logo search

35.3 Материальная ответственность по административному праву

Административная и дисциплинарная ответственности состоят в применении взысканий, т. е. карательных санкций с целью общей и частной превенции правонарушений. А материальная ответственность – это применение восстановительных санкций для того, чтобы возместить причиненный имущественный ущерб. Поэтому она наступает, если действительно причинен прямой, реальный ущерб:

при исполнении служебных обязанностей;

противоправным деянием;

виновно;

между противоправным деянием и наступившим ущербом имеется причинная связь.

Административным правом регламентируется только материальная ответственность военнослужащих. Соответствующие нормы содержатся в Федеральном законе от 12 июля 1999 г. № 161‑ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих».

Материальная ответственность реализуется в рамках коллектива, соответствующие полномочия – часть дисциплинарной власти линейного руководителя, ущерб взыскивается с члена устойчивого коллектива.

От дисциплинарной этот вид ответственности отличает то, что размер применяемых санкций зависит в основном не от степени вины, а от размера наступившего в результате виновных противоправных действий вреда (1), виновный может добровольно возместить причиненный вред полностью или частично (2), санкция не может быть заменена мерами общественного воздействия (3), носит имущественный характер (4), а их применение не создает состояние наказанности (5).

Карательные и правовосстановительные санкции дополняют друг друга, за одно деяние могут применяться одновременно к одному лицу. Возмещение ущерба военнослужащими и призванными на сборы военнообязанными производится независимо от привлечения их к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности за действие (бездействие), которым причинен материальный ущерб государству.

Взыскание ущерба с военнослужащих является разновидностью дисциплинарного принуждения. Административным правом регулируются не только основания, но и порядок привлечения названных выше лиц к материальной ответственности. Он отличается от порядка взыскания ущерба с рабочих и служащих, закрепленного трудовым правом.

Меры материальной ответственности, установленные нормами административного права, применяются в административном процессе. На основании Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» имущественный ущерб может быть взыскан: с любых военнослужащих, а также с призванных на сборы военнообязанных.

По общему правилу материальная ответственность военнослужащих является ограниченной. Это значит, что с них может быть взыскана сумма причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет, а с тех, кто проходит военную службу по призыву, – не более двух окладов. С командиров, виновных в незаконном увольнении, приеме, переводе, могут быть взысканы произведенные по их вине воинской частью выплаты, но не более трех окладов и трех месячных надбавок за выслугу лет.

Полная материальная ответственность военнослужащих в размере причиненного ущерба наступает, если:

он причинен действиями, содержащими признаки состава преступления;

имущество было передано виновному для хранения, перевозки, выдачи, пользования и иных целей;

совершено умышленное уничтожение, повреждение или иное умышленное действие, повлекшее материальный ущерб;

виновные действия совершены лицами, добровольно приведшими себя в состояние наркотического, токсического или алкогольного опьянения.

Производство по делам о материальной ответственности состоит из четырех стадий :

1) служебного расследования;

2) рассмотрения дела;

3) пересмотра приказа;

4) исполнения приказа.

При обнаружении ущерба командир (начальник) обязан назначить административное (служебное) расследование, если это необходимо для установления размера, причин ущерба и виновных. Административное расследование должно быть закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба. Вышестоящий командир вправе продлить срок, но не более чем на один месяц.

Получив необходимые материалы, командир издает приказ о взыскании соответствующей суммы. Но здесь законом установлены два ограничения :

приказ может быть издан в течение двух недель со дня окончания расследования, поступления материалов ревизии, следствия, решения суда;

взыскиваемая сумма не превышает одного оклада и одной месячной надбавки за выслугу лет;

приказ объявляется под роспись виновному и затем может быть обращен к исполнению по истечении семи дней.

Если подлежащая взысканию сумма больше месячного оклада и месячной надбавки за выслугу лет или если приказ в течение двух недель не издан, взыскание ущерба производится в судебном порядке. Судом также взыскивается сумма с лиц, уволенных с военной службы, убывших с военных сборов (это один из немногих случаев, когда мера дисциплинарного принуждения применяется в судебном порядке).

Военнослужащий вправе добровольно полностью или частично возместить причиненный ущерб в денежной форме. Он вправе обжаловать приказ вышестоящему командиру или в суд. Жалоба не приостанавливает исполнение приказа.

Ежемесячно денежные удержания с целью возмещения ущерба на основании приказа по общему правилу производятся в размере 20 % месячного денежного довольствия. С лиц, не возместивших ущерб к дню увольнения с военной службы, оставшаяся задолженность взыскивается по общим правилам исполнительного производства.

