logo
Курс лекций по ГМУ(1)

Система Торгово-промышленной палаты России сегодня — это:

ТПП по возможностям лоббирования усту­пает РСПП, но стремится расширить полномочия, взять на себя ряд государственных функций: регистрацию предприятий, подготовку кадров для предприятий и др.

Власть провозгласила принцип равноудаленности бизнесменов от власти независимо от ранга. Он означает, в частности, недопущение борьбы бизнеса и власти на политическом поле, влияния бизнеса на большую политику, установление контактов бизнеса с властью толь­ко через формальные организации. Все это предопределяет неизбеж­ность повышения роли, расширения сферы деятельности создавае­мых бизнесом организационных структур.

Президент РФ с 2000 г. практикует встречи с представителями сначала крупного, а затем и среднего и малого бизнеса. До 2003 г. они были частыми и регулярными, а в последние годы их число значительно со­кратилось, но важность их не утрачена. Тема­тика встреч изменилась, уменьшился и перечень приглашаемых лиц (почти в два раза). Это результат утраты остроты во взаимоотноше­ниях бизнеса и власти. Прежде бизнесмены приходили и просили что-то, высказывали жалобы на притеснение со стороны органов государственного управления. Теперь бизнес стремится идти на­встречу государству, участвовать в его проектах, прежде всего соци­альных.

Одновременно участились открытые (публикации в СМИ) обра­щения представителей бизнес-сообщества, отдельно взятых компа­ний непосредственно к Президенту РФ с просьбами о помощи в ре­шении их деловых проблем. Например, виноделы и торговцы просят защитить их от действий Главного санитарного врача страны, запре­тившего продажу недоброкачественной алкогольной продукции, «взять под личный контроль сложившуюся ситуацию, а также дать указание соответствующим министерствам провести проверку право­мерности распоряжения Главного санитарного врача». Вряд ли авто­ры обращения не понимают, что оно и не по адресу, и смехотворно, но идут на такой шаг, надеясь на эффект PR.