2.1 Предмет административного права
Между отраслями российского права есть серьезные различия. Важнейшие из них:
1) предмет регулирования;
2) метод регулирования;
3) принципы отраслевого регулирования;
4) цели отрасли права;
5) субъекты отрасли права и отраслевых правоотношений;
6) источники отрасли права;
7) система отрасли права.
Отрасли права отличаются друг от друга прежде всего по тем общественным отношениям, которые они регулируют. Особенности этих общественных отношений и определяют предмет регулирования. А от предмета регулирования зависят иные признаки отрасли: метод регулирования, система отрасли и т. д. Не случайно большинство отраслей права название получило по регулируемой совокупности общественных отношений, например трудовое, земельное, семейное, уголовно‑процессуальное.
В порядке первого приближения к содержанию предмета административного права можно предложить следующее определение.
Предмет административного права – это совокупность общественных отношений, возникающих при осуществлении властной деятельности государственной администрации и административного судопроизводства.
Субъекты публичной администрации осуществляют разнообразную деятельность: властную, договорную, организационно‑массовую, материально‑техническую (размножение материалов, подготовку проектов документов и др.). Административным правом регламентируется основная – властная – деятельность государственной администрации и тесно связанная с ней деятельность по заключению и исполнению административных договоров (соглашений о разграничении полномочий, контрактов о военной службе и др.).
В предмете административного права России четко выделяются три группы общественных отношений , возникающие при осуществлении:
1) регулятивной, созидательной деятельности государственной администрации;
2) охранительной деятельности государственной администрации;
3) административного судопроизводства.
Такой общий и частично условный подход к определению предмета административного права нуждается в ряде уточнений.
Во‑первых, следует уточнить, кто осуществляет государственную исполнительную (административную) власть.
Прежде всего, это исполнительные органы государственной власти и ряд подчиненных им учреждений (центры временной изоляции несовершеннолетних и др.), строевых подразделений (полки дорожно‑патрульной службы, ОМОН и др.). А кроме того, к государственной администрации относятся Администрация и Управление делами Президента РФ, Банк России, его главные управления и расчетно‑кассовые центры.
Во‑вторых, деятельность администрации двойственна. Главное в ней – созидательное начало, организация нормальной жизни и развития общества, его систем образования, здравоохранения, связи, транспорта и др. Но важна и охранительная деятельность: защита прав личности, собственности, нормальных условий существования государства, общества, граждан. Соответственно предметом административного права являются обе стороны функционирования государственной администрации – созидательная («активная администрация») и охранительная («пассивная администрация»).
Кто бы ни применял меры административного принуждения – исполнительные органы государственной власти, Банк России, судьи, муниципальные органы, общественные организации (народные дружины, общественные рыбинспекции, организации казаков и др.), – все они обязаны действовать в соответствии с нормами административного права. Административное право обладает монополией на регулирование общественных отношений, возникающих при реализации административного принуждения.
К предмету административного права относятся и отношения, связанные с рассмотрением жалоб граждан во внесудебном порядке (административных жалоб). Государственные и муниципальные органы, предприятия и учреждения, суды, органы прокуратуры и иные субъекты, работающие с административными жалобами, вступают в административно‑правовые отношения с их заявителями и между собой.
В‑третьих, вся деятельность государственной администрации направлена на исполнение законов, международных договоров и актов правосудия.
В‑четвертых, государственная администрация и суды вступают в отношения с гражданами, разнообразными организациями. И если быть точным, то административное право регулирует не деятельность, а отношения, возникающие при этом. Оно закрепляет обязанности и права обеих сторон отношений: и властных, и невластных субъектов. Примером тому могут быть многочисленные правила – дорожного движения, лицензирования, санитарии, таможенного оформления товаров и др.
В‑пятых, государственная административная, организующая деятельность существует во всех сферах общественной жизни, она велика по объему и разнообразна по содержанию. Во многих случаях она настолько специфична, что ее регламентируют нормы не административного, а других отраслей права. Например, связанные с финансами отношения – финансовое право; загсы действуют на основе норм семейного права; следственные аппараты МВД, ФСБ России при расследовании уголовных дел опираются на нормы уголовного и уголовно‑процессуального права; система органов исполнения наказаний действует на основе норм уголовно‑исполнительного права и т. д. Поэтому в определение предмета административного права необходимо внести такое существенное уточнение: оно регулирует отношения, возникающие в процессе функционирования государственной администрации, за исключением тех, которые закреплены за другими отраслями российского права.
