logo
гражданское право

34 Относятся к товарам и 8 - к услугам. Например, для того, чтобы

зарегистрировать товарный знак на видеотовары и услуги необходимо

обратиться к 9 и 41 классам. 9-й класс включает в себя указание на такие

товары как видеокамеры, видеокассеты, компакт-диски, устройства для

видеозаписи и др., а 41 класс включает в себя прокат кино- и

видеофильмов, услуги студий записи, производство кинофильмов и др.

Регистрация товарного знака на одни товары и услуги не препятствует

зарегистрировать другим лицам товарный знак на другие товары и

услуги. В этом проявляется ограниченный характер исключительных

прав на товарный знак. На практике это имеет принципиальное

значение, поскольку использование товарного знака применительно к

одной категории изделий не препятствует его применению к другой

категории.

После получения заявки Патентное ведомство в течение одного

месяца со дня подачи заявки проводит формальную экспертизу на

наличие необходимых документов заявки и на их соответствие

установленным требованиям, а в дальнейшем - экспертизу заявленного

обозначения, т.е. на определение возможности признания обозначения

товарным знаком и сходство с другими уже зарегистрированными

знаками.

По результатам экспертизы принимается решение о регистрации

товарного знака или об отказе в регистрации, которое может быть

обжаловано в течение трех месяцев в Палату по патентным спорам.

Указанный срок может быть продлен Патентным ведомство при условии

подтверждения уважительных причин их пропуска и уплаты

соответствующей пошлины.

Значение государственной регистрации товарного знака состоит в

выдаче охранного документа – свидетельства, которое подтверждает:

- приоритет товарного знака;

- исключительный характер прав правообладателя, позволяющий не

только самому использовать товарный знак в отношении товаров,

указанных в свидетельстве, и предоставлять другим соответствующие

права, но и запрещать иным лицам использование товарного знака его

несанкционированное использование;

- невозможность другим лицам зарегистрировать такой же товарный

знак или обозначение, сходное до степени смешения с этим товарным

знаком.

Субъектами прав на товарные знаки могут быть юридические

лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся

предпринимательской деятельностью без образования юридического

лица.

В качестве заявителей могут выступать как коммерческие, так и

некоммерческие организации. Причем регистрационный орган не

150

проверяет, может ли заявитель осуществлять те виды деятельности,

которые необходимы для использования товарных знаков. Например,

учебное заведение подает заявку на использование товарного знака при

продаже алкогольной продукции. Патентное ведомство не может

отказать в регистрации товарного знака на этот вид товаров и услуг по

тому основанию, что организация не сможет использовать товарный

знак потому, что ему такая деятельность запрещена законодательством и

учредительными документами.

Осуществление прав на товарный знак. После проведения

экспертизы по существу заявителю выдается свидетельство на

товарный знак, которое действует в течение 10 лет и может

продлеваться неограниченное количество раз каждый раз на десять лет в

порядке, предусмотренном «Правилами продления срока действия

регистрации товарного знака и знака обслуживания и внесения в нее

изменений», утв. Приказом Роспатента от 3 марта 2003 г. № 2758.

Лицо, на чье имя зарегистрирован товарный знак, приобретает

исключительные права на использование и распоряжение товарным

знаком.

Использованием товарного знака считается его применение на

товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, на их упаковке.

При наличии уважительных причин неприменения товарного знака на

товарах и (или) их упаковке использованием может быть признано

также применение в рекламе, печатных изданиях, на официальных

бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и

ярмарках. Правообладатель может при этом проставлять знак,

свидетельствующий о регистрации товарного знака - ®. Только с

согласия правообладателя могут осуществляться следующие действия:

использование в гражданском обороте, в том числе размещение

- на товарах, этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся,

предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и

ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на

территории Российской Федерации, либо хранятся и (или) перевозятся

с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

- при выполнении работ, оказании услуг;

- на документации, связанной с введением товаров в гражданский

оборот,

- в предложениях к продаже товаров;

- в сети Интернет, в частности, в доменном имени и при других

способах адресации (п. 2 ст. 4 Закона о товарных знаках).

Осуществление таких действия без согласия правообладателя

влечет применение соответствующих санкций. Товары, этикетки,

упаковки товаров, на которых незаконно используется товарный знак