logo
гражданское право

3. Обычаи делового оборота

Обычай делового оборота - это сложившееся и широко

применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности

правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо

от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Признаки обычая делового оборота:

1) это сложившееся правило поведения,

2) оно широко применяется исключительно в какой-либо области

предпринимательской деятельности,

3) не предусмотрено законодательством,

4) оно может быть выражено в письменной форме (в виде документа)

или нет.

Обычаи признается источником права в том случае, если он

санкционирован государством, например, в форме указания на него в

законе (например, ст. 309, 311, 314 и др.).

Национальные торгово-промышленные палаты изучают

существующие обычаи и публикуют их для сведения заинтересованных

лиц. Согласно ст.15 Закона РФ от 7 июля 1993 г.5 «О торгово-

промышленных палатах в Российской Федерации» торгово-

промышленная палата свидетельствует торговые и портовые обычаи,

принятые в Российской Федерации, и, следовательно, может давать

заключения по этому вопросу. Письменным подтверждением обычая

5 Ведомости РФ, 1993 г., № 33, ст.1309

16

могут быть условия публикуемых примерных договоров, что

допускается п.2 ст.427 Гражданского кодекса РФ.

Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для

участников соответствующего отношения положениям законодательства

или договору, не применяются.

В качестве распространенных в международной практике обычаев

можно отметить обычаи, систематизированные Международной

торговой палатой, Международные правила толкования торговых

терминов «Инкотермс» 2000 г., Унифицированные правила по инкассо в

редакции 1995 г., Унифицированные правила и обычаи для

документарных аккредитивов в редакции 1993 г. и др.

17

Лекция 2. Физические лица как субъекты гражданских

правоотношений

2.1. Понятие, элементы и виды гражданских правоотношений.

2.2. Правоспособность физических лиц.

2.3. Дееспособность физических лиц.