logo
гражданское право

56 Розенберг в.В. Фирма. Догматический очерк. С.-Петербург. 1914. С. 115.

145

Прекращение права на соответствующее фирменное

наименование возможно в следующих случаях:

- при ликвидации юридического лица;

- при реорганизации в виде слияния, разделения, преобразования, когда

вновь возникшие юридические лица не сохраняют права на

фирменное наименование ранее существовавшего юридического

лица;

- при перерегистрации юридического лица под новым фирменным

наименованием, в результате которого прекращаются права на

прежнее.

Защита прав на фирменное наименование. Согласно ст. 54 ГК

РФ юридическое лиц, зарегистрировавшее свое фирменное

наименование, приобретает исключительное право его использования.

Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное

фирменное наименование, по требованию правообладателя обязано

прекратить его использование и возместить причиненные убытки.

Законодательство не предусматривает каких-либо специальных

способов защиты прав на фирменное наименование, в связи с чем

применяются те способы, которые указаны в ст. 12 ГК РФ. В отношении

защиты прав на фирменные наименования прежде всего могут

использоваться такие способы, как:

- признание права на фирменное наименование (например, между вновь

созданными в результате разделения юридическими лицами по

поводу фирменного наименования ранее существовавшего

юридического лица);

- восстановление положения, существовавшего до нарушения права на

фирменное наименование, и пресечение действий, нарушающих

данное право или создающих угрозу его нарушения (например, запрет

нарушителю выпускать товары с указанием фирменного

наименования правообладателя);

- признание оспоримой сделки недействительной и применение

последствий ее недействительности, применение последствий

недействительности ничтожной сделки (например, в отношении

договора коммерческой концессии);

- признание недействительным акта государственного органа

(например, решение Патентного ведомства а о регистрации товарного

знака, нарушающего исключительные права на фирменное

наименование);

- возмещение причиненных убытков (например, при оказании

нарушителем услуг под известным фирменным наименованием без

согласия правообладателя) и др.

Товарные знаки (знаки обслуживания). Наиболее важное

значение в предпринимательской деятельности при производстве и

146

продаже товаров, оказании услуг имеют товарные знаки, которые сами

могут обладать весьма высокой стоимостью и давать доход при их

использовании путем заключения лицензионных договоров. Товарные

знаки позволяют отличать однородные товары, а знаки обслуживания

соответственно услуги. Для удобства термин товарные знаки

используется и в отношении знаков обслуживания.

Порядок регистрации, использования и защиты прав на товарные

знаки регулируются Законом Российской Федерации «О товарных

знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения

товаров» (далее Закон о товарных знаках).

Понятие товарного знака (знака обслуживания). В

соответствии со ст. 1 Закона о товарных знаках товарный знак - это

обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых

работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц.

Товарные знаки могут быть различных видов: словесные,

изобразительные, объемные, комбинированные. Например, обертка

конфет «Мишка косолапый» включает в себя и словесный и

изобразительный элементы. Товарные знаки могут быть

зарегистрированы в любом цвете или цветовом сочетании.

Для приобретения исключительных прав на товарный знак

необходимо его зарегистрировать в Патентном ведомстве.

Требования к товарным знакам при их регистрации. Перечень

требований к товарным знакам раскрывается законодателем путем

перечисления оснований для отказа в регистрации товарного знака в

случае несоблюдения требований к товарному знаку. Закон о товарных

знаках предусматривает абсолютные и иные основания для отказа в

регистрации товарного знака. Абсолютные основания для отказа в

регистрации определены в ст. 6 Закона о товарных знаках, иные – в ст. 7.

Так можно выделить пять групп абсолютных оснований для отказа в

регистрации. Так, в соответствии с п. 1 ст. 6 Закона о товарных знаках не

могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения,

не обладающие различительной способностью (например, линия или

цифра) или состоящие только из элементов:

- вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров

определенного вида (например, слово «молоко» для молочных

продуктов, изображение яблока для яблок, но возможно, например,

для компьютеров);

- являющихся общепринятыми символами и терминами (например,

ЗАО, ООО);

- характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид,

качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на

время, место, способ производства или сбыта (например, «супер»,

«экстра»);

147

- представляющих собой форму товаров, которая определяется

исключительно или главным образом свойством либо назначением

товаров.

Указанные элементы могут быть включены в товарный знак в

качестве неохраняемых, если они не занимают в нем доминирующего

положения. Например, цифра 1755, обозначающая год основания МГУ

им М.В.Ломоносова, включена в товарный знак Университета в качестве

неохраняемого элемента.

Кроме абсолютных оснований для отказа в регистрации товарного

знака Закон о товарных знаках определяет иные основания, которые

характеризуют требование новизны к товарным знакам. Так, в

соответствии со ст. 7 Закона о товарных знаках не могут быть

зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, в

отношении однородных товаров тождественные или сходные до степени

их смешения с:

- товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию или

охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с

международным договором Российской Федерации, имеющими более

ранний приоритет;

- товарными знаками других лиц, признанными в установленном

законом порядке общеизвестными в Российской Федерации

товарными знаками.

Под общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком

понимается товарный знак, охраняемый на территории Российской

Федерации на основании государственной регистрации, товарный знак,

охраняемый на территории Российской Федерации без регистрации в

соответствии с международным договором Российской Федерации, а

также обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не

имеющее правовой охраны на территории Российской Федерации, если

такие товарные знаки или обозначения в результате интенсивного

использования стали на указанную в заявлении дату в Российской

Федерации широко известны среди соответствующих потребителей в

отношении товаров заявителя.

В настоящее время в Российской Федерации признано

общеизвестными не так много товарных знаков. Среди них –

«Известия», «Уралмаш», «Ява» и др.

Товарные знаки как и фирменные наименования являются

средствами индивидуализации предпринимателей. Общим для этих

объектов интеллектуальной собственности является то, что они могут и

не представлять результата творческой деятельности человека, но на них

распространяется режим исключительных прав в силу регистрации

(специальной – для товарных знаков или нет – для фирменных

наименований). Отличия товарного знака от фирменного наименования

состоят в следующем:

148

1) Различный способ выражения. Фирменное наименование всегда

имеет только словесное обозначение, товарный знак может иметь и

другие виды обозначений (художественное, музыкальное и т.д.).

2) Разный порядок возникновения исключительных прав. Права на

фирменные наименования возникают при регистрации юридического

лица, а права на товарный знак при специальной регистрации в

Патентном ведомстве.

3) Субъектами права на регистрацию фирменного наименования

могут быть только коммерческие организации, субъектами прав на

товарный знак могут выступать любые юридические лица и

индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.

4) Различный срок охраны. Правовая охрана товарных знаков в

отличие от фирменных наименований носит срочный характер.

5) Разный порядок передачи по договору и др.

Виды товарных знаков. Товарные знаки делятся на словесные,

изобразительные, объемные, звуковые, световые, комбинированные и

другие. Например, в виде объемных товарных знаков могут быть

зарегистрированы необычные формы конфет, мыла, бутылок и т.д. В

некоторых странах (Германии, Японии и др.) объемные товарные знаки

не регистрируются. США является единственной страной, признавшей

возможность регистрации пахнущих знаков. В 1990 г. был

зарегистрирован свежий цветочный аромат в отношении нитей для

шитья и вышивальных ниток57.

Товарные знаки могу быть индивидуальными и коллективными.

Индивидуальный товарный знак регистрируется на имя одного

гражданина-предпринимателя или юридического лица. Коллективный

товарный знак - это товарный знак, который в соответствие с

международным договоров Российской Федерации может быть

зарегистрирован в отношении объединения лиц, производящих и (или)

реализующих товары, обладающими едиными качественными и иными

общими характеристиками. Коллективный товарный знак используется

для маркировки товаров, разрабатываемых, изготавливаемых или

реализуемых несколькими предприятиями, экономически связанными

между собой, объединившимися для совместного использования этого

знака. Лица, входящие в состав объединения, являются равноправными

партнерами в отношении использования коллективного товарного знака.

Возникновение прав на товарный знак. Исключительные права

на товарный знак возникают с момента его регистрации в Патентном

ведомстве.

При регистрации товарного знака очень важно определить виды и

класс товаров, на которые будет распространять свое действие товарный

знак. Классификация товарных знаков и знаков обслуживания