19.4 Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
С каждым годом в России, как и во всем мире, увеличивается количество автомобилей на дорогах. Развивается и совершенствуется система надзора за безопасностью дорожного движения, хотя и не такими темпами, как число автотранспортных средств.
Автомобилизация – важная, полезная часть прогресса. Но этот процесс имеет ряд негативных последствий. И самый существенный из них – аварии на дорогах. Ежегодно на дорогах России погибает от дорожно‑транспортных происшествий более 30 тыс. человек. Если к этому добавить большое число лиц, получивших увечья, огромные материальные потери, то станет очевидной актуальность проблемы безопасности дорожного движения.
Данной проблемой занимаются многие государственные и муниципальные органы. Для ее решения в 1936 году была создана Государственная автомобильная инспекция, которая в 1998‑м была переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД). Ее основной задачей является защита жизни и здоровья людей, имущества, интересов граждан и организаций путем предупреждения дорожно‑транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Правовую основу деятельности ГИБДД образуют законы Российской Федерации «О милиции», «О безопасности дорожного движения», Кодекс РФ об административных правонарушениях, утвержденное указом Президента РФ Положение о ГИБДД, а Правительством РФ – Правила дорожного движения и многие другие акты.
Государственная инспекция безопасности дорожного движения – составная часть МВД России, его внутриведомственное структурное подразделение. В систему ГИБДД входят ее органы и территориальные, строевые и иные специализированные подразделения, научно‑исследовательские учреждения. В структуру центрального аппарата МВД России с 2004 года входит Департамент обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД МВД России). Ранее он именовался Главным управлением ГИБДД МВД России.
Территориальные органы инспекции – управления, отделы ГИБДД – структурные подразделения министерств, главных управлений, управлений внутренних дел субъектов Федерации. Подразделения ГИБДД в городах, районах – отделы, отделения ГИБДД – структурные подразделения соответствующих ГОВД, РОВД.
Все территориальные органы и подразделения ГИБДД находятся в двойном подчинении: линейно они подчинены соответствующему органу внутренних дел, а функционально – вышестоящему органу ГИБДД. Министр, начальник органа внутренних дел назначает руководителя соответствующего звена ГИБДД и его заместителей, решает вопросы об организации работы сотрудников ГИБДД, их продвижении и т. д. А вышестоящий орган ГИБДД осуществляет руководство нижестоящими звеньями инспекции лишь по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.
Деятельность ГИБДД направлена на:
обеспечение качества дорог (автомобильных дорог и улиц). Она участвует в их проектировании, приемке в эксплуатацию, в обустройстве, контролирует их состояние и т. д.;
обеспечение качества транспортных средств: их регистрацию, технические осмотры, проверку их состояния на дорогах и т. д.;
обеспечение надлежащего поведения основных участников дорожного движения – водителей: допуск их к управлению транспортными средствами, проверку их состояния, применение к ним мер принуждения и т. д.;
воспитание иных участников дорожного движения (пешеходов, пассажиров, возчиков). Этим лицам разъясняются их права и обязанности. ГИБДД контролирует выполнение обязанностей, наказывает тех, кто их нарушил;
работа с должностными лицами, выпускающими на дороги непригодные транспортные средства, допускающими к управлению ими лиц, находящихся в нетрезвом состоянии, не имеющих прав управления ими.
В деятельности ГИБДД имеются все особенности, характерные для административного надзора.
Прежде всего ГИБДД осуществляет правотворчество: участие в разработке законов, постановлений федерального Правительства, приказов МВД России, иных правовых актов (федеральных, региональных, муниципальных), связанных с безопасностью дорожного движения, и внесение предложений по их совершенствованию.
Кроме того, с целью предупреждения нарушений ГИБДД осуществляет большую организационно‑массовую работу:
разъяснение законодательства о безопасности дорожного движения с использованием средств массовой информации, а также собственных зданий, проведение в этих целях смотров, конкурсов, соревнований; содействие соответствующим органам исполнительной власти в организации обучения граждан правилам безопасности поведения на дорогах, в пропаганде правил дорожного движения;
разработку мероприятий по повышению безопасности дорожного движения;
выявление причин и условий, способствующих совершению дорожно‑транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, и добивается принятия мер по их устранению;
осуществление функции государственного заказчика по разработке и изготовлению технических средств контроля за соблюдением правил дорожного движения, а также иных технических средств, автоматизированных систем и приборов, способствующих повышению безопасности движения.
Вместе с тем ГИБДД осуществляет предварительный контроль за соблюдением требований:
к проектированию, строительству, реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта;
к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения;
к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования;
путем принятия квалификационных экзаменов на получение права управления автомототранспортными средствами: трамваями и троллейбусами, выдачи водительских удостоверений;
производя регистрацию и учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, выдачу документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним;
в ходе государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним.
Большое внимание ГИБДД уделяет текущему контролю, ее сотрудники наблюдают за соблюдением правил всеми участниками дорожного движения. При этом они вправе :
останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортные средства и перевозимый груз;
использовать в установленном порядке специальные технические и транспортные средства для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения, контроля за техническим состоянием транспортных средств и дорог.
Сотрудники ГИБДД решительно пресекают неправомерные действия. При этом им позволено использовать большой арсенал пресекательных средств. Среди надзорных служб страны ни одна не обладает столь широкими полномочиями по пресечению нарушений и наказанию виновных. Это обусловлено и значением безопасности дорожного движения, и тем, что сотрудники ГИБДД служат в милиции и наделены соответствующими правами. Они вправе :
давать предписания об устранении нарушений;
приостанавливать проведение на дорогах работ, осуществляемых с нарушением требований правовых актов;
запрещать при несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения перевозку крупногабаритных, тяжеловесных или опасных грузов, а также движение общественного транспорта по установленным маршрутам;
запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств, прицепов, тракторов и других самоходных машин, троллейбусов и трамваев при наличии неисправностей, предусмотренных соответствующими правилами, а также эксплуатацию транспортных средств, не прошедших государственный технический осмотр, не имеющих укрепленных на установленных местах государственных регистрационных знаков, до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения;
изымать документы на право управления транспортными средствами и на провозимый груз;
отстранять от управления, доставлять лиц, управляющих транспортными средствами, в медицинские учреждения для освидетельствования;
осуществлять административное задержание и личный досмотр граждан, совершивших административное правонарушение, осмотр транспортных средств и грузов;
осуществлять досмотр, задержание транспортных средств с помещением их в специально отведенные места до устранения причин задержания.
Как сотрудники милиции сотрудники ГИБДД применяют специальные меры пресечения: физическую силу, дубинки, наручники, огнестрельное оружие и др.
Ежегодно ГИБДД привлекает к административной ответственности десятки миллионов граждан. Сотрудники инспекции вправе применять ко всем участникам дорожного движения такие наказания, как предупреждение, штраф.
Федеральные законы от 24 июля 2007 г. № 210‑ФЗ и от 2 октября 2007 г. № 225‑ФЗ внесли дополнения и изменения в гл. 32 КоАП РФ. В частности, претерпела существенные изменения ст. 32.3 «Исполнение постановления о наложении административного штрафа на месте совершения административного правонарушения». С 1 января 2008 г. в случае, если административный штраф налагается на месте совершения физическим лицом административного правонарушения, такому лицу выдается постановление‑квитанция установленного образца. В данном постановлении‑квитанции указываются:
дата ее выдачи;
должность, фамилия, инициалы должностного лица, назначившего административное наказание;
фамилия, имя, отчество, год и место рождения, место работы и место жительства или место пребывания лица, привлеченного к административной ответственности;
статья Особенной части КоАП РФ либо соответствующего закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение;
время и место совершения административного правонарушения;
сумма налагаемого административного штрафа;
информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа;
адрес органа (например, отдела, батальона ГИБДД), должностное лицо которого выдало постановление‑квитанцию.
Постановление‑квитанция должно быть составлено в двух экземплярах, подписано должностным лицом, назначившим административное наказание, и лицом, привлеченным к административной ответственности.
Поскольку ГИБДД является составной частью милиции, помимо выполнения общих для любого административного надзора видов деятельности она осуществляет и специфическую – милицейскую деятельность. Это, например:
сопровождение транспортных средств с ценными грузами, детьми и др.;
регулирование дорожного движения, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно‑спасательных работ и массовых мероприятий;
проведение работ по розыску угнанных и похищенных автомототранспортных средств;
осуществление неотложных действий на месте дорожно‑транспортного происшествия, в том числе принятие мер по эвакуации людей и оказании им доврачебной медицинской помощи, транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра;
проведение дознания по делам о преступлениях против безопасности дорожного движения и преступлениях, связанных с эксплуатацией транспортных средств.
В августе 2009 г. вступил в силу утвержденный министром «Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения дорожного движения». В этом нормативном акте имеется 272 статьи, которые детально регламентируют надзор сотрудников ГИБДД за соблюдением безопасности дорожного движения.
