logo search

14.3 Оперативно‑розыскная деятельность

Это один из видов административной деятельности, которые могут осуществляться негласно, а к полученной ими информации доступ ограничивается. Оперативно‑розыскную деятельность можно определить как деятельность уполномоченных государственных органов по сбору во внепроцессуальной форме информации о преступлениях с целью их предупреждения, пресечения, раскрытия. Следует назвать следующие признаки оперативно‑розыскной деятельности :

это особый вид административной деятельности;

она может осуществляться как гласно, так и негласно, с широким использованием конспирации, режима секретности;

данный вид деятельности является непроцессуальной деятельностью, осуществляемой в основном вне рамок уголовно‑процессуальных и административно‑процессуальных норм;

такую деятельность вправе осуществлять лишь специальные субъекты – оперативные подразделения органов, которым такие полномочия предоставлены федеральным законом (спецслужбы);

цель оперативно‑розыскной деятельности – обеспечение безопасности граждан, общества, государства;

ее содержание – система оперативно‑розыскных мероприятий, направленных на: предупреждение, пресечение, раскрытие преступлений; розыск лиц, скрывающихся от правосудия, пропавших без вести; сбор данных для решения вопросов о допуске лиц к государственной тайне, к некоторым видам работы;

основным правовым актом, регламентирующим данный вид деятельности, является Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144‑ФЗ «Об оперативно‑розыскной деятельности»;

сотрудники спецслужб, как правило, наделены широкими властными полномочиями, являются представителями власти.

Важнейший вид оперативно‑розыскной деятельности – контрразведка – это деятельность ФСБ России по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности спецслужб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба Российской Федерации.

Оперативно‑розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных средств. Она может осуществляться, когда нет уголовного дела, когда уголовное дело возбуждено и когда дело окончено, прекращено.

На территории Российской Федерации правом заниматься такой деятельностью наделены оперативные подразделения (спецслужбы):

органов внутренних дел (уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями и др.);

органов федеральной службы безопасности (контрразведки, по борьбе с терроризмом и др.);

Федеральной службы охраны РФ;

таможенных органов;

Службы внешней разведки РФ;

Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России);

Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ФСНК России).

В ходе оперативно‑розыскной деятельности осуществляются следующие оперативно‑розыскные мероприятия (ОРМ):

опрос граждан (без составления протоколов);

наведение справок;

сбор образцов для сравнительного исследования (например, волос, проб крови);

проверочная закупка (например, для выявления использования кассовых аппаратов);

исследование предметов и документов (для выявления следов, отпечатков, подделок, адресатов и т. д.);

наблюдение, которое может быть наружным и стационарным с использованием технических средств;

отождествление личности, т. е. сравнение данных о конкретном гражданине с информацией о разыскиваемых лицах;

обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств, которое, как правило, состоит в негласном осмотре названных объектов;

контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

прослушивание телефонных переговоров;

контролируемая поставка (она может быть организована самими оперативниками либо они могут осуществлять наблюдение за незаконной поставкой, например, оружия, о которой им стало известно);

оперативный эксперимент (например, использование помеченных денег для взятки);

оперативное внедрение. В борьбе с преступностью, особенно организованной, оперативное внедрение агентов и использование информаторов (осведомителей) – необходимое средство, давно применяемое спецслужбами;

снятие информации с технических каналов связи.

Осведомители могут действовать на общественных началах, бесплатно из идейных побуждений, с целью устранения конкурентов, мести и т. д. Их работа может оплачиваться в соответствии с контрактами (административными договорами) между ними и органами, осуществляющими оперативно‑розыскную деятельность. В преступные сообщества могут внедряться и штатные сотрудники спецслужб (сексоты).

Порядок, способы осуществления оперативно‑розыскных мероприятий регулируются негласными ведомственными нормативными актами. Негласными являются и планы оперативных разработок, их объекты, большая часть полученной информации.

Результаты проведения таких мероприятий должны быть использованы для:

решения вопросов о допуске лиц к определенным видам деятельности,

розыска лиц, пропавших без вести,

пресечения преступной деятельности,

возбуждения уголовных дел,

в следственной и судебной деятельности,

в случаях и в порядке, установленном Уголовно‑процессуальным кодексом Российской Федерации.

Специфика деятельности спецслужб состоит и в том, что на основании федерального закона они:

нарушают конституционные права;

не знакомят лиц с соответствующей информацией, а граждане, как правило, не могут защищать свои права, потому что не знают, что они стали объектами оперативных разработок;

в сферу оперативно‑розыскной деятельности попадают лица, которые звонили, писали, встречались с проверяемым. Оперативно‑розыскные мероприятия могут проводиться в отношении неопределенного числа граждан, поскольку задачей этой деятельности является выявление преступных связей проверяемого, сбор всей необходимой информации о нем. Поэтому спецслужбы располагают информацией о частной жизни многих граждан, не причастных к преступной деятельности, и обязаны не допускать ее «утечки»;

как правило, оперативные работники являются сотрудниками правоохранительных органов и наделены полномочиями применять специальные меры пресечения (физическую силу, дубинки и наручники, огнестрельное оружие), а также осуществлять задержание, составлять протоколы.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о необходимости защиты конституционных прав граждан, создании системы гарантий, способствующих строгому соблюдению законности спецслужбами. И закон очень много внимания уделяет гарантиям ее законности.

Во‑первых, это четкое закрепление перечня государственных органов, оперативные подразделения которых могут заниматься оперативно‑розыскной деятельностью в отношении граждан.

Во‑вторых, наличие в законе исчерпывающего перечня оперативно‑розыскных мероприятий.

В‑третьих, четкое закрепление в законе оснований для проведения таких мероприятий.

Четвертой гарантией прав граждан является содержащееся в законе запрещение субъектам, занимающимся оперативно‑розыскной деятельностью, без согласия граждан разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя и которые стали известными в процессе проведения соответствующих мероприятий, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Пятой и одной из самых важных гарантий служит предварительный судебный контроль за рядом оперативно‑розыскных мероприятий. На основании Конституции России законом четко установлено, что проведение мероприятий, которые ограничивают права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения.