logo
гражданское право

15.3. Договоры ______________о передаче смежных прав

Договоры в сфере смежных прав являются сравнительно новыми

договорами в сфере интеллектуальной собственности. Это обусловлено

тем, что сами смежные права охраняются в Российской Федерации

сравнительно недавно. Особенность данных договоров проявляется в их

взаимосвязи с авторскими правоотношениями. Так, в соответствии с

абзацем 2 п. 2 ст. 36 ЗоАП разрешение на использование постановки,

полученное от режиссера-постановщика спектакля, не отменяет

необходимости получения разрешения у других исполнителей,

участвующих в постановке, а также у автора исполняемого

произведения.

Законодательство практически не регламентирует особенности

договоров о передаче смежных прав. В связи с этим правовое

регулирование данных договоров осуществляется общими положениями

гражданского законодательства о договорах, обязательствах и сделках.

Кроме того, целесообразно к данным договором применять насколько

это возможно нормы законодательства об авторских договорах на

основе принципа аналогии закона. Так, например, смежные права могут

передаваться на исключительных или неисключительных условиях как и

авторские права по договорам о передаче исключительных или

неисключительных прав.

Существенным условием договоров о передаче смежных прав

является условие о предмете: о характере передаваемых прав, способах

использования смежных прав и объект, в отношении которого

передаются права. Также существенными можно назвать условия о

сроке, территории действия передаваемых прав, и вознаграждении за их

использование. Среди иных условий, которые имеют важное значение

именно для договоров об использовании объектов смежных прав

(особенно в отношении производителей фонограмм), является условие о

том, что передаваемые (предоставляемые) по договору права (в

251

частности, права на запись) не должны нарушать прав третьих лиц, т.е.

прав авторов, исполнителей и иных правообладателей.

Многообразие договоров об использовании смежных прав

позволяет провести их классификацию, хотя ныне действующее

законодательство таковой не предусматривает.

Договоры о передаче прав на исполнения. Предметом

договоров данной группы могут быть права, перечисленные в п. 2 ст. 37

ЗоАП, в частности право передавать в эфир или сообщать для всеобщего

сведения по кабелю исполнение или постановку, записывать ранее не

записанные исполнение или постановку и др. Договоры на

использование этих прав заключаются исполнителем, а при исполнении

коллективом исполнителей – руководителем такого коллектива.

В отношении договоров в области исполнительской деятельности

ст. 37 ЗоАП регламентирует два вида договоров, различающихся по

субъектному составу и характеру передаваемых прав. Так, п.5 ст. 37

ЗоАП регулирует вопросы заключения договора исполнителем с

организацией эфирного или кабельного вещания, предметом которого

является право передачи в эфир или по кабелю для всеобщего сведения

исполнения или постановки. При этом если в договоре предусмотрены

право записи исполнения или постановки и право воспроизведения этой

записи, то дополнительного разрешения на осуществление этих

правомочий в отношении последующих передач или постановки, не

требуется.

П.6 ст. 37 ЗоАП предусматривает заключение договора между

исполнителем и изготовителем аудиовизуального произведения с

использованием исполнения или постановки. При этом устанавливается

перечень имущественных прав, которые передаются по договору. К ним

относятся все права, которые установлены п.2 ст.37 ЗоАП, за

исключением права сдавать в прокат опубликованную фонограмму,

полученную для создания аудиовизуального произведения.

Исключительные права на аудиовизуальные произведения приобретает

ее автор в соответствии с п.2 ст.13 ЗоАП. Но при этом автор

аудиовизуального произведения должен использовать исполнение

(постановку) только в целях создания аудиовизуального произведения,

но не в коммерческих целях. Такое положение выражается в

формулировке: «предоставление исполнителем таких прав

ограничивается использованием аудиовизуального произведения и, если

в договоре не установлено иное, не включает права на отдельное

использование звука или изображения, зафиксированного в

аудиовизуальном произведении».

Размер вознаграждения исполнителю определяется соглашением.

При заключении договора о передаче права на прокат фонограммы

исполнения или постановки суммы вознаграждения за прокат в

соответствии с п. 2 ст. 39 ЗоАП распределяется между ее

производителем и исполнителем поровну.

252

Ставки вознаграждения исполнителям предусмотрены

постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 614 «О ставках

вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования

исполнения (постановки)»96.

Форма договора о передаче прав исполнителя – письменная.

В отношении договоров об использовании других объектов

смежных прав закон не содержит норм правового регулирования.

Договоры о передаче прав на фонограмму. Предметом данного

вида договоров являются права, перечисленные в п. 2 ст. 38 ЗоАП, в

частности, право воспроизводить фонограмму, распространять

экземпляры фонограммы, продавать, сдавать их в прокат и т.д. В

соответствии с абзацем 2 п. 3 ст. 38 ЗоАП право на распространение

экземпляров фонограммы путем сдачи их в прокат принадлежит

производителю фонограммы независимо от права собственности на эти

экземпляры и при передаче данного права, оно должно быть прямо

указано в договоре.

Договоры о передаче прав на передачи эфирного и кабельного

вещания. Организации эфирного и кабельного вещания могут

передавать по договорам свои права, перечисленные в п. 2 ст. 40, п. 2 ст.