В частности, регламентирует и устанавливает порядок осмотра и досмотра транспортных средств. Осмотр – это визуальное обследование, протокол о нем не составляется, проводится он единолично инспектором ГИБДД. А досмотр транспортных средств осуществляется в присутствии двух понятых (ст.155 Регламента) и о нем составляется протокол.
Целая глава в Регламенте посвящена взаимоотношениям между сотрудниками ДПС и водителями. Они должны основываться на строгом соблюдении своих обязанностей, сочетании решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным и уважительным отношением к гражданам.
В разговоре с водителем инспектор обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться на «вы». Все свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку.
Водитель теперь получил полноценное право фиксировать все свое общение с инспектором на видеокамеру или диктофон. Причем препятствовать в видеосъемке ему могут только в том случае, если дело происходит в месте, где вообще запрещена любая съемка. За инспектором закреплено такое же право делать видеосъемку. Поэтому водителю, нарушившему правила, тоже придется привыкать к объективам.
Требование инспектора выйти из машины и пройти на пост и в патрульный автомобиль законно только тогда, когда инспектор может предложить водителю выйти из машины для того, чтобы:
устранить неисправность;
при наличии у водителя признаков опьянения;
для проведения сверки номеров с документами;
для проведения личного досмотра;
осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
когда требуется участие водителя в осуществлении процессуальных действий;
когда требуется участие водителя в оказании помощи;
когда поведение водителя создает угрозу личной безопасноти сотрудника ГИБДД.
Предложить пройти в автомобиль или в служебное помещение инспектор может только тогда, когда участие водителя необходимо для оформления процессуальных документов.
Массу проблем водителям создавали ньюансы медицинской проверки на трезвость. Даже мельчайшая доля алкоголя от кефира или от кваса при освидетельствовании могла стать основанием для лишения прав.
Отныне даже медики должны так же, как и гаишники, для вынесения определения, пьян водитель или нет, учитывать не только наличие алкоголя в крови, но и его количество.
- Демьян Николаевич Бахрах Административное право России: учебник для вузов
- Аннотация
- Бахрах Демьян Николаевич Административное право России Предисловие
- 1.2 Понятие и виды администрации
- 1.3 Основные признаки публичной административной (исполнительной) власти
- 1.4 Административные услуги
- Глава 2. Предмет, метод и система административного права россии
- 2.1 Предмет административного права
- 2.2 Методы административно‑правового регулирования
- 2.3 Система административного права
- Глава 3. Механизм административно‑правового регулирования
- 3.1 Нормы административного права
- 3.2 Действие административно‑правовой нормы во времени
- 3.3 Виды источников норм административного права
- 3.4 Система источников административного права
- 3.5 Понятие и виды административно‑правовых отношений
- 3.6 Структура административного правоотношения
- Глава 4. Административное право россии – отрасль юридической науки и научная дисциплина
- 4.1 Предмет и задачи науки административного права
- 4.2 Развитие науки административного права в России
- 4.3 Административное право как учебная дисциплина
- 5.2 Административно‑правовой статус гражданина
- 5.3 Специальные административно‑правовые статусы индивидуальных субъектов
- 5.4 Административно‑правовой статус лиц, совершивших правонарушения
- 5.5 Воинская обязанность граждан Российской Федерации
- Глава 6. Обязанности и права граждан российской федерации в условиях паспортного режима
- 6.1 Понятие, содержание, цели, правовая основа паспортного режима
- 6.2 Паспорт – основной документ гражданина Российской Федерации на ее территории
- 6.3 Обязанность гражданина Российской Федерации иметь паспорт
- 6.4 Обязанность гражданина соблюдать правила регистрационного учета (регистрации) по месту проживания
- 6.5 Право на получение заграничного паспорта
- 6.6 О персональных данных
- Глава 7. Право граждан на защиту от неправомерных действий (решений) и бездействия государственной и муниципальной администрации
- 7.1 Способы защиты прав граждан
- 7.2 Право граждан на обращение в государственные органы и органы муниципальных образований
- 7.3 Право гражданина на административную жалобу
- 7.4 Производство по административным жалобам граждан
- 7.5 Право граждан на судебное обжалование незаконных решений (действий) органов исполнительной власти и их должностных лиц (административная юстиция в Российской Федерации)
- 7.6 Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительной власти и ее должностных лиц
- Раздел III. Государственная администрация, ее органы и служащие Глава 8. Содержание деятельности и организационная структура государственной администрации
- 8.1 Функции (содержание деятельности) государственной администрации
- 8.2 Линейная и функциональная власть
- 8.3 Организационная структура государственной администрации
- 8.4 Административное ведомство
- Глава 9. Исполнительные органы государственной власти
- 9.1 Понятие исполнительного органа государственной власти
- 9.2 Содержание административно‑правового статуса исполнительного органа государственной власти
- 9.3 Виды исполнительных органов государственной власти
- 9.4 Правительство рф
- 9.5 Центральные органы федеральной исполнительной власти: некоторые результаты административной реформы
- 9.6 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- Глава 10. Государственная служба и государственные служащие
- 10.1 Понятие и типы службы в обществе
- 10.2 Понятие и статус должности
- 10.3 Государственная служба, государственная должность, государственный служащий
- 10.4 Основные принципы государственной службы
- 10.5 Классификация государственных служащих
- Глава 11. Государственная гражданская служба россии
- 11.1 Особенности государственной гражданской службы
- 11.2 Служебная карьера (процесс прохождения службы)
- 11.3 Прием (поступление) на службу
- 11.4 Обязанности и права государственных гражданских служащих
- 11.5 Аттестация служащих
- 11.6 Присвоение классных чинов государственным гражданским служащим
- 11.7 Прекращение государственной гражданской службы (прекращение служебного контракта)
- Глава 12. Милитаризованная служба россии
- 12.1 Особенности милитаризованной службы России
- Часть 4 ст. 42 Федерального закона «о воинской обязанности и военной службе» устанавливает: «Военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях:
- 12.2 Военная служба
- 12.3 Правоохранительная служба
- Раздел IV. Формы деятельности государственной администрации Глава 13. Акты государственной администрации
- 13.1 Виды форм деятельности публичной исполнительной власти
- 13.2 Основные признаки правового акта государственной администрации
- 13.3 Виды правовых актов государственной администрации
- 13.4 Ведомственные нормативные акты
- 13.5 Правовые акты государственных органов субъектов Федерации
- 13.6 Условия эффективности актов государственной администрации
- 13.7 Прекращение действия акта государственной администрации
- Глава 14. Негласная деятельность государственной администрации
- 14.1 Виды негласной деятельности государственной администрации
- 14.2 Режим секретности в России
- 14.3 Оперативно‑розыскная деятельность
- Глава 15. Административно– процессуальная деятельность государственной администрации
- 15.1 Понятие и виды юридического процесса
- 15.2 Административные процессы
- 15.3 Административно‑процессуальное право и административно‑процессуальные нормы
- 15.4 Общие стадии административных процессов
- 15.5 Административная подведомственность
- Раздел V. Методы деятельности государственной администрации Глава 16. Методы и способы деятельности публичной администрации
- 16.1 Понятие и виды методов деятельности государственной администрации
- 16.2 Система методов и способов административного воздействия
- 16.3 Методы прямого и косвенного административного воздействия
- 16.4 Убеждение как метод деятельности государственной администрации
- Глава 17. Поощрение как метод деятельности публичной администрации
- 17.1 Понятие и особенности поощрения
- 17.2 Способы поощрения
- 17.3 Виды поощрительных средств
- 17.4 Поощрительное производство
- Глава 18. Административный договор и договорная деятельность публичной администрации
- 18.1 Виды юридических договоров
- 18.2 Понятие и признаки административных договоров
- 18.3 Виды административных договоров
- 18.4 Договорная деятельность публичной администрации
- Глава 19. Административный надзор
- 19.1 Понятие и субъекты административного надзора
- 19.2 Содержание административного надзора
- 19.3 Процессуально‑правовые основы надзорного производства
- 19.4 Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- Глава 20. Разрешительная система в российской федерации
- 20.1 Понятие и особенности разрешительной системы
- 20.2 Правовая основа разрешительной системы
- 20.3 Разрешительное производство. Возбуждение дела
- 20.4 Принятие и исполнение решения
- 20.5 Надзор за соблюдением правил и условий разрешительной деятельности
- 20.6 Переоформление разрешений
- Глава 21. Специальные административно‑правовые режимы (право экстремальных ситуаций)
- 21.1 Общий и специальные административно‑правовые режимы
- 21.2 Режим чрезвычайного положения
- 21.3 Режим контртеррористической операции
- 21.4 Режим военного положения
- 21.5 Режим особого положения
- 21.6 Режим охраны Государственной границы Российской Федерации
- 21.7 Режим закрытого административно территориального образования
- Раздел VI. Режим законности в деятельности государственной администрации Глава 22. Содержание и особенности режима законности в деятельности публичной администрации
- 22.1 Содержание и значение законности
- 22.2 Особенности обеспечения режима законности в деятельности государственной администрации
- 22.3 Система гарантий законности деятельности публичной администрации
- 22.4 Содержание и виды контроля за деятельностью публичной администрации
- 22.5 Президентский контроль за государственной администрацией
- Глава 23. Судебный контроль за законностью деятельности публичной администрации
- 23.1 Основания и виды судебного контроля за законностью деятельности публичной администрации
- 23.2 Понятие и особенности административного судопроизводства
- 23.3 Административное судопроизводство и административная юстиция
- 24.2 Виды принуждения по административному праву
- 24.3 Понятие и виды административно‑правового принуждения
- Глава 25. Меры административного пресечения
- 25.1 Понятие и виды мер пресечения
- 25.2 Принудительное лечение
- 25.3 Применение огнестрельного оружия
- 25.4 Административное задержание граждан
- 25.5 Изъятие имущества, создающего угрозу безопасности, и у незаконного владельца
- Раздел VIII. Административная ответственность в российской федерации Глава 26. Понятие и основания административной ответственности
- 26.1 Понятие административной ответственности
- 26.2 Нормативное основание административной ответственности
- 26.3 Административное правонарушение – фактическое основание административной ответственности
- 26.4 Отличие административного проступка от дисциплинарного проступка и от преступления
- Глава 27. Состав административного правонарушения
- 27.1 Понятие и виды составов
- 27.2 Признаки объекта административного правонарушения
- 27.3 Признаки объективной стороны состава административного проступка
- 27.4 Признаки субъекта административного правонарушения
- 27.5 Признаки субъективной стороны состава административного правонарушения
- 27.6 Особенности административной ответственности юридических лиц
- Глава 28. Административные наказания
- 28.1 Система административных наказаний
- 28.2 Виды административных наказаний
- 28.3 Общие принципы назначения административных наказаний
- Глава 4 КоАп рф закрепляет следующие общие правила карательного воздействия:
- 28.4 Обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность
- 29.1 Понятие, правовая основа, особенности производства по делам об административных правонарушениях
- 29.2 Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях. Право на защиту
- 29.3 Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении
- 29.4 Участники производства по делам об административных правонарушениях
- 29.5 Подведомственность дел об административных правонарушениях
- 29.6 Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях
- 29.7 Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
- 29.8 Система стадий и этапов производства по делам об административных правонарушениях
- Глава 30. Возбуждение и расследование дел об административных правонарушениях
- 30.1 Фактические основания и процессуальные поводы возбуждения дел
- 30.2 Даты и формы возбуждения дел об административных правонарушениях
- 30.3 Значение и содержание протокола об административном правонарушении
- 30.4 Кто вправе составлять протокол об административных правонарушениях
- 30.5 Упрощенное (беспротокольное) производство по делам об административных правонарушениях
- 30.6 Административное расследование по делам об административных правонарушениях
- 30.7 Сроки составления и направления по подведомственности протоколов (дел) об административных правонарушениях
- Глава 31. Рассмотрение дел об административных правонарушениях
- 31.1 Подготовка дела к рассмотрению
- 31.2 Слушание дела
- 31.3 Принятие постановления по делу
- 31.4 Обнародование постановления (решения)
- Глава 32. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
- 32.1 Общая характеристика стадии
- 32.2 Порядок обжалования
- 32.3 Подготовка к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
- 32.4 Рассмотрение жалобы на постановление
- 32.5 Решение по жалобе (протесту) на постановление
- 32.6 Оглашение решения, вынесенного по жалобе
- Глава 33. Исполнение административных наказаний
- 33.1 Общая характеристика стадии исполнения
- 33.2 Вступление в законную силу постановлений о назначении административных наказаний
- 33.3 Обращение постановлений к исполнению
- 33.4 Прекращение и окончание исполнения постановлений
- 33.5 Исполнение постановлений о назначении предупреждения и административного штрафа
- 33.6 Исполнение постановлений о конфискации и возмездном изъятии
- 33.7 Исполнение постановлений о лишении специальных прав
- 33.8 Исполнение постановлений об административном аресте
- 33.9 Исполнение постановлений об административном приостановлении деятельности
- Раздел X. Дисциплинарное принуждение как метод деятельности публичной администрации Глава 34. Дисциплинарное принуждение по административному праву
- 34.1 Особенности дисциплинарно‑правового принуждения в Российской Федерации
- 34.2 Виды дисциплинарного принуждения по административному праву
- Глава 35. Дисциплинарная и материальная ответственность по административному праву
- 35.1 Дисциплинарная ответственность по административному праву
- 35.2 Дисциплинарное производство по административному праву
- 35.3 Материальная ответственность по административному праву