logo
гражданское право

101 Васканян р.Л., Волков с.И. Беседы о товарном знаке. Лицензирование. //Патенты

и лицензии. 1993. № 9-10. С. 6-7.

262

результатов интеллектуальной деятельности. Однако следует иметь

ввиду, что право на фирменное наименование может принадлежать

только юридическому лицу – коммерческой организации, а не

физическому лицу – индивидуальному предпринимателю. При этом

обязанности правообладателя и пользователя могут быть подразделены

на две группы:

- обязанности по отношению друг к другу;

- обязанности по отношению к потребителям товаров (работ, услуг).

К обязанностям правообладателя относятся:

- предоставить права на фирменное наименование или коммерческое

обозначение, а также исключительные права на другие результаты

интеллектуальной деятельности (товарный знак, знак обслуживания,

объекты авторского и патентного права) на основе лицензионных

договоров;

- предоставить информацию ноу-хау, необходимую пользователю для

осуществления прав;

- оказывать консультационные услуги, в частности,

проинструктировать работников по вопросам, связанным с

осуществлением исключительных прав;

- обеспечить регистрацию договора коммерческой концессии, включая

содействие в обучении и повышении квалификации работников,

контролировать качество товаров (работ и услуг), производимых

(выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора

коммерческой концессии (п. 2 ст. 1031 ГК РФ), если иное не

предусмотрено договором;

- оказывать пользователю постоянное техническое и консультационное

содействие, если иное не предусмотрено договором;

- заключить договор с пользователем на новый срок при отсутствии

условий, предусмотренных ст. 1035 Гражданского кодекса РФ.

Обязанности пользователя.

Обязанности пользователя достаточно четко определены в ст. 1032

Гражданского кодекса РФ. В их число входит:

- использовать при осуществлении предусмотренной договором

деятельности фирменное наименование и (или) коммерческое

обозначение правообладателя указанным в договоре образом,

- обеспечивать соответствие качества производимых им на основе

договора товаров, выполняемых __________работ, оказываемых услуг качеству

аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых

или оказываемых непосредственно правообладателем и др.

- выплатить (выплачивать) вознаграждение;

- не разглашать секреты производства правообладателя и другую

полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию;

263

- может быть предусмотрена обязанность выдать определенное число

субконцессий на соответствующей территории.

Ответственность пользователя:

- пользователь по договору коммерческой концессии действует от

своего имени и по собственному усмотрению, а также несет

ответственность своим имуществом.

Прекращение договора коммерческой концессии возможно как

по истечении срока, указанного в договоре, так и досрочно. Каждая из

сторон договора коммерческой концессии, заключенного без указания

срока, вправе во всякое время отказаться от договора, уведомив об этом

другую сторону за шесть месяцев, если договором не предусмотрен

более продолжительный срок. В соответствии с п. 2 ст. 1037

Гражданского кодекса РФ досрочное расторжение договора,

заключенного как с указанием срока, так и без указания такового

подлежит регистрации в порядке, установленном п.2 ст. 1028

Гражданского кодекса РФ.

Особо вопрос о прекращении договора коммерческой концессии

ставится в случае прекращения существования правообладателя, а

именно:

- в результате ликвидации юридического лица;

- в случае смерти правообладателя. В этом случае права и обязанности

по договору могут перейти наследнику, обладающему статусом

индивидуального предпринимателя, либо обязующемуся

зарегистрироваться в качестве такового в течение шести месяцев со

дня открытия наследства (п.2 ст.1038 Гражданского кодекса РФ). Эта

норма согласуется с положение о том, что фирменное наименование

может быть зарегистрировано только в отношении юридического

лица.

В соответствии с ч. 3 ст. 1037 Гражданского кодекса РФ договор

коммерческой концессии прекращается в случае утраты принадлежащих

правообладателю прав на фирменное наименование либо коммерческое

обозначение без замены их новыми аналогичными правами.

При прекращении договора коммерческой концессии возникает

вопрос о его действии в отношении других объектов исключительных

прав (товарного знака, знака обслуживания), а также информации ноу-

хау.

В соответствии со ст. 1035 Гражданского кодекса РФ в случае

прекращения договора в связи с истечением срока действия договора

пользователь имеет преимущественное право на заключение договора на

новый срок на тех же условиях, которые были предусмотрены

первоначальным договором. Это право не может быть реализовано

только если правообладатель не намерен в дальнейшем предоставить

права на свое фирменное наименование на той территории, на которой

264

действует прекратившийся договор. Если правообладатель в трехлетний

срок с момента прекращения договора пожелает предоставить кому-

либо те же права, какие были предоставлены пользователю по

прекратившемуся договору, он обязан предложить пользователю

заключить новый договор либо возместить понесенные убытки.

В соответствии со п. 4 ст. 1037 Гражданского кодекса РФ договор

прекращается при объявлении правообладателя или пользователя

несостоятельным.

Одностороннее расторжение договора возможно в случае

существенного нарушения одной из сторон условий договора.

Например, в том случае, если сведения, сообщенные правообладателем

относительно ценности фирмы, оказались ложными. При этом в

договоре должны фигурировать не предположения по поводу

возможной прибыли от использования прав на фирменное наименование

и другие объекты, передаваемые по договору, а факты использования,

реально имевшего место в отношении передаваемых прав.