logo
Курс лекций по ГМУ(1)

Формы государственного регулирования местного самоуправления

В администрациях многих субъектов РФ имеются специальные структурные подразделения, ведающие вопросами местного самоуправления. Взаимодействие муниципальных образований с региональными органами власти осуществляется на основе договоров и соглашений, создания координационных, консультатив­ных, совещательных и иных рабочих органов, как временных, так и постоянно действующих.

Государственное регулирование и поддержка местного самоуправления на фе­деральном уровне реализуются благодаря системе федеральных органов, ведаю­щих вопросами местного самоуправления. Они действуют в Правительстве РФ, в палатах Федерального Собрания РФ. В системе федеральных органов испол­нительной власти курирование местного самоуправления возложено на Мини­стерство регионального развития РФ, в составе которого есть соответствующие структурные подразделения.

Государственное регулирование и государственную поддержку местного само­управления нельзя путать с вмешательством государства в собственные дела ме­стного самоуправления, хотя провести здесь границу бывает трудно.

В соответствии с Федеральным законом 2003 года (ст. 3) федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ обеспе­чