logo
гражданское право

141 Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2002 г., № 52,

игровым сделкам в силу статьи 1062 Гражданского кодекса РФ

удовлетворению в судебном порядке не подлежат, вследствие чего

признание сделки, заключенной на условиях расчетного форварда,

игровой сделкой влечет отказ в обеспечении принудительного

исполнения вытекающих из нее исковых требований.

Между тем даже в отсутствие гражданско-правового

регулирования расчетных форвардных контрактов статья 1062

Гражданского кодекса РФ не препятствует арбитражным судам

при определении юридической природы сделок, заключенных на

371

условиях расчетного форварда, оценивая на основе установления и

исследования фактических обстоятельств конкретного дела как

формальную сторону, так и действительное содержание, существо

сделки, решать вопрос о возможности удовлетворения требований

по этой сделке в соответствии с вытекающими из Конституции

Российской Федерации общими началами и смыслом гражданского

законодательства (статья 8 «Основания возникновения

гражданских прав и обязанностей» и статья 421 «Свобода договора»

Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, статья 1062 Гражданского кодекса РФ не

препятствует предоставлению судебной защиты требованиям,

вытекающим из расчетного форвардного контракта, - если по

своему существу он соответствует гражданско-правовым

критериям сделок, требования по которым подлежат защите в

судебном порядке, - и как таковая не может рассматриваться как

нарушающая право, гарантированное статьей 34 (часть 1)

Конституции Российской Федерации (Определение

Конституционного Суда РФ от 16 декабря 2002 г. № 282-О «О

прекращении производства по делу о проверке конституционности

статьи 1062 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с

жалобой коммерческого акционерного банка «Банк Сосьете Женераль

Восток»141).

В качестве организаторов игр выступают:

- Российская Федерация,

- субъекты Российской Федерации,

- муниципальные образования,

- лица, а для лотерей – юридические лица, получившие от

уполномоченного государственного или муниципального органа

право на проведение таких игр в порядке, установленном законом.

Так, разрешение на проведение лотереи выдается заявителю

федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным

Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом

исполнительной власти субъекта Российской Федерации или

уполномоченным органом местного самоуправления на срок не более

чем пять лет на основании заявления о предоставлении указанного

разрешения.

Отношения между организаторами лотерей, тотализаторов и

других основанных на риске игр и участниками игр основаны на

договоре. Предложение о заключении договора должно включать

условия: