5.3 Специальные административно‑правовые статусы индивидуальных субъектов
В реальной жизни существует огромное разнообразие специальных административно‑правовых статусов, которые можно объединить в несколько групп, а именно:
1) членов административных коллективов;
2) субъектов административной опеки (сирот, безработных, беженцев и др.);
3) жителей территорий с особыми административно‑правовыми режимами;
4) субъектов разрешительной системы (водителей, лицензиатов, работников, допущенных к государственной тайне, и др.);
5) государственных и муниципальных служащих;
6) индивидуальных предпринимателей и др.;
7) лиц, совершивших правонарушения, и прежде всего лиц, совершивших умышленные преступления, и др.
Субъекты общего административно‑правового статуса (граждане) могут одновременно иметь один или несколько специальных административно‑правовых статусов. Так, гражданин Российской Федерации может быть сиротой, студентом, водителем, жителем пограничной зоны. Речь идет не об особых категориях субъектов, которые не являются гражданами, а о расширении статусов граждан (россиян, иностранцев, апатридов). Любой специальный статус наслаивается на общий статус гражданина.
Административный коллектив. Такого понятия в юридической науке нет, хотя оно и необходимо. Уже давно говорят, пишут, используют в законодательстве понятие «трудовой коллектив», под которым понимают самостоятельный субъект права, состоящий из работников определенной организации. В этом случае речь идет об организованной группе людей, участвующих своим оплачиваемым трудом в деятельности организации (предприятия, учреждения, органа, строевого подразделения). Отношения членов трудового коллектива с предприятием (учреждением), его администрацией, их личные права регулируются трудовым правом. Административным же коллективом предлагается именовать личный состав организации, в которой отношения ее членов с администрацией (организацией), их личные права и обязанности регулируются административным правом. Это органы внутренних дел, воинские части, военизированные пожарные, горноспасательные части, студенческие коллективы и др.
Существуют и смешанные коллективы. Например, в гражданском вузе преподаватели и иные сотрудники образуют трудовой, а студенты – административный коллектив.
Вопрос о правосубъектности и видах административных коллективов еще ждет своего исследователя. Пока же отметим, что, став членом административного коллектива, гражданин приобретает специальный административно‑правовой статус, комплекс специальных прав и обязанностей (студента, военнослужащего, сотрудника милиции). Речь идет о личных, а не о служебных правах и обязанностях, ибо вторые конкретизируют полномочия коллективного субъекта – организации. Это особенно наглядно видно на примере статуса аттестованного работника милиции. К его личным правам относятся права на судебную защиту при увольнении по инициативе администрации, государственное страхование и возмещение ущерба в случае гибели или увечья, обеспечение жилой площадью, дополнительный оплачиваемый отпуск и др.
Административное право регламентирует дисциплинарную ответственность членов административных коллективов, время их работы (учебы) и отдыха, основания, размеры и порядок оплаты труда (выдачи денежного содержания, выплаты стипендий). Как правило, споры военнослужащих (сотрудников милиции, студентов и др.) с администрацией решаются в административном, а не в судебном порядке, и соответствующие процедуры закрепляются административно‑правовыми нормами.
Применительно к членам административных коллективов различаются статусы:
1) обучающихся (студентов, аспирантов, учащихся техникумов и др.);
2) сотрудников правоохранительных органов (работников милиции, судебных приставов‑исполнителей и др.);
3) военнослужащих;
4) государственных гражданских служащих.
Очевидно, что каждая из этих родовых общностей состоит из большого числа видов. Так, имеются различия правового положения лиц, находящихся на военной службе в сухопутных войсках, в военно‑морском флоте, во внутренних, железнодорожных и иных войсках.
Административная опека. Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором развивается «система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Одним из ярких проявлений социальной политики государства выступает институт административной опеки над лицами, которые нуждаются в помощи. Опека заключается в выдаче денежных сумм, организационном содействии в трудоустройстве, оказании медицинских услуг, обеспечении жильем, предоставлении разнообразных льгот и т. д. Практическую деятельность по оказанию помощи лицам, нуждающимся в социальной защите, осуществляет аппарат публичной исполнительной власти. И та часть государственной опеки, которая регламентируется нормами административного права, может быть названа административной. Ее субъекты – безработные, чернобыльцы, беженцы и вынужденные переселенцы, инвалиды Великой Отечественной войны, афганцы и приравненные к ним лица, дети‑сироты, многодетные родители, жертвы политических репрессий, лица, страдающие психическими заболеваниями, больные диабетом, туберкулезом, и еще многие категории граждан.
