logo search

21.4 Режим военного положения

Законодательной основой военного положения являются Конституция РФ, Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1‑ФКЗ «О военном положении», федеральные законы «Об обороне», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», иные нормативные правовые акты, в том числе указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

Военное положение вводится на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.

Согласно ст. 87 Конституции РФ военное положение вводится Президентом РФ в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Военное положение представляет собой особый правовой режим, предусматривающий значительные ограничения прав российских граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, должностных лиц и организаций, возложение на них дополнительных обязанностей, а также особый порядок деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства. Этот режим призван создать правовые, организационные, экономические условия, способствующие отражению агрессии или ее предотвращению.

Помимо объявления военного положения в распоряжении государства имеются и такие средства, как объявление состояния войны, мобилизация, гражданская и территориальная оборона. Они взаимосвязаны, например одновременно с объявлением состояния войны проводится мобилизация и вводится военное положение, но могут применяться и раздельно.

Режим военного положения предназначен для решения следующих задач:

гарантировать сохранение общественного порядка, защиту основных прав личности, не подлежащих ограничению даже в военное время;

мобилизовать силы и средства государственных и негосударственных организаций, а также граждан для отражения агрессии;

установить более высокий уровень защиты государственной и военной тайны.

Военное положение обеспечивает особый порядок деятельности органов публичной власти в условиях военного времени; особый режим работы организаций транспорта, энергетики, связи, здравоохранения, торговли и питания; особую организацию деятельности предприятий, производящих продукцию для нужд военного времени; особый порядок деятельности правоохранительных органов, обеспечивающих общественный порядок и безопасность на территории, где введено военное положение.

Меры и временные ограничения, осуществляемые в период действия военного положения, могут быть подразделены на:

меры, применяемые в других чрезвычайных ситуациях, в том числе при введении чрезвычайного положения: усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения; эвакуация населения; комендантский час; введение особого порядка въезда и выезда; ограничение свободы передвижения по территории, где введено военное положение; приостановление деятельности общественных объединений; запрещение или ограничение проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий, забастовок; запрещение или ограничение продажи оружия, взрывчатых и ядовитых веществ; отстранение от должности на период военного положения руководителей органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных организаций, расположенных на территории действия этого режима, при ненадлежащем исполнении ими своих служебных обязанностей и назначение взамен их других лиц. Несмотря на схожесть в названии и существе правоограничений, порядок применения некоторых из перечисленных мер в период чрезвычайного и военного положения будет различным;

меры и временные ограничения, применяемые только в период действия военного положения: ограничение свободы выбора места пребывания и жительства; запрет на въезд в Российскую Федерации иностранных граждан и выезд граждан и других лиц за границу; установление военно‑квартирной и военно‑транспортной обязанности, привлечение трудоспособного населения к выполнению работ оборонного характера; изъятие у граждан и организаций необходимого для нужд обороны имущества; военная цензура; запрещение иностранным гражданам передвижения по территории России; интернирование граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией.

На территории, где введено военное положение, создаются органы военной администрации.

В местностях, где ведутся или развертываются военные действия, осуществление отдельных полномочий государственной исполнительной власти, в том числе связанных с обеспечением правопорядка и безопасности, может быть передано территориальным органам военной администрации.