logo
гражданское право

9.5. Средства индивидуализации предпринимателей и их продукции

Для любого уважающего себя предпринимателя очень важно,

чтобы его продукция, работы и услуги были известны на рынке и

пользовались спросом. При этом потребители и контрагенты

предпринимателя по сделкам имеют возможность отличать продукцию

одного предпринимателя от однородной продукции другого с помощью

специальных средств, которые позволяют ее индивидуализировать. К

таким средствам относятся:

- фирменные наименования;

- товарные знаки;

- наименования мест происхождения товаров.

Средства индивидуализации предпринимателей сходны с

результатами интеллектуальной деятельности, но к таковым не

относятся. Ст. 128 ГК РФ приравнивает их к результатам

интеллектуальной деятельности. На них распространяется режим

исключительных прав, т.е. только правообладатель (например,

предприниматель, зарегистрировавший товарный знак) имеет право

использовать зарегистрированный им объект и одновременно запрещать

либо разрешать такое использование другим лицам.

Фирменные наименования. В настоящее время права на

фирменные наименования регулируются Гражданским кодексом РФ,

специальными законами об отдельных видах юридических лиц,

например, федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об

акционерных обществах»51, федеральным законом от 8 февраля 1998 г.

14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»52 и др., а

также постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР

и Совета Народных Комиссаров СССР от 22 июня 1927 г. «О введении в

действие положения о фирме»53 (далее Положение о фирме). Положения

о фирменном наименовании содержатся в Парижской конвенции об

охране промышленной собственности 1883 г.

В действующем законодательстве и международных договорах не

дается понятия фирменного наименования. Под фирменным

наименованием следует понимать наименование юридического лица,

которое позволяет отличать его от других участников гражданского

оборота. Исключительное право на фирменное наименование может

принадлежать юридическому лицу - коммерческой организации и

возникает при регистрации юридического лица.

51 СЗ РФ. 1996 г., № 1. Ст. 1.

52 СЗ РФ. 1998 г., № 7. Ст. 785.