logo
Курс лекций по ГМУ(1)

Направления деятельности органов местного самоуправления по взаимодействию с градообразующими предприятиями

Направления

деятельности

Механизмы и возможные результаты

Мониторинг и анализ

финансово-хозяйственной

деятельности предприятий

Выявление тенденций развития предприятий, выявление

предприятий, способных в результате оздоровления дать

наибольший эффект для местной экономики, а также

предприятий, подлежащих банкротству, при реализации мер

по социальной защите их работников

Разработка предложений

по ориентации

предприятий на местный

рынок

Наличие незагруженных мощностей на многих предприятиях

позволяет рассчитывать на осуществление такой

переориентации при небольших затратах. Администрация

должна обеспечить предприятия информацией о потребностях

территории в определенной продукции и услугах

Предотвращение

необоснованного

банкротства предприятий

Вхождение руководителей городов в состав комитетов

кредиторов градообразующих предприятий — должников

местных бюджетов

Привлечение предприятий

к участию в развитии

территории

Разработка комплексных программ развития с определением

роли отдельных предприятий в их реализации, совместное

финансирование программ

Стратегическая задача всех уровней публичной власти, включая местную, состоит в поддержке социально ответственного крупного бизнеса, внедрении на предприятиях принципов социального партнерства, активного участия в со­циальном обустройстве тех территорий, где они работают, строгом соблюдении природоохранного законодательства, формировании нравственной культуры предпринимательской деятельности. Отражением этих тенденций является пуб­лично-частное партнерство, разновидностью которого является муниципально-частное партнерство. Под ним понимается совместное участие муниципаль­ной власти и бизнеса в решении проблем социально-экономического развития муниципального образования. В рамках этого сотрудничества предприятия мо­гут строить жилье для своих работников, приобретать для муниципалитета под­вижной состав городского транспорта, задействованный на перевозке пассажи ров от ворот предприятия до жилых массивов, содержать дома и дворцы культуры, поддерживать спортивные коллективы городов и т. д. Повышая зара­ботную плату своим работникам, предприятия способствуют пополнению мест­ного бюджета через подоходный налог. Создавая или сохраняя рабочие места, они способствуют социальной стабильности на территории. Со своей стороны, муниципальная власть создает для предприятий благоприятную институцио­нальную среду, способствуя их адаптации к местным условиям. Она максималь­но содействует им в получении земельных участков, доступе к местным природ­ным ресурсам, подсоединении к инженерным и транспортным коммуникациям, обеспечивает максимальное упрощение процедур получения разрешительной и согласовывающей документации и т. д.

Политика органов местного самоуправления по отношению к крупным пред­приятиям должна быть скоординирована с региональной промышленной поли­тикой, поскольку значение этих предприятий выходит за рамки муниципалите­та. С другой стороны, сами крупные предприятия стремятся наилучшим образом адаптироваться к окружающей региональной и муниципальной среде, как при ресурсном и инфраструктурном обеспечении текущей деятельности, так и в ин­вестиционном процессе. Согласование позиций предприятия, региона и муници­палитета для достижения максимального совокупного эффекта является доста­точно сложной задачей, требующей специального подхода. Так, А. А. Сапожниковым разработана теория и методология управления региональной адаптацией промышленных предприятий, использование которой позволяет обеспечить ба­ланс интересов власти и бизнеса, их совместных скоординированных действий сначала по экономическому, а затем, за счет дополнительных налоговых поступ­лений в местный бюджет, — и социальному развитию территории. Предложен модельный инструментарий решения задач адаптации промышленных предпри­ятий к региональной и муниципальной среде. Он имеет форму имитационной системы, обеспечивающей возможность построения моделей промышленных бизнес-единиц, функционирующих в заданных условиях, проведения модельных экспериментов с ними и разработки проектов региональной адаптации.

Муниципальная поддержка малого и среднего предпринимательства

Для муниципального образования развитие малого предпринимательства (в даль­нейшем этот термин будет использован применительно к малому и среднему предпринимательству) имеет не меньшее, а иногда и большее значение, чем раз­витие крупной промышленности. Малый бизнес — это дополнительные рабочие места, выпуск необходимой для местных нужд продукции и оказание услуг, на­логовые платежи в местный бюджет. В условиях спада производства и сокра­щения количества рабочих мест на крупных предприятиях малый бизнес ста­новится главным фактором поддержания жизни во многих муниципальных образованиях.

В экономике большинства стран мира законодательно определены критерии отнесения хозяйственных субъектов к категории малого предпринимательства. К числу важнейших критериев относится численность работников. Как правило, на малых предприятиях в развитых странах она не превышает 300 человек.

Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринима­тельства в Российской Федерации» установлены следующие требования к чис­ленности работников (табл. ).