logo search

Часть 4 ст. 42 Федерального закона «о воинской обязанности и военной службе» устанавливает: «Военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях:

нахождения в распоряжении командира (начальника) – не более трех месяцев;

нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно‑штатных мероприятий – не более шести месяцев;

нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела – до вынесения решения по уголовному делу;

прикомандирования к органам, организациям и учреждениям (международным, федеральным, субъектов Российской Федерации);

в других случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы».

13. Еще одно отличие между рассматриваемыми видами служб появилось недавно. В ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено правило: «Гражданские служащие вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов». До 1 февраля 2005 года – даты вступления в силу этого Закона действовал Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», в ч. 1 ст. 11 которого содержалось противоположное правило, в соответствии с которым государственный служащий не вправе был заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. Время покажет, насколько обоснованно, полезно для страны это нововведение в законодательство. Между тем законы, регулирующие милитаризованную службу, по‑прежнему запрещают служащим заниматься иной оплачиваемой работой, кроме педагогической, научной и творческой, и такое ограничение для военнослужащих, сотрудников милиции, наркоконтроля, надо полагать, будет действовать еще достаточно долго.

14. Статьей 2.5 КоАП РФ регламентируется особый порядок привлечения к ответственности милитаризованных служащих за совершение административных правонарушений.

«1. За административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотенных частью 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно‑исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.

2. За административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.1–5.26, 5.45–5.52, 5.56, 6.3, 7.29–7.32, гл. 8, ст. 11.16 (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), гл. 12, 15 и 16, ст. 17.7, ст. 18.1 – 18.4, 19.5.7, 19.7.2 и ст. 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) настоящего Кодекса, лица, указанные в ч. 1 настоящей статьи, несут административную ответственность на общих основаниях».

15. Тяготы милитаризованной службы (строгая дисциплина, опасность для жизни и здоровья и т. п.) в какой‑то степени компенсируются разнообразными льготами и выплатами. Речь идет о медицинских, транспортных, образовательных, жилищных и других льготах, о выплатах за выслугу лет, за звания, пайковых, боевых и иных надбавок к должностным окладам.

Федеральным законом от 12 февраля 1993 г. № 4468‑I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной пожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно‑исполнительной системы, и их семей» предусмотрен довольно высокий размер пенсий за выслугу лет, выплачиваемых подавляющему большинству милитаризованных служащих, если они состояли на этой службе не менее 12 лет 6 месяцев.

ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Конституционный Суд Российской Федерации в принятом 18 марта 2004 г. постановлении по делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно‑исполнительной системы, и их семей» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы отметил:

«Обязанности военной службы и службы в правоохранительных органах связаны с выполнением специфических задач обороны страны и охраны правопорядка в условиях, сопряженных с риском для жизни и здоровья, повышенными физическими и эмоциональными нагрузками, неблагоприятным воздействием различного рода иных факторов. Лица, избравшие своей профессиональной деятельностью военную службу, службу в правоохранительных органах, должны соответствовать ее медицинским и профессионально‑психологическим требованиям, иметь необходимую физическую и профессиональную подготовку. Особый характер такой службы обусловливает не только предъявление повышенных требований к допускаемым к ней лицам и установление в связи с этим законодательных ограничений их прав и свобод (в том числе предельного возраста пребывания на службе), но и предопределяет обязанность государства – в силу статей 1 (часть 1), 2, 7, 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 и 71 (пункты «в», «м», «т») Конституции Российской Федерации – гарантировать им повышенную социальную защиту, включая соответствующее их особому статусу и характеру службы пенсионное обеспечение» (курсив наш. – Д.Б.).

Реализуя данную конституционную обязанность государства, федеральный законодатель установил для лиц, несущих военную службу и службу в правоохранительных органах, дополнительные гарантии и льготы по пенсионному обеспечению, в частности право на получение пенсии за выслугу лет».

Все перечисленные признаки милитаризованной службы (а этот перечень не является исчерпывающим) в той или иной степени присущи обеим ее разновидностям. Тем не менее конкретизация некоторых из них позволяет выделить видовые особенности и военной, и правоохранительной служб.

Так, для осуществления милитаризованной службы российского казачества Федеральный закон «О государственной службе российского казачества» устанавливает:

«Российское казачество проходит военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах в соответствии с федеральным законодательством. Для прохождения военной службы российское казачество направляется, как правило, в соединения и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, которым присвоены традиционные казачьи наименования, во внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, в пограничные органы.

Российское казачество в установленном порядке:

1) оказывает содействие государственным органам в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ, организует военно‑патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе;

2) принимает участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях;

3) принимает участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, охране Государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом;

4) осуществляет иную деятельность на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с органами военного управления, федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации».

К несению государственной службы казаки привлекаются при условии, что казачье общество, члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению Государственной службы или иной службы, внесено в Государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации.

Федеральные и региональные органы исполнительной власти для оказания им содействия в осуществлении установленных задач и функций вправе привлекать членов казачьих обществ в соответствии с заключенными договорами (соглашениями) с казачьими обществами.

Кроме того, органы публичной исполнительной власти осуществляют контроль за соблюдением условий договоров (соглашений) с казачьими обществами.

Таким образом, главные особенности государственной службы российского казачества в том, что:

1) казаки осуществляют государственную службу коллективно как казачье общество и индивидуально как граждане Российской Федерации;

2) коллективная государственная милитаризованная служба осуществляется на основе договоров, заключенных органами публичной исполнительной власти с казачьими обществами;

3) эти общества должны быть внесены в Государственный реестр казачьих обществ.