К сожалению, федеральными нормативными актами не решен вопрос о материальной ответственности сотрудников правоохранительных органов, студентов и учащихся.

* * *

Любая юридическая ответственность предполагает ограничение прав граждан, юридических лиц. Поэтому основания и меры ответственности, порядок применения санкций должны регламентироваться законами . Ответственность по трудовому, исправительно‑трудовому праву, ответственность судей регулируется федеральными законами. А дисциплинарная и материальная ответственность по административному праву предусмотрена частично федеральными законами, частично указами Президента РФ, частично ведомственными нормативными актами и даже уставами образовательных учреждений. К тому же в действующей системе правовых норм по рассматриваемому вопросу немало пробелов, имеются правовые ошибки. Представляется, что необходимо на федеральном уровне издать:

Дисциплинарный устав правоохранительной службы;

Дисциплинарный устав государственной гражданской службы;

федеральный закон о материальной ответственности служащих правоохранительных органов;

федеральный закон об основах дисциплинарной и материальной ответственности лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, и др.

После принятия таких законов соответствующий раздел учебников «Административное право» приобретет должную полноту в освещении вопросов дисциплинарного принуждения по административному праву. А дисциплинарная и материальная ответственность государственных служащих и обучающихся будет регулироваться правовыми нормами, соответствующими современному законодательству. Одновременно будут ликвидированы застарелые пробелы в российской правовой системе.

1 Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник – М., 1997. – С. 4.

2 См.: Современный словарь иностранных слов. – СПб., 1994. – С. 22; Толковый словарь русского языка. – М., 1995. – С. 17.

3 В этом параграфе рассматривается государственная административная власть, рядом с которой существуют муниципальная, частная администрации и их административная власть.

4 Драго Р. Административная наука. – М., 1982. – С. 5–6.

5 «Исполнительной власти принадлежит право издавать во исполнение закона распоряжения и предписания, прибегая в случае неповиновения или сопротивления к принуждению. Таким образом, исполнительная власть распадается на распорядительную власть и принудительную» (Тарасов И.Т. Учебник науки полицейского права. Вып. 1. – М., 1891. – С. 81).

6 «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом» (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ). Гарантии данного права предусмотрены также Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. № 8‑ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

7 Яковлев В.Ф. Экономика, право, суд. – М., 2003. – С. 53, 257.

8 Елистратов А.И. Должностное лицо и гражданин // Вопросы административного права. – М., 1916. – С. 80.

9 Подробнее о приципах административного права см.: Корнеев А.П. Административное право России. – М., 1996. – С. 32–35.

10 Все упоминаемые в данном учебнике нормативные правовые и судебные акты рассматриваются в действующей редакции, кроме особо оговоренных случаев. Со всеми изменениями и дополнениями, внесенными в них, равно как и с источниками их опубликования, можно ознакомиться в справочно‑правовых системах типа «Гарант», «КонсультантПлюс» и др.

11 См.: Козлов Ю.М. Административные правоотношения. – М., 1976; Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. – М., 1974.

12 См.: Александров Н.Г. Законность и правоотношения в советском обществе. – М., 1955. – С. 119–120; Петров Г.И. Советское административное право: Часть общая. – Л.: ЛГУ, 1961. – С. 85–86 и др.

13 Бельский К.С. О предмете и системе науки административного права // Государство и право. – 1998. – № 10. – С. 21, 23.

14 См., напр.: Асадов А.М. Административно‑правовой статус Банка России. – Екатеринбург, 1999.

15 Чтобы расширить преподавание цикла административных дисциплин, в вузах читают курсы «Административная ответственность», «Административный процесс» и др.

16 Подробнее см.: Алексеев С.С. Общая теория права. – М., 1982. – Т. 2. – С. 129.

17 В ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. записано: «Ребенок регистрируется сразу же после рождения, с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства».

18 Правовое положение военнослужащего будет рассмотрено в гл. 12 «Милитаризованная служба России».

19 Килясханов И.Ш. Проблемы обеспечения прав и свобод граждан: Автореф. дисс… докт. юрид. наук. – М., 1997. – С. 9.

20 Екатерина II запретила крепостным подавать жалобы. А в Древней Руси говорили: «Государь, не вели казнить, вели слово молвить».

21 См.: Российская газета. – 1998. – 3 февраля.

22 Очень жаль, что круг субъектов, которые обязаны рассматривать жалобы, названных в этом Законе и в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», не совпадает.

23 Постановка жалобы на контроль означает, что руководителю должны доложить о результатах ее рассмотрения.

24 В литературе по уголовному, арбитражному и гражданскому процессам в понятие «судебный надзор» вкладывается иной смысл: рассмотрение вышестоящими судами в порядке надзора актов правосудия, вступивших в законную силу.

25 В ряде стран (например, во Франции, Германии, Украине, Египте) административная юстиция осуществляется специальными административными судами в порядке, установленном нормами административного права. В связи с этим нередко ученые считают, что административная юстиция есть только в тех странах, где созданы такие суды.

26 См.: Бюллетень Верховного Суда РФ (ВС РФ). – 1998. – № 9. – С. 9, 10.

27 См.: Бюллетень ВС СССР. – 1968. – № 4. – С. 25.

28 Аналогичные функции (способы воздействия на системы) исполняются и в системах муниципального, корпоративного управления.

29 См.: Философский словарь. – М., 1975. – С. 395.

30 Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1972. – С. 67.

31 Словарь русского языка. – М., 1957. – Т. 1. – С. 180.

32 См.: Чиркин В.Е. Необходимо ли понятие юридического лица публичного права // Государство и право. – 2006. – № 5. – С. 22–26.

33 См.: Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. Указа Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724) (разд. II). Силовые ведомства непосредственно подчинены Президенту РФ, поэтому он назначает их руководителей. Особенно широки полномочия Президента как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ в сфере обороны.

34 Ряд положений (о «силовых» министерствах, службах и др.) утверждены указами Президента РФ, см., например, Указ от 13 октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», которым утверждено Положение об этой Службе.

35 За последние годы в России быстро растет число семейных служащих (няней, охранников и т. п.).

36 Бребан Г. Французское административное право. – М., 1988. – С. 325–327.

37 Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации. – М., 1997. – С. 29.

38 Статья 575 ГК РФ допускает дарение обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, государственным и муниципальным служащим в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

39 См.: Российская газета. – 2004. – 9 дек.

40 Бюллетень ВС РФ. – 1997. – № 1.

41 Если правоохранительную деятельность понимать широко, то прокуратура тоже ее осуществляет. Но служба в прокуратуре – это особый вид государственной гражданской службы, она не имеет многих из тех особенностей, о которых речь шла ранее.

42 См.: Бельский К.С. Полицейское право. – М., 2004. – С. 17–46.

43 См.: Бюллетень ВС РФ. – 2004. – № 1.

44 Например, содержание деятельности – проверка знаний, а формы ее – зачет, экзамен, деловая игра, тестирование.

45 Болгарские ученые называют их административными актами. См.: Стайнов П., Ангелов А. Административное право Народной Республики Болгарии. – М., 1960. В науке советского административного права их принято было называть правовыми актами управления. Представляется, что более точное название – правовые акты государственной администрации.

46 Ведель Ж. Административное право Франции. – М., 1973. – С. 138.

47 Например, ч.1 ст. 12.7 КоАП РФ устанавливает правило: управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством, влечет наложение штрафа в размере двух тысяч пятисот рублей.

48 См. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1995. – С. 776.

49 См.: Современный словарь иностранных слов. – СПб., 1994.

50 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1995. – С. 616. См. также: Современный словарь иностранных слов. – СПб., 1994. – С. 499.

51 См.: Демин А.А. Понятие административного процесса и административно‑процессуального кодекса Российской Федерации // Вестник МГУ. Серия Право. – 1998. – № 4. – С. 18–33.

52 См.: Сорокин В.Д. Административно‑процессуальное право. – М., 1972. – С. 52–77.

53 В середине ХХ века в СССР существовал налог на бездетность. С мужчин и женщин, которым более 18 лет и не имевшим детей, за бездетность ежемесячно взималось 6 % заработка.

54 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – С. 346, 746.

55 Например, в конце ХХ века государственная пожарная служба была из МВД России передана в МЧС России, а уголовно‑исполнительная служба – из МВД России в Минюст России.

56 Плеханов Г.В. Избранные философские произведения – М., 1956. – С. 103.

57 Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. – М., 1997. – С. 173.

58 Казанцев М.Ф. Договорное регулирование. Цивилистическая концепция. – Екатеринбург, 2005. – С. 12.

59 См.: Юридический энциклопедический словарь. – М., 2006. – С. 183.

60 См.: Елистратов А.И. Очерк административного права. – М., 1992; Кобалевский В. Советское административное право. – Харьков, 1929.

61 Ямпольская Ц.А. О теории административного договора // Сов. государство и право. – 1966. – № 10; Новоселов В.И. К вопросу об административных договорах // Изв. вузов. Правоведение. – 1969. – № 3. В последующие годы этой темой занимаются Рудашевский В.Д., Юсупов В.А. и другие ученые.

62 Административно‑надзорную деятельность профессор К.Г. Бельский предлагает называть полицейской, а регулирующие ее нормы – полицейским правом (см.: Бельский К.С. Полицейское право. – М., 2004).

63 Демин А.А. Проблемы методов правового регулирования // Административное право и административный процесс: актуальные проблемы. – М., 2004. – С. 104–127.

64 Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. – М., 2005. – С. 133, 134, 146.

65 Вестник ВАС РФ. – 2004. – № 8. – С. 11.

66 См.: Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2007 году // Росс. юстиция. – 2008. – № 3. – С. 62.

67 Адинистративное право зарубежных стран. – М.: Спарк, 2003. – С. 202, 203.

68 Вестник публичного права. – 2004. – № 4. – С. 23.

69 Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом обществе. – М., 1966. – С. 158.

70 См.: Известия. – 1995. – 29 апр.

71 Российская газета. – 2005. – 6 дек.

72 Елистратов А.И. О личном задержании по советскому праву // Рабоче‑крестьянская милиция. – 1923. – № 2/3. – С. 31.

73 См.: Богуш Г.И. К вопросу об уголовной ответственности юридических лиц // Вестник МГУ. Сер. 11: Право. – 2005. – № 4.

74 За последние годы резко возросли максимальные размеры штрафов, которые могут налагаться на правонарушителей. Так, на юридических лиц штраф может налагаться в размере до 1 млн, на должностных лиц – до 50 тыс. рублей (ст. 3.5 КоАП). Полезно было бы установить максимальный размер штрафа, назначаемого во внесудебном порядке, а большие штрафы назначаются в судебном порядке.

75 Об этом неоднократно писали выдающиеся российские ученые‑административисты Л.Л. Попов, Н.Г. Салищева, В.Д. Сорокин, А.П. Шергин и др. См., напр.: Салищева Н.Г. Проблемные вопросы института административной ответственности в России // Административная теории ответственность: вопросы и практики. – М., 2004. – С. 10–17; Сорокин В.Д. КоАП РФ. Вводный комментарий. – СПб., 2002; Шергин А.П. Административно‑деликтное законодательство России: состояние, проблемы, перспективы // Административное право и административный процесс: актуальные проблемы. – М., 2004. – С. 166–180.

76 В названных субъектах РФ теперь действуют по два кодекса об административных правонарушениях.

77 Вестник публичного права. – 2006. – № 13. – С. 37.

78 Бюллетень ВС РФ. – 2006. – № 5. – С. 15.

79 Бюллетень ВС РФ. – 2006. – № 2. – С. 8.

80 Судами общей юрисдикции в 2007 г. было рассмотрено 83,3 тыс. дел об административных правонарушениях юридических лиц, а в 2008 г. – 107,9 тыс.

81 Подробнее см.: Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. – М., 2005.

82 Российская юстиция. – 2009. – № 8. – С. 64.

83 Российская газета. – 2009. – 28 окт. – С. 11.

84 Не трудно заметить, что три первые стадии производства по делам об административных правонарушениях состоят их четырех сходных этапов. Первый этап стадии появление повода (информации в форме обнаружения правонарушения, поступившего дела, жалобы, протеста). Второй – это проверка поступившей информации, сбор, анализ информации. Третий – это принятие и оформление документа (протокола, постановления, решения). Четвертый этап – обнародование протокола, постановления решения.

85 В жалобе должно быть четко указано, кто ее автор, суть жалобы, кому она адресована.

86 Представляется, что законом следует закрепить обязанность судьи, должностного лица сообщать потерпевшему о наступлении протеста прокурора, жалобы обвиняемого и предстоявшим пересмотра дела.

87 За последние 40 лет было много амнистий по уголовным делам и не было ни одной амнистии по делам об административных правонарушениях.

88 Ежегодно около 1 млн водителей лишают водительских прав.

89 Представляется, что для арестованного, для начальника спецприемника и для судьи предпочтительнее было бы, чтобы действовало старое правило.

90 В соответствии с Уставом Вооруженных Сил РФ в судебном порядке к военнослужащим применяется такая дисциплинарная мера наказания, как арест на срок до 15 суток.

91 Бюллетень ВС РФ. – 2003. – № 9. – С. 3.

92 Военнослужащие Вооруженных Сил РФ, внутренних, пограничных и других видов военной службы привлекаются к дисциплинарной ответственности на основе единого нормативного акта – Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ. Соответственно полезно было бы применять единый для всех милитаризованных служащих России.Применение дисциплинарных взысканий к студентам, аспирантам регламентировано в самом общем виде.