерации
- 21.7 Режим закрытого административно территориального образования
- Раздел VI. Режим законности в деятельности государственной администрации Глава 22. Содержание и особенности режима законности в деятельности публичной администрации
- 22.1 Содержание и значение законности
- 22.2 Особенности обеспечения режима законности в деятельности государственной администрации
- 22.3 Система гарантий законности деятельности публичной администрации
- 22.4 Содержание и виды контроля за деятельностью публичной администрации
- 22.5 Президентский контроль за государственной администрацией
- Глава 23. Судебный контроль за законностью деятельности публичной администрации
- 23.1 Основания и виды судебного контроля за законностью деятельности публичной администрации
- 23.2 Понятие и особенности административного судопроизводства
- 23.3 Административное судопроизводство и административная юстиция
- 24.2 Виды принуждения по административному праву
- 24.3 Понятие и виды административно‑правового принуждения
- Глава 25. Меры административного пресечения
- 25.1 Понятие и виды мер пресечения
- 25.2 Принудительное лечение
- 25.3 Применение огнестрельного оружия
- 25.4 Административное задержание граждан
- 25.5 Изъятие имущества, создающего угрозу безопасности, и у незаконного владельца
- Раздел VIII. Административная ответственность в российской федерации Глава 26. Понятие и основания административной ответственности
- 26.1 Понятие административной ответственности
- 26.2 Нормативное основание административной ответственности
- 26.3 Административное правонарушение – фактическое основание административной ответственности
- 26.4 Отличие административного проступка от дисциплинарного проступка и от преступления
- Глава 27. Состав административного правонарушения
- 27.1 Понятие и виды составов
- 27.2 Признаки объекта административного правонарушения
- 27.3 Признаки объективной стороны состава административного проступка
- 27.4 Признаки субъекта административного правонарушения
- 27.5 Признаки субъективной стороны состава административного правонарушения
- 27.6 Особенности административной ответственности юридических лиц
- Глава 28. Административные наказания
- 28.1 Система административных наказаний
- 28.2 Виды административных наказаний
- 28.3 Общие принципы назначения административных наказаний
- Глава 4 КоАп рф закрепляет следующие общие правила карательного воздействия:
- 28.4 Обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность
- 29.1 Понятие, правовая основа, особенности производства по делам об административных правонарушениях
- 29.2 Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях. Право на защиту
- 29.3 Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении
- 29.4 Участники производства по делам об административных правонарушениях
- 29.5 Подведомственность дел об административных правонарушениях
- 29.6 Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях
- 29.7 Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
- 29.8 Система стадий и этапов производства по делам об административных правонарушениях
- Глава 30. Возбуждение и расследование дел об административных правонарушениях
- 30.1 Фактические основания и процессуальные поводы возбуждения дел
- 30.2 Даты и формы возбуждения дел об административных правонарушениях
- 30.3 Значение и содержание протокола об административном правонарушении
- 30.4 Кто вправе составлять протокол об административных правонарушениях
- 30.5 Упрощенное (беспротокольное) производство по делам об административных правонарушениях
- 30.6 Административное расследование по делам об административных правонарушениях
- 30.7 Сроки составления и направления по подведомственности протоколов (дел) об административных правонарушениях
- Глава 31. Рассмотрение дел об административных правонарушениях
- 31.1 Подготовка дела к рассмотрению
- 31.2 Слушание дела
- 31.3 Принятие постановления по делу
- 31.4 Обнародование постановления (решения)
- Глава 32. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
- 32.1 Общая характеристика стадии
- 32.2 Порядок обжалования
- 32.3 Подготовка к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
- 32.4 Рассмотрение жалобы на постановление
- 32.5 Решение по жалобе (протесту) на постановление
- 32.6 Оглашение решения, вынесенного по жалобе
- Глава 33. Исполнение административных наказаний
- 33.1 Общая характеристика стадии исполнения
- 33.2 Вступление в законную силу постановлений о назначении административных наказаний
- 33.3 Обращение постановлений к исполнению
- 33.4 Прекращение и окончание исполнения постановлений
- 33.5 Исполнение постановлений о назначении предупреждения и административного штрафа
- 33.6 Исполнение постановлений о конфискации и возмездном изъятии
- 33.7 Исполнение постановлений о лишении специальных прав
- 33.8 Исполнение постановлений об административном аресте
- 33.9 Исполнение постановлений об административном приостановлении деятельности
- Раздел X. Дисциплинарное принуждение как метод деятельности публичной администрации Глава 34. Дисциплинарное принуждение по административному праву
- 34.1 Особенности дисциплинарно‑правового принуждения в Российской Федерации
- 34.2 Виды дисциплинарного принуждения по административному праву
- Глава 35. Дисциплинарная и материальная ответственность по административному праву
- 35.1 Дисциплинарная ответственность по административному праву
- 35.2 Дисциплинарное производство по административному праву
- 35.3 Материальная ответственность по административному праву