logo search

22.1 Содержание и значение законности

Законность – атрибут существования и развития демократически организованного общества. Она необходима для обеспечения свободы и реализации прав граждан, осуществления демократии, образования и функционирования гражданского общества, научно обоснованного построения и рациональной деятельности аппарата публичной власти.

Развитая правовая основа исполнительно‑распорядительной деятельности должна удовлетворять прежде всего следующим критериям:

соответствие юридических норм праву;

господство закона; полнота и дифференцированность системы норм;

ее стабильность, непротиворечивость, высокая юридичес‑кая техника.

Организация и функционирование публичной администрации должны быть урегулированы в первую очередь актами высшей юридической силы – законами.

Важная сторона законности раскрывается в ее определении как режима взаимоотношений граждан и организаций с субъектами власти, который благоприятствует обеспечению прав и законных интересов личности, ее всестороннему развитию, формированию и развитию гражданского общества, успешной деятельности государственного механизма.

Такой режим необходим во всех областях социальной жизни, но особую значимость он имеет в системе взаимоотношений субъектов публичной административной власти между собою и с гражданами, негосударственными организациями. Это объясняется тем, что:

субъекты публичной исполнительной власти представляют многочисленную группу; с ними люди, негосударственные организации, трудовые коллективы контактируют намного чаще, чем с прокуратурой, судами, представительными органами. Число государственных служащих, связанных с исполнительно‑распорядительной деятельностью, во много раз превышает численность всех служащих, занимающихся иной государственной деятельностью;

субъекты публичной исполнительной власти осуществляют правоприменение и издают большое число нормативных актов, они обладают большими властными полномочиями. Они же непосредственно распоряжаются огромными материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами;

органы публичной исполнительной власти, их должностные лица вправе осуществлять внесудебное принуждение, юрисдикционную деятельность, в их непосредственном ведении находится механизм физического принуждения, защиты (армия, милиция, исправительные учреждения и т. д.). Кроме того, они наделены дискреционными полномочиями свободой усмотрения, которая служит одним из средств выполнения государственными органами возложенных на них задач и полномочий.

Уровень законности в государстве прежде всего зависит от степени ее развития в исполнительно‑распорядительной деятельности. Даже если иные ветви государственного механизма неукоснительно выполняют юридические предписания, но уровень законности в исполнительно‑распорядительной деятельности низок, есть основания говорить о разрушении, кризисе режима законности.