logo
гражданское право

9.5. Средства индивидуализации предпринимателей и их продукции.

9.1. Формирование понятия интеллектуальной собственности и

понятий, связанных с ним

Охрана прав на объекты интеллектуальной деятельности

признается в мире совсем недавно по сравнению с охраной вещных

прав. «Не только в правовых системах примитивных народов, - писал

известный российский цивилист И.А.Покровский, - но даже еще в праве

римском духовная деятельность подобного рода не давала никаких

субъективных прав на ее продукты их авторам и не пользовалась

никакой правовой защитой. Всякий мог опубликовать или

воспроизвести без согласия автора его произведение, осуществить его

техническое изобретение. Насколько мало ценилась в римском праве

духовная деятельность сама по себе, видно уже из того, что в

классическую эпоху, например, поэма, написанная на чужом писчем

материале, или картина, нарисованная на чужой доске, принадлежали не

поэту или художнику, а собственнику писчего материала или доски.

Правда, для Юстиниана такая норма показалась уже конфузной и была

отменена, но тем не менее о каких бы то ни было авторских правах в

Юстиниановом Своде нет речи».34

Идея защиты прав авторов на их произведения реально возникла

лишь с открытием искусства книгопечатания. Французский король

Людвиг XII назвал это открытие «изобретением скорее божественным,

чем человеческим», что, в свою очередь породило новый источник

дохода, а вместе с тем и новые проблемы, связанные с защитой

авторских прав, и прежде всего, прав издателей.

В 19 веке сформировались основные подходы к пониманию

интеллектуальной собственности.

Проприетарный подход, заключался в том, что авторское право

относится к разновидности права собственности («литературная

собственность»), другой - в том, что авторское право скорее является

правом исключительным (имущественным), которое не относится к

понятию вещного права и тем более не поглощается им.