В‑шестых, отношения, возникающие при осуществлении деятельности государственной администрации, можно разделить на два вида:
1) внутриаппаратные: соответствующие юридические нормы закрепляют систему исполнительных органов публичной власти, организацию службы в них, формы и методы внутриаппаратной работы;
2) взаимоотношения субъектов административной власти с организациями любых организационно‑правовых форм и гражданами (внеаппаратные отношения).
В наше время государственная административная деятельность и возникающие при этом отношения имеют большое значение для реализации конституционных прав и обязанностей граждан, защиты их прав и защиты прав частных организаций. Главная составляющая предмета административного права , его ядро, – система отношений государственной администрации с гражданами и их организациями. Основная задача административного права – правовое обеспечение конституционных прав и обязанностей граждан.
Новая и важная часть предмета административного права – общественные отношения, возникающие при осуществлении административного судопроизводства. Статья 118 Конституции РФ закрепляет существование в стране конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Административное судопроизводство – это рассмотрение судами административных дел в порядке, регламентируемом процессуальными нормами административного права.
Исходя из сказанного, можно дать более полное определение предмета административного права . Это система общественных отношений, возникающих при осуществлении властной деятельности государственной администрации по исполнению законов, актов правосудия, публичных договоров (если они не стали предметом регулирования других отраслей права), а также при осуществлении административного судопроизводства.
- Демьян Николаевич Бахрах Административное право России: учебник для вузов
- Аннотация
- Бахрах Демьян Николаевич Административное право России Предисловие
- 1.2 Понятие и виды администрации
- 1.3 Основные признаки публичной административной (исполнительной) власти
- 1.4 Административные услуги
- Глава 2. Предмет, метод и система административного права россии
- 2.1 Предмет административного права
- 2.2 Методы административно‑правового регулирования
- 2.3 Система административного права
- Глава 3. Механизм административно‑правового регулирования
- 3.1 Нормы административного права
- 3.2 Действие административно‑правовой нормы во времени
- 3.3 Виды источников норм административного права
- 3.4 Система источников административного права
- 3.5 Понятие и виды административно‑правовых отношений
- 3.6 Структура административного правоотношения
- Глава 4. Административное право россии – отрасль юридической науки и научная дисциплина
- 4.1 Предмет и задачи науки административного права
- 4.2 Развитие науки административного права в России
- 4.3 Административное право как учебная дисциплина
- 5.2 Административно‑правовой статус гражданина
- 5.3 Специальные административно‑правовые статусы индивидуальных субъектов
- 5.4 Административно‑правовой статус лиц, совершивших правонарушения
- 5.5 Воинская обязанность граждан Российской Федерации
- Глава 6. Обязанности и права граждан российской федерации в условиях паспортного режима
- 6.1 Понятие, содержание, цели, правовая основа паспортного режима
- 6.2 Паспорт – основной документ гражданина Российской Федерации на ее территории
- 6.3 Обязанность гражданина Российской Федерации иметь паспорт
- 6.4 Обязанность гражданина соблюдать правила регистрационного учета (регистрации) по месту проживания
- 6.5 Право на получение заграничного паспорта
- 6.6 О персональных данных
- Глава 7. Право граждан на защиту от неправомерных действий (решений) и бездействия государственной и муниципальной администрации
- 7.1 Способы защиты прав граждан
- 7.2 Право граждан на обращение в государственные органы и органы муниципальных образований
- 7.3 Право гражданина на административную жалобу
- 7.4 Производство по административным жалобам граждан
- 7.5 Право граждан на судебное обжалование незаконных решений (действий) органов исполнительной власти и их должностных лиц (административная юстиция в Российской Федерации)
- 7.6 Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительной власти и ее должностных лиц
- Раздел III. Государственная администрация, ее органы и служащие Глава 8. Содержание деятельности и организационная структура государственной администрации
- 8.1 Функции (содержание деятельности) государственной администрации
- 8.2 Линейная и функциональная власть
- 8.3 Организационная структура государственной администрации
- 8.4 Административное ведомство
- Глава 9. Исполнительные органы государственной власти
- 9.1 Понятие исполнительного органа государственной власти
- 9.2 Содержание административно‑правового статуса исполнительного органа государственной власти
- 9.3 Виды исполнительных органов государственной власти
- 9.4 Правительство рф
- 9.5 Центральные органы федеральной исполнительной власти: некоторые результаты административной реформы
- 9.6 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- Глава 10. Государственная служба и государственные служащие
- 10.1 Понятие и типы службы в обществе
- 10.2 Понятие и статус должности
- 10.3 Государственная служба, государственная должность, государственный служащий
- 10.4 Основные принципы государственной службы
- 10.5 Классификация государственных служащих
- Глава 11. Государственная гражданская служба россии
- 11.1 Особенности государственной гражданской службы
- 11.2 Служебная карьера (процесс прохождения службы)
- 11.3 Прием (поступление) на службу
- 11.4 Обязанности и права государственных гражданских служащих
- 11.5 Аттестация служащих
- 11.6 Присвоение классных чинов государственным гражданским служащим
- 11.7 Прекращение государственной гражданской службы (прекращение служебного контракта)
- Глава 12. Милитаризованная служба россии
- 12.1 Особенности милитаризованной службы России
- Часть 4 ст. 42 Федерального закона «о воинской обязанности и военной службе» устанавливает: «Военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях:
- 12.2 Военная служба
- 12.3 Правоохранительная служба
- Раздел IV. Формы деятельности государственной администрации Глава 13. Акты государственной администрации
- 13.1 Виды форм деятельности публичной исполнительной власти
- 13.2 Основные признаки правового акта государственной администрации
- 13.3 Виды правовых актов государственной администрации
- 13.4 Ведомственные нормативные акты
- 13.5 Правовые акты государственных органов субъектов Федерации
- 13.6 Условия эффективности актов государственной администрации
- 13.7 Прекращение действия акта государственной администрации
- Глава 14. Негласная деятельность государственной администрации
- 14.1 Виды негласной деятельности государственной администрации
- 14.2 Режим секретности в России
- 14.3 Оперативно‑розыскная деятельность
- Глава 15. Административно– процессуальная деятельность государственной администрации
- 15.1 Понятие и виды юридического процесса
- 15.2 Административные процессы
- 15.3 Административно‑процессуальное право и административно‑процессуальные нормы
- 15.4 Общие стадии административных процессов
- 15.5 Административная подведомственность
- Раздел V. Методы деятельности государственной администрации Глава 16. Методы и способы деятельности публичной администрации
- 16.1 Понятие и виды методов деятельности государственной администрации
- 16.2 Система методов и способов административного воздействия
- 16.3 Методы прямого и косвенного административного воздействия
- 16.4 Убеждение как метод деятельности государственной администрации
- Глава 17. Поощрение как метод деятельности публичной администрации
- 17.1 Понятие и особенности поощрения
- 17.2 Способы поощрения
- 17.3 Виды поощрительных средств
- 17.4 Поощрительное производство
- Глава 18. Административный договор и договорная деятельность публичной администрации
- 18.1 Виды юридических договоров
- 18.2 Понятие и признаки административных договоров
- 18.3 Виды административных договоров
- 18.4 Договорная деятельность публичной администрации
- Глава 19. Административный надзор
- 19.1 Понятие и субъекты административного надзора
- 19.2 Содержание административного надзора
- 19.3 Процессуально‑правовые основы надзорного производства
- 19.4 Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- Глава 20. Разрешительная система в российской федерации
- 20.1 Понятие и особенности разрешительной системы
- 20.2 Правовая основа разрешительной системы
- 20.3 Разрешительное производство. Возбуждение дела
- 20.4 Принятие и исполнение решения
- 20.5 Надзор за соблюдением правил и условий разрешительной деятельности
- 20.6 Переоформление разрешений
- Глава 21. Специальные административно‑правовые режимы (право экстремальных ситуаций)
- 21.1 Общий и специальные административно‑правовые режимы
- 21.2 Режим чрезвычайного положения
- 21.3 Режим контртеррористической операции
- 21.4 Режим военного положения
- 21.5 Режим особого положения
- 21.6 Режим охраны Государственной границы Российской Федерации
- 21.7 Режим закрытого административно территориального образования
- Раздел VI. Режим законности в деятельности государственной администрации Глава 22. Содержание и особенности режима законности в деятельности публичной администрации
- 22.1 Содержание и значение законности
- 22.2 Особенности обеспечения режима законности в деятельности государственной администрации
- 22.3 Система гарантий законности деятельности публичной администрации
- 22.4 Содержание и виды контроля за деятельностью публичной администрации
- 22.5 Президентский контроль за государственной администрацией
- Глава 23. Судебный контроль за законностью деятельности публичной администрации
