logo
гражданское право

5 До 10 лет с оплатой в соответствии с тарифом;

- провозить с собой кроме мелких вещей ручную кладь, а также грузов,

багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд,

не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

- сдавать для перевозки багаж;

- занять в пути следования свободное место в вагоне более высокой

категории;

- делать остановку в пути следования с продлением срока действия

проездного документа (билета) не более чем на десять суток;

- продлевать срок действия проездного документа (билета) в случае

непредоставления места, указанного в проездном документе (билете),

и несогласия воспользоваться другим местом на время до отправления

следующего поезда, в котором ему будет предоставлено место, а при

отказе от поездки получить полную стоимость проезда;

- продлевать срок действия проездного документа (билета) в случае

болезни в пути следования на время болезни, подтвержденной

документами лечебных учреждений;

- при наличии свободных мест выезжать поездом, отходящим ранее

того поезда, на который приобретен проездной документ (билет);

- получать от перевозчика полную стоимость проезда за

непроследованное расстояние в случае отмены отправления поезда,

282

задержки отправления поезда; при возврате проездного документа

(билета) в пункте пересадки в случае опоздания по вине перевозчика

на согласованный поезд; при прекращении поездки в пути следования

в связи с перерывом в движении поездов;

- возобновить действие проездного документа (билета) на другой поезд

при условии доплаты стоимости плацкарты вследствие опоздания на

поезд в течение двенадцати часов либо вследствие болезни,

несчастного случая в течение пяти суток, а в случае отказа от поездки

получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости

плацкарты.

- при возврате неиспользованного проездного документа (билета) для

проезда в поезде дальнего следования пассажир имеет право:

- не позднее чем за восемь часов до отправления поезда получить

обратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и

стоимости плацкарты;

- менее чем за восемь часов, но не позднее чем за два часа до

отправления поезда получить стоимость билета и 50 процентов

стоимости плацкарты;

- менее чем за два часа до отправления поезда получить обратно

стоимость билета. Стоимость плацкарты в таком случае не

выплачивается.

Договор перевозки транспортом общего пользования

Особой разновидностью договоров перевозки грузов, пассажиров

и багажа является договор перевозки транспортом общего пользования.

В соответствии с п. 1 ст. 789 Гражданского кодекса РФ перевозка,

осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой

транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов

вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов,

пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или

юридического лица.

Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки,

признаваемые перевозками транспортом общего пользования должен

быть опубликован. Так, к транспорту общего пользования относится

железнодорожный транспорт, предприятия которого открыты для

общего пользования. Организации иных видов транспорта относятся к

транспорту общего пользования, если их цель в соответствии с

выданной лицензией состоит в осуществлении за плату перевозок

грузов, пассажиров, багажа

Договор перевозки транспортом общего пользования является

публичным договором. Согласно ст.426 Гражданского кодекса РФ при

необоснованном уклонении транспортной организации общего

пользования от заключения договора перевозки заинтересованная

сторона вправе в соответствии с п.4 ст.445 Гражданского кодекса РФ

283

обратиться в суд о понуждении к заключению договора и о возмещении

причиненных убытков.). Плата за перевозку грузов, пассажиров и

багажа транспортом общего пользования определяется на основании

тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными

уставами и кодексами.

Особенности ответственности при морских перевозках грузов.

В случае возникновения различного рода убытков и расходов при

морских перевозках необходимо определить, к какой категории они

относятся: общей или частной аварии.

Общая авария является древнейшим институтом морского права и,

по некоторым данным, насчитывает около трех тысяч лет. Впервые

общая авария упоминается в Кодексе Юстиниана в начале шестого

столетия нашей эры, а первое дело в английском суде было рассмотрено

в 1285 г. В современной международной практике определение общей

аварии дается в Йорк-Антверпенские __________правила 1974 г. (Гамбург, 4 апреля

1974 г.)116

В соответствии со ст. 284 Кодекса торгового мореплавания РФ

общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и

разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований

ради общей безопасности, в целях сохранения от общей опасности

имущества, участвующего в общем морском предприятии, - судна,

фрахта и перевозимого судном груза.

Общая авария распределяется между судном, грузом и фрахтом

соразмерно их стоимости во время и в месте окончания общего

морского предприятия.

В качестве примеров общей аварии можно привести:

- убытки, причиненные выбрасыванием груза за борт судна, а также

убытки, причиненные судну или грузу вследствие пожертвования

ради общей безопасности, в частности вследствие проникновения

воды в трюм через открытые для выбрасывания груза люки или

другие сделанные для этого отверстия;

- убытки, причиненные судну или грузу в связи с тушением пожара на

судне, в том числе убытки от проведенного в этих целях

выбрасывания судна на берег или затопления горящего судна;

- убытки, причиненные судну или грузу намеренной посадкой судна на

мель, независимо от того, могло ли судно быть вынесено на мель

само;

- убытки, причиненные судну повреждением двигателей, других машин

или котлов судна при снятии судна с мели;

- чрезвычайные расходы на облегчение находящегося на мели судна

посредством перегрузки груза, топлива или предметов снабжения из

судна на лихтеры, на найм лихтеров и на обратную их погрузку на