logo search

29.1 Понятие, правовая основа, особенности производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях – это осуществляемая в процессуальной форме деятельность уполномоченных субъектов публичной власти с целью привлечения виновных к административной ответственности.

В этой деятельности активно участвуют физические и юридические лица, привлекаемые к ответственности.

Процессуальная форма полно и четко регламентируется правом. Ее основными элементами являются группы норм, закрепляющих:

цели производства;

принципы производства;

круг его участников, их права и обязанности;

систему совершаемых действий, их последовательность, стадии производства;

сроки совершения действий;

виды и условия использования доказательств;

подведомственность дел, властных действий;

содержание и порядок оформления процессуальных документов (протоколов, постановлений и др.);

виды, размеры и порядок применения мер процессуального принуждения (задержания граждан, ареста имущества и др.);

порядок возмещения процессуальных расходов;

правила обнародования документов дела.

Совокупное действие этих элементов процессуальной формы создает процессуальный режим деятельности всех субъектов, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях.

Дела об административных правонарушениях в основном возбуждают и расследуют должностные лица исполнительных органов государственной власти. Рассматриваются дела должностными лицами, коллегиальными органами и судами.

Производство по делам об административных правонарушениях, осуществляемое субъектами государственной исполнительной власти, является частью административно‑юрисдикционного процесса. Но если дела об административных правонарушениях рассматриваются судами, то это административное судопроизводство, не административная деятельность, а правосудие.

Российское законодательство уже давно различает привлечение к административной ответственности в административном порядке и в судебном порядке. И важная особенность производства в том, что в нем органично сочетается административная деятельность и судопроизводство, роль которого в производстве по делам об административных правонарушениях непрерывно возрастает.

Производство по делам об административных правонарушениях в основном регулируется нормами КоАП РФ. Субъекты Федерации своими законами вправе определять только подведомственность дел об административных правонарушениях, закрепленных их законами. Кроме того, в правовую основу производства входит ряд постановлений Правительства РФ и актов руководителей федеральных ведомств. В нормативную основу производства входит также ряд норм Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) (ст. 202–211) и Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Следует отметить, что в судах общей юрисдикции дела об административных правонарушениях рассматриваются в порядке, установленном КоАП РФ, а в арбитражных судах производство по таким делам в значительном объеме регулируется нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В зависимости от объема и сложности процессуальной деятельности можно различать:

упрощенное производство (например, когда штраф налагается прямо на месте нарушения, без составления протокола);

ускоренное производство (когда дело возбуждает и рассматривает одно должностное лицо, когда нарушитель подвергнут задержанию, аресту);

обычное;

особое (усложненное). Примерами особого производства является процедура возбуждения дел, включающая административное расследование и рассмотрение дел арбитражными судами.

По субъекту ответственности необходимо различать производства по привлечению к административной ответственности физических лиц (совершеннолетних, несовершеннолетних) и юридических лиц.