- 23.1 Основания и виды судебного контроля за законностью деятельности публичной администрации
- 23.2 Понятие и особенности административного судопроизводства
- 23.3 Административное судопроизводство и административная юстиция
- 24.2 Виды принуждения по административному праву
- 24.3 Понятие и виды административно‑правового принуждения
- Глава 25. Меры административного пресечения
- 25.1 Понятие и виды мер пресечения
- 25.2 Принудительное лечение
- 25.3 Применение огнестрельного оружия
- 25.4 Административное задержание граждан
- 25.5 Изъятие имущества, создающего угрозу безопасности, и у незаконного владельца
- Раздел VIII. Административная ответственность в российской федерации Глава 26. Понятие и основания административной ответственности
- 26.1 Понятие административной ответственности
- 26.2 Нормативное основание административной ответственности
- 26.3 Административное правонарушение – фактическое основание административной ответственности
- 26.4 Отличие административного проступка от дисциплинарного проступка и от преступления
- Глава 27. Состав административного правонарушения
- 27.1 Понятие и виды составов
- 27.2 Признаки объекта административного правонарушения
- 27.3 Признаки объективной стороны состава административного проступка
- 27.4 Признаки субъекта административного правонарушения
- 27.5 Признаки субъективной стороны состава административного правонарушения
- 27.6 Особенности административной ответственности юридических лиц
- Глава 28. Административные наказания
- 28.1 Система административных наказаний
- 28.2 Виды административных наказаний
- 28.3 Общие принципы назначения административных наказаний
- Глава 4 КоАп рф закрепляет следующие общие правила карательного воздействия:
- 28.4 Обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность
- 29.1 Понятие, правовая основа, особенности производства по делам об административных правонарушениях
- 29.2 Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях. Право на защиту
- 29.3 Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении
- 29.4 Участники производства по делам об административных правонарушениях
- 29.5 Подведомственность дел об административных правонарушениях
- 29.6 Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях
- 29.7 Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
- 29.8 Система стадий и этапов производства по делам об административных правонарушениях
- Глава 30. Возбуждение и расследование дел об административных правонарушениях
- 30.1 Фактические основания и процессуальные поводы возбуждения дел
- 30.2 Даты и формы возбуждения дел об административных правонарушениях
- 30.3 Значение и содержание протокола об административном правонарушении
- 30.4 Кто вправе составлять протокол об административных правонарушениях
- 30.5 Упрощенное (беспротокольное) производство по делам об административных правонарушениях
- 30.6 Административное расследование по делам об административных правонарушениях
- 30.7 Сроки составления и направления по подведомственности протоколов (дел) об административных правонарушениях
- Глава 31. Рассмотрение дел об административных правонарушениях
- 31.1 Подготовка дела к рассмотрению
- 31.2 Слушание дела
- 31.3 Принятие постановления по делу
- 31.4 Обнародование постановления (решения)
- Глава 32. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
- 32.1 Общая характеристика стадии
- 32.2 Порядок обжалования
- 32.3 Подготовка к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
- 32.4 Рассмотрение жалобы на постановление
- 32.5 Решение по жалобе (протесту) на постановление
- 32.6 Оглашение решения, вынесенного по жалобе
- Глава 33. Исполнение административных наказаний
- 33.1 Общая характеристика стадии исполнения
- 33.2 Вступление в законную силу постановлений о назначении административных наказаний
- 33.3 Обращение постановлений к исполнению
- 33.4 Прекращение и окончание исполнения постановлений
- 33.5 Исполнение постановлений о назначении предупреждения и административного штрафа
- 33.6 Исполнение постановлений о конфискации и возмездном изъятии
- 33.7 Исполнение постановлений о лишении специальных прав
- 33.8 Исполнение постановлений об административном аресте
- 33.9 Исполнение постановлений об административном приостановлении деятельности
- Раздел X. Дисциплинарное принуждение как метод деятельности публичной администрации Глава 34. Дисциплинарное принуждение по административному праву
- 34.1 Особенности дисциплинарно‑правового принуждения в Российской Федерации
- 34.2 Виды дисциплинарного принуждения по административному праву
- Глава 35. Дисциплинарная и материальная ответственность по административному праву
- 35.1 Дисциплинарная ответственность по административному праву
- 35.2 Дисциплинарное производство по административному праву
- 35.3 Материальная ответственность по административному праву