logo
Курс лекций по ГМУ(1)

Численность работников федеральных органов исполнительной власти (по сопоставимой методике), тыс. Чел.

Показатель

Россия,

1999

Великобритания,

1998

США,

1997

Франция,

1992

Федеральные служащие,

всего

То же в расчете на:

1000 жителей

1000 занятых

412,8

2,8

6,4

430,8

7,3

16,01

1717,8

6,4

13,3

926,8

16,1

41,6

Доля государственных служащих в занятом населении составляет, %: Россия — 1,7; США — 15; Германия — 13; Япония — 8,8; Франция — 22. Но следует иметь в виду, что, например, в Германии учителя от­носятся к государственным служащим, а в России — нет.

Государственные служащие должны отдавать приоритет государственным интересам, быть профессионалами, добросовестно исполнять служебные обязанности, обладать неангажированностью и независимостью от каких-либо профессиональных и политических групп и организаций, высокими морально-нравственными качествами. Государственный служащий обязан признавать, соблюдать и защищать права и сво­боды человека и гражданина. Каждый гражданин имеет право по­лучать, а государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомиться с документами и материалами, непо­средственно затрагивающими его права и свободы.

Советская кадровая политика была чрезвычайно жесткой, требовала беспрекословного подчинения служебному долгу, ин­тересам государства. Малейшие проявления даже попыток ста­вить личные интересы выше общих беспощадно пресекались не­зависимо от служебного ранга. Применялся номенклатурный принцип подбора кадров для всех уровней власти и управления. Невозможно было перейти на более высокий уровень, не пройдя все предыдущие. Секретарем обкома КПСС нельзя было стать, как правило, лицам моложе 45 лет, а секретарем ЦК КПСС — 50, министром — 55 лет. Это гарантировало качественный отбор по критериям, очевидным и убедительным для всех.

С распадом СССР резко понизился статус государственной службы, коренным образом изменилась кадровая политика, разру­шилась система подготовки и распределения кадров. Вплоть до 2000г. из органов государственного управления уходили квалифи­цированные специалисты. В результате снизился профессиональ­ный уровень государственных служащих. На ответственных постах, позволяющих распоряжаться огромными ресурсами, оказались слу­чайные люди. Государство оказалось неконкурентоспособным на рынке квалифицированного управленческого труда. Специалисты, проработав 2—3 года в аппарате и установив полезные связи, ухо­дили в заранее подготовленные фирмы.

Основной причиной явилась низкая оплата труда. С принятием нового законодательства ситуация в отношении государственных служащих меняется в лучшую сторону. В августе 2010 года общее количество гражданских служащих федеральных государственных органов составило 38,7 тыс. человек.

В 2009 году российские чиновники в среднем зарабатывали 50,3 тыс. рублей в месяц при средней зарплате по всей стране 20110 рублей. Самый высокий уровень среднемесячных зарплат чиновников в первом полугодии 2010 года зафиксирован в аппарате правительства России — 88,5 тыс. рублей. На втором месте расположилась Счетная палата страны. Там заработок составляет 81,97 тыс. рублей. Почетное третье место занимает администрация президента России. Там чиновникам ежемесячно выдают 80,7 тыс. рублей.

В развитых странах обычно зарплата госслужащих в целом равна средней зарплате по стране. Для России характерно еще и то, что региональные госслужащие получают больше федеральных.  По сведениям Росстата за первый квартал 2010 года, больше всего получают сотрудники исполнительных органов власти «нефтяных» регионов — Ханты-Мансийского округа, Ямало-Ненецкого и Ненецкого автономного округов — в среднем от 90 до 110 тыс. рублей.

Оплата труда чиновников жестко регулируется. Но фактически ее размер в каждом ведомстве зависит от влияния руководителя, который отстаивает фонд оплаты труда при формировании бюджета.

В организацию подготовки и переподготовки кадров внесено пла­новое начало. Правительство РФ утвердило государственный план подготовки управленческих кадров для народного хозяйства. Предусмотрена подготовка в вузах ежегодно 5 тыс. чел. Финансирование осуществляется за счет федерального, региональных бюджетов, орга­низаций, граждан. Функции государственного заказчика и контроль за реализацией плана возложены на Минэкономразвития России.

Утверждается также государственный заказ на профессиональ­ную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти. Он формируется на основе заявок федеральных органов исполнительной власти. Сформированный проект заказа представляется в Прави­тельство РФ на утверждение. Федеральная служба по груду и занятости является государственным заказчиком работ и услуг по научному, методическому, учебному, информационному сопровождению государственного заказа.

Для борьбы с коррупцией сокращаются те государственные функции, где чиновник может принять решение по усмотрению, а также выводятся технические и обслуживающие функции за преде­лы госаппарата, т.е. разгосударствляются. Этой цели служит систе­ма электронных административных регламентов, позволяющих формализовать при подготовке документов набор возможных реше­ний и контроль их исполнения. Для этого в ведомстве составляется карта, где указываются функции и полномочия. Задается маршрут движения документа. Если появляется отклонение от маршрута, то на пульте у руководителя срабатывает «сигнал тревоги».

Государственную службу координирует Управление кадровой политики Президента РФ. Управление участвует в формировании кадрового резерва для замещения государственных должностей, на­значение на которые осуществляет Президент РФ; изучает кадро­вую ситуацию в органах исполнительной власти; обеспечивает кад­ровую политику Президента РФ в субъектах РФ.

Управление готовит и представляет необходимые документы по вопросам назначения Президентом РФ на государственные должно­сти Российской Федерации, государственные должности федераль­ной государственной службы, присвоения Президентом воинских званий высших офицеров, высших специальных званий, дипломати­ческих рангов, квалификационных разрядов и классных чинов.