logo search

11.1 Особенности государственной гражданской службы

1. Государственная гражданская служба, как правило, осуществляется лицами, занимающими должности государственной службы в органах государственной власти. Даже руководители крупных государственных предприятий и учреждений не относятся к госслужащим.

2. Должности государственной гражданской службы, а значит, и лица, их замещающие, законом подразделяются на четыре категории:

руководители государственных органов и их заместители (руководители) – замещают должности на определенный срок или без ограничения срока полномочий;

помощники (советники) руководителей – замещают должности на срок, ограниченный сроком полномочий соответствующего руководителя;

специалисты – обеспечивают профессиональное выполнение государственным органом установленных задач и функций, замещают должности без ограничения срока полномочий;

обеспечивающие специалисты – обеспечивают выполнение в государственном органе общих функций администрирования (информационную, документальную, финансово‑экономическую, хозяйственную и др.) и занимают должности без ограничения срока полномочий.

3. Государственные гражданские служащие в основном занимаются регулятивной деятельностью: организуют осуществление экономических и социальных (в образовании, здравоохранении, пенсионном обеспечении и в других сферах) функций государства.

4. Государственным гражданским служащим присваиваются классные чины.

5. Государственная гражданская служба состоит из федеральной службы и службы субъектов Федерации, а военная и все правоохранительные службы являются только федеральными.

6. Отношения, связанные с гражданской службой – поступлением на нее, ее прохождением, прекращением, определением правового статуса государственных гражданских служащих, регулируются специальным Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

7. Должности государственной гражданской службы, сгруппированные по государственным органам, в которых они учреждены, по категориям и другим признакам, вносятся в реестры должностей.

Формирование реестра должностей федеральной гражданской службы и реестров должностей государственной службы каждого субъекта Федерации предусмотрено названным Федеральным законом (ст. 10).

Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574 утвержден Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, установлены унифицированные наименования должностей федеральной гражданской службы и проведена их классификация по категориям, группам, федеральным государственным органам. Нечто подобное было предпринято Петром I в Табели о рангах, утвержденной его Указом в 1722 году.

Реестр как универсальный классификатор должностей федеральной гражданской службы принимается впервые. Ранее единого документа, содержащего наименования всех должностей, не существовало. Руководители государственных органов обязаны привести наименования должностей федеральной гражданской службы в этих органах в соответствие с Реестром.

Каждая должность Реестра имеет регистрационный семизначный номер (код). Первая и вторая цифры соответствуют порядковому номеру раздела Реестра, третья – категории должности («руководители» – 1, «помощники (советники)» – 2, «специалисты» – 3, «обеспечивающие специалисты» – 4), четвертая – группе должностей (высшая – 1, главная – 2, ведущая – 3, старшая – 4, младшая – 5), пятая, шестая и седьмая – порядковому номеру должности в разделе Реестра.