logo search

33.3 Обращение постановлений к исполнению

КоАП РФ (ч. 1, 2 ст. 31.3) возлагает на субъекта, вынесшего постановление (судью, орган, должностное лицо), обязанность обратить к исполнению постановление по делу об административном правонарушении, вступившее в силу. Субъекты, которым поручено обращение постановлений в исполнение, наделяются следующими полномочиями:

направлять постановление в орган, должностному лицу, которое уполномочено приводить его в исполнение;

решать вопросы о рассрочке, отсрочке, приостановлении исполнения;

прекращать исполнение постановления о назначении административного наказания в случаях, предусмотренных КоАП РФ;

пересматривать постановления в части вида и размера наказания, если новая норма смягчила административную ответственность, а ранее назначенное более суровое наказание не исполнено или исполнено не полностью.

Постановление о назначении административного наказания после вступления его в законную силу в трехдневный срок должно быть направлено компетентному субъекту для фактического исполнения.

Судья, орган, должностное лицо при направлении постановления по делу об административном правонарушении в орган, должностному лицу, уполномоченным приводить его в исполнение, обязаны сделать на указанном постановлении отметку о дне его вступления в законную силу либо о том, что оно подлежит немедленному исполнению.

При обращении к исполнению постановления возможны следующие варианты :

1) приведение постановления в исполнение осуществляется должностными лицами того органа, должностное лицо которого приняло постановление. Как правило, между этими должностными лицами существуют отношения типа «начальник – подчиненный». Начальник, принявший постановление, поручает своему подчиненному его исполнить;

2) постановление направляется субъектом, принявшим его, в иной орган, уполномоченный привести его в исполнение. В этом случае руководитель органа обязан обеспечить исполнение полученного акта.

Статьей 318 АПК РФ установлено: «Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом». А в статье 31.3 КоАП РФ предусмотрено: «Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью…», и ни в данной статье, ни в других статьях ничего не говорится об исполнительном листе. Представляется, что противоречия здесь нет. Речь идет о том, как обращается судебный акт к исполнению. КоАП РФ никак не регулирует, и поэтому, как правило, для исполнения направляется исполнителю само постановление или его копия. АПК РФ предусматривает традиционный способ обращения судебного акта к исполнению: составление исполнительного листа. Это типичный конфликт общей и специальной норм, который решается в пользу последней.

Многие административные наказания исполняются судебными приставами‑исполнителями. Отделы внутренних дел исполняют постановления об аресте и о лишении права управления автотранспортными средствами (за исключением тракторов, самоходных машин и иных видов техники, постановления о лишении прав которыми осуществляются иными уполномоченными органами), а также активно участвуют в исполнении постановлений об административном выдворении за пределы Российской Федерации, а также в конфискации оружия и боевых припасов.

Федеральный законодатель также определил, что в случае неясности способа и порядка исполнения постановления по делу об административном правонарушении орган, должностное лицо, приводящие указанное постановление в исполнение, а также лицо, в отношении которого оно было вынесено, вправе обратиться в суд, орган или к должностному лицу, вынесшим постановление, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения.