logo
гражданское право

53 Сз ссср. 1927 г., № 40. Ст. 395.

144

Фирменное наименование включает в себя указание на

организационно-правовую форму юридического лица и отличительный

элемент, например, закрытое акционерное общество «Незабудка».

Специальные требования содержит Гражданский кодекс РФ в

отношении полных товариществ, товариществ на вере, казенных

предприятий и др. Например, п. 3 ст. 69 Гражданского кодекса РФ

требует, чтобы фирменное наименование полного товарищества

содержало либо имена (наименования) всех его участников и слова

«полное товарищество», либо имя (наименование) одного или

нескольких участников с добавлением слов «и компания» и слова

«полное товарищество», а п. 3 ст. 113 Гражданского кодекса РФ

устанавливает, что фирменное наименование унитарного предприятия

должно содержать указание на собственника его имущества.

Субъектами прав на фирменное наименование могут выступать

лишь коммерческие организации. Не могут быть самостоятельными

субъектами прав на фирменное наименование структурные

подразделения юридических лиц, в частности, филиалы,

представительства и т.п.

Индивидуальные предприниматели без образования юридического

лица могут приобрести право на использование фирменного

наименования по договору коммерческой концессии (глава 54

Гражданского кодекса РФ).

Возникновение и осуществление прав на фирменное

наименование. Для возникновения прав на фирменное наименование не

требуется какой-либо специальной регистрации. Право на фирменное

наименование возникает с момента государственной регистрации

коммерческой организации в соответствии с федеральным законом от 8

августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации

юридических лиц и индивидуальных предпринимателей54. В

учредительных документах юридического лица, заявлении о

государственной регистрации юридического лица должно быть указано

его наименование (полное и сокращенное)55.

Сущность исключительного права на фирменное наименование

состоит в юридически обеспеченной возможности хозяйствующему

субъекту выступать в гражданском обороте под собственным

наименованием и запрещать иным лицам использовать принадлежащее

ему фирменное наименование. Под использованием фирменного

наименования понимают воспроизведение названия на всех предметах и

во всех случаях, касающихся дел данного предприятия при соблюдении

принципа неизменности56.