Основаниями для приобретения такого специального административно‑правового статуса могут быть демографические обстоятельства (1), техногенные и экологические катастрофы и иные неблагоприятные социальные факторы (2).
Всех субъектов административной опеки условно можно поделить на две группы: слабые (дети, больные и др.) и жертвы экстремальных ситуаций.
В политике административной опеки высшие государственные органы России проводят курс на децентрализацию, предоставляя органам субъектов Федерации и местного самоуправления, администрациям предприятий и учреждений возможность расширять перечень ее субъектов, увеличивать размеры производимых выплат, объем предоставляемых льгот. В системе административной опеки нужно различать правовую базу, содержание, экономико‑правовую основу, порядок признания (беженцем, безработным и т. д.), реализацию и прекращение опеки (административных услуг).
Административную опеку следует отличать от другой формы социальной защиты: выплаты пенсий, связанных с трудовой деятельностью, службой. В таких случаях социальное обеспечение зависит от выполнявшейся работы, стажа, размера заработка и в основном состоит в регулярной выплате пенсий (пособий). Пенсионеры тоже могут быть включены в орбиту административной опеки, им могут быть предоставлены налоговые, транспортные льготы, ссуды, выплачены дополнительные суммы.
Законы о занятости, вынужденных переселенцах, беженцах, социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, психиатрической помощи и ряд других актов социальной направленности ориентируют на серьезное и глубокое изучение проблем административной опеки.
Административно‑правовые режимы. В России с ее огромными и разнообразными по климату, состоянию экологии и другим признакам регионами законодатель выделяет разные территориальные режимы. Специальные административно‑правовые режимы территорий могут быть постоянными и временными. Среди временных территориальных режимов различаются режимы военного, чрезвычайного положения, карантина и др.
Среди постоянных – административно‑правовые режимы территорий пограничных зон, закрытых административно‑территориальных образований, особо охраняемых природных территорий. На таких территориях постоянные и временные жители приобретают специальные административно‑правовые статусы жителей режимных территорий. Такого рода статус чаще всего предполагает особые правила въезда и выезда, передвижения, деятельности, осуществления административного надзора, применения административного принуждения.
- Демьян Николаевич Бахрах Административное право России: учебник для вузов
- Аннотация
- Бахрах Демьян Николаевич Административное право России Предисловие
- 1.2 Понятие и виды администрации
- 1.3 Основные признаки публичной административной (исполнительной) власти
- 1.4 Административные услуги
- Глава 2. Предмет, метод и система административного права россии
- 2.1 Предмет административного права
- 2.2 Методы административно‑правового регулирования
- 2.3 Система административного права
- Глава 3. Механизм административно‑правового регулирования
- 3.1 Нормы административного права
- 3.2 Действие административно‑правовой нормы во времени
- 3.3 Виды источников норм административного права
- 3.4 Система источников административного права
- 3.5 Понятие и виды административно‑правовых отношений
- 3.6 Структура административного правоотношения
- Глава 4. Административное право россии – отрасль юридической науки и научная дисциплина
- 4.1 Предмет и задачи науки административного права
- 4.2 Развитие науки административного права в России
- 4.3 Административное право как учебная дисциплина
- 5.2 Административно‑правовой статус гражданина
- 5.3 Специальные административно‑правовые статусы индивидуальных субъектов
- 5.4 Административно‑правовой статус лиц, совершивших правонарушения
- 5.5 Воинская обязанность граждан Российской Федерации
- Глава 6. Обязанности и права граждан российской федерации в условиях паспортного режима
- 6.1 Понятие, содержание, цели, правовая основа паспортного режима
- 6.2 Паспорт – основной документ гражданина Российской Федерации на ее территории
- 6.3 Обязанность гражданина Российской Федерации иметь паспорт
- 6.4 Обязанность гражданина соблюдать правила регистрационного учета (регистрации) по месту проживания
- 6.5 Право на получение заграничного паспорта
- 6.6 О персональных данных
- Глава 7. Право граждан на защиту от неправомерных действий (решений) и бездействия государственной и муниципальной администрации
- 7.1 Способы защиты прав граждан
- 7.2 Право граждан на обращение в государственные органы и органы муниципальных образований
- 7.3 Право гражданина на административную жалобу
- 7.4 Производство по административным жалобам граждан
- 7.5 Право граждан на судебное обжалование незаконных решений (действий) органов исполнительной власти и их должностных лиц (административная юстиция в Российской Федерации)
- 7.6 Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительной власти и ее должностных лиц
- Раздел III. Государственная администрация, ее органы и служащие Глава 8. Содержание деятельности и организационная структура государственной администрации
- 8.1 Функции (содержание деятельности) государственной администрации
- 8.2 Линейная и функциональная власть
- 8.3 Организационная структура государственной администрации
- 8.4 Административное ведомство
- Глава 9. Исполнительные органы государственной власти
- 9.1 Понятие исполнительного органа государственной власти
- 9.2 Содержание административно‑правового статуса исполнительного органа государственной власти
- 9.3 Виды исполнительных органов государственной власти
- 9.4 Правительство рф
- 9.5 Центральные органы федеральной исполнительной власти: некоторые результаты административной реформы
- 9.6 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- Глава 10. Государственная служба и государственные служащие
- 10.1 Понятие и типы службы в обществе
- 10.2 Понятие и статус должности
- 10.3 Государственная служба, государственная должность, государственный служащий
- 10.4 Основные принципы государственной службы
- 10.5 Классификация государственных служащих
- Глава 11. Государственная гражданская служба россии
- 11.1 Особенности государственной гражданской службы
- 11.2 Служебная карьера (процесс прохождения службы)
- 11.3 Прием (поступление) на службу
- 11.4 Обязанности и права государственных гражданских служащих
- 11.5 Аттестация служащих
- 11.6 Присвоение классных чинов государственным гражданским служащим
- 11.7 Прекращение государственной гражданской службы (прекращение служебного контракта)
- Глава 12. Милитаризованная служба россии
- 12.1 Особенности милитаризованной службы России
- Часть 4 ст. 42 Федерального закона «о воинской обязанности и военной службе» устанавливает: «Военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях:
- 12.2 Военная служба
- 12.3 Правоохранительная служба
- Раздел IV. Формы деятельности государственной администрации Глава 13. Акты государственной администрации
- 13.1 Виды форм деятельности публичной исполнительной власти
- 13.2 Основные признаки правового акта государственной администрации
- 13.3 Виды правовых актов государственной администрации
- 13.4 Ведомственные нормативные акты
- 13.5 Правовые акты государственных органов субъектов Федерации
- 13.6 Условия эффективности актов государственной администрации
- 13.7 Прекращение действия акта государственной администрации
- Глава 14. Негласная деятельность государственной администрации
- 14.1 Виды негласной деятельности государственной администрации
- 14.2 Режим секретности в России
- 14.3 Оперативно‑розыскная деятельность
- Глава 15. Административно– процессуальная деятельность государственной администрации
- 15.1 Понятие и виды юридического процесса
- 15.2 Административные процессы
- 15.3 Административно‑процессуальное право и административно‑процессуальные нормы
- 15.4 Общие стадии административных процессов
- 15.5 Административная подведомственность
- Раздел V. Методы деятельности государственной администрации Глава 16. Методы и способы деятельности публичной администрации
- 16.1 Понятие и виды методов деятельности государственной администрации
- 16.2 Система методов и способов административного воздействия
- 16.3 Методы прямого и косвенного административного воздействия
- 16.4 Убеждение как метод деятельности государственной администрации
- Глава 17. Поощрение как метод деятельности публичной администрации
- 17.1 Понятие и особенности поощрения
- 17.2 Способы поощрения
- 17.3 Виды поощрительных средств
- 17.4 Поощрительное производство
- Глава 18. Административный договор и договорная деятельность публичной администрации
- 18.1 Виды юридических договоров
- 18.2 Понятие и признаки административных договоров
- 18.3 Виды административных договоров
- 18.4 Договорная деятельность публичной администрации
- Глава 19. Административный надзор
- 19.1 Понятие и субъекты административного надзора
- 19.2 Содержание административного надзора
- 19.3 Процессуально‑правовые основы надзорного производства
- 19.4 Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- Глава 20. Разрешительная система в российской федерации
- 20.1 Понятие и особенности разрешительной системы
- 20.2 Правовая основа разрешительной системы
- 20.3 Разрешительное производство. Возбуждение дела
- 20.4 Принятие и исполнение решения
- 20.5 Надзор за соблюдением правил и условий разрешительной деятельности
- 20.6 Переоформление разрешений
- Глава 21. Специальные административно‑правовые режимы (право экстремальных ситуаций)
- 21.1 Общий и специальные административно‑правовые режимы
- 21.2 Режим чрезвычайного положения
- 21.3 Режим контртеррористической операции
- 21.4 Режим военного положения
- 21.5 Режим особого положения
- 21.6 Режим охраны Государственной границы Российской Федерации
- 21.7 Режим закрытого административно территориального образования
- Раздел VI. Режим законности в деятельности государственной администрации Глава 22. Содержание и особенности режима законности в деятельности публичной администрации
- 22.1 Содержание и значение законности
- 22.2 Особенности обеспечения режима законности в деятельности государственной администрации
- 22.3 Система гарантий законности деятельности публичной администрации
- 22.4 Содержание и виды контроля за деятельностью публичной администрации
- 22.5 Президентский контроль за государственной администрацией
- Глава 23. Судебный контроль за законностью деятельности публичной администрации
- 23.1 Основания и виды судебного контроля за законностью деятельности публичной администрации
- 23.2 Понятие и особенности административного судопроизводства
- 23.3 Административное судопроизводство и административная юстиция
- 24.2 Виды принуждения по административному праву
- 24.3 Понятие и виды административно‑правового принуждения
- Глава 25. Меры административного пресечения
- 25.1 Понятие и виды мер пресечения
- 25.2 Принудительное лечение
- 25.3 Применение огнестрельного оружия
- 25.4 Административное задержание граждан
- 25.5 Изъятие имущества, создающего угрозу безопасности, и у незаконного владельца
- Раздел VIII. Административная ответственность в российской федерации Глава 26. Понятие и основания административной ответственности
- 26.1 Понятие административной ответственности
- 26.2 Нормативное основание административной ответственности
- 26.3 Административное правонарушение – фактическое основание административной ответственности
- 26.4 Отличие административного проступка от дисциплинарного проступка и от преступления
- Глава 27. Состав административного правонарушения
- 27.1 Понятие и виды составов
- 27.2 Признаки объекта административного правонарушения
- 27.3 Признаки объективной стороны состава административного проступка
- 27.4 Признаки субъекта административного правонарушения
- 27.5 Признаки субъективной стороны состава административного правонарушения
- 27.6 Особенности административной ответственности юридических лиц
- Глава 28. Административные наказания
- 28.1 Система административных наказаний
- 28.2 Виды административных наказаний
- 28.3 Общие принципы назначения административных наказаний
- Глава 4 КоАп рф закрепляет следующие общие правила карательного воздействия:
- 28.4 Обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность
- 29.1 Понятие, правовая основа, особенности производства по делам об административных правонарушениях
- 29.2 Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях. Право на защиту
- 29.3 Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении
- 29.4 Участники производства по делам об административных правонарушениях
- 29.5 Подведомственность дел об административных правонарушениях
- 29.6 Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях
- 29.7 Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
- 29.8 Система стадий и этапов производства по делам об административных правонарушениях
- Глава 30. Возбуждение и расследование дел об административных правонарушениях
- 30.1 Фактические основания и процессуальные поводы возбуждения дел
- 30.2 Даты и формы возбуждения дел об административных правонарушениях
- 30.3 Значение и содержание протокола об административном правонарушении
- 30.4 Кто вправе составлять протокол об административных правонарушениях
- 30.5 Упрощенное (беспротокольное) производство по делам об административных правонарушениях
- 30.6 Административное расследование по делам об административных правонарушениях
- 30.7 Сроки составления и направления по подведомственности протоколов (дел) об административных правонарушениях
- Глава 31. Рассмотрение дел об административных правонарушениях
- 31.1 Подготовка дела к рассмотрению
- 31.2 Слушание дела
- 31.3 Принятие постановления по делу
- 31.4 Обнародование постановления (решения)
- Глава 32. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
- 32.1 Общая характеристика стадии
- 32.2 Порядок обжалования
- 32.3 Подготовка к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
- 32.4 Рассмотрение жалобы на постановление
- 32.5 Решение по жалобе (протесту) на постановление
- 32.6 Оглашение решения, вынесенного по жалобе
- Глава 33. Исполнение административных наказаний
- 33.1 Общая характеристика стадии исполнения
- 33.2 Вступление в законную силу постановлений о назначении административных наказаний
- 33.3 Обращение постановлений к исполнению
- 33.4 Прекращение и окончание исполнения постановлений
- 33.5 Исполнение постановлений о назначении предупреждения и административного штрафа
- 33.6 Исполнение постановлений о конфискации и возмездном изъятии
- 33.7 Исполнение постановлений о лишении специальных прав
- 33.8 Исполнение постановлений об административном аресте
- 33.9 Исполнение постановлений об административном приостановлении деятельности
- Раздел X. Дисциплинарное принуждение как метод деятельности публичной администрации Глава 34. Дисциплинарное принуждение по административному праву
- 34.1 Особенности дисциплинарно‑правового принуждения в Российской Федерации
- 34.2 Виды дисциплинарного принуждения по административному праву
- Глава 35. Дисциплинарная и материальная ответственность по административному праву
- 35.1 Дисциплинарная ответственность по административному праву
- 35.2 Дисциплинарное производство по административному праву
- 35.3 Материальная ответственность по административному праву