logo search
Курс лекций по ГМУ(1)

8.1. Социальная политика государства

По масштабам выполнения социальных функций государства подразделяются на патерналистские (возлагает на себя максимум социальных обязательств) и субсидиарные (ответственность за благосостояние делят с гражданами).

В законодательстве ряда стран утверждается статус социального государства. Социальная ответственность делится между государством, бизнесом и гражданским обществом при определяющей роли государства. Финансирует социальную сферу, прежде всего государство, взимая не­обходимые средства через налогообложение бизнеса и граждан.

К решению социальных вопросов государство привлекает бизнес. Социальная ответственность бизнеса диктуется не только интересами самозащиты, но и убеждением в том, что нельзя быть счастливым среди бедных людей, что солнце должно светить для всех, а не только для избранных. Социальная ответственность проявляется в соблюдении законодательства о труде, гарантировании занятости, обеспечении социального, в том числе пен­сионного, страхования и других инициативах.

Конституция РФ провозглашает Россию социальным государст­вом, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Но страна пока не готова ратифицировать Европейскую социальную хартию, которая гарантирует гражданам государств, входящих в Совет Европы, социальную стабильность, защиту прав, касающихся трудоустройства, здравоохранения, условий труда.

Социальная политика успешно реализуется при наличии силь­ной государственной власти (всех ее ветвей) и общественных инсти­тутов, согласования интересов субъектов социальных отношений, регулируемого рынка труда. В качестве инструментов объективно обусловленной социальной политики используются гарантии, соци­альные стандарты, потребительские бюджеты и другие рычаги.

Социальные стандарты разрабатываются на единой правовой базе с учетом общих методических принципов. Основой служат законы о прожиточном минимуме, потребительском бюджете и минимальной оплате труда, рекомендации по определению потребительской корзины и другие нормативные акты. Социальные стандарты определяют объем бюджетных средств, необходимых для их реализации.

В разное время узаконены нормативы бюджетных средств, на­правляемых на развитие отраслей социальной сферы:

Органы власти территорий вправе устанавливать региональные и местные дополняющие социальные стандарты при условии их обеспечения за счет собственных средств.

При недостатке средств имеющиеся ресурсы сосредоточиваются на первоочередных направлениях: обеспечение прожиточного минимума для всех нуждающихся; развитие социальной инфраструктуры социальная адресная поддержка.

Все инструменты социальной политики должны, в конечном счете, поддерживать и повышать уровень жизни населения. Уровень жизни — это уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления. ООН оценивает уровень жизни согласно индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП). Индекс развития человеческого потенциала — интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов.

При подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей:

По итогам 2009 г. Беларусь — на 68 месте, Россия — на 71 месте, Украина — на 85, США — на 13. На 1-м месте Норвегия. На 2-м — Австралия, на 4-м — Канада.

Между тем ещё в 70-х годах, то есть через 25 лет после окончания войны, согласно ежегодному отчету ООН о развитии человечества СССР по УРОВНЮ ЖИЗНИ (ИРЧП) входил в ПЕРВУЮ 10-ку самых развитых стран мира

Ослабление позиций государства в социальной сфере противоречит его статусу социального государства и европейской державы. Кроме того, в сознании большинства населения живы еще стандарты советской социальной политики, и оно болезненно с ними расстается. В этих условиях перераспределять социальные обязательства от государства к гражданам и уходить из социальной сферы преждевременно.

На социальные нужды из всех источников финансирования направляется около 18% ВВП. Государство берет на себя финансирование социальных программ, бесплатное образование и здравоохранение определенного уровня, обеспечение жильем малоимущих граждан гарантирование минимума доходов, пенсионное обеспечение, социальное страхование.

Реальные возможности решения социальных задач появляются по мере экономического развития, которое служит основой для повышения доходов, занятости, расширения налоговой базы. Чем более производителен труд, тем выше доходы работающих и тем легче обеспечить суще­ствование еще или уже не работающих. Стимулирование экономического роста, регулирование деятельности субъектов естественных монополий, управление инфляцией — все это объекты государственного вмешательства, и именно они определяют, какой будет социальная ситуация.

В настоящее время социальная политика реализуется по следующим основным направлениям:

• совершенствование оплаты труда в бюджетной сфере.

Ключевыми звеньями социальной политики становятся оплата труда, занятость, трансферты, т.е. в конечном счете — доходы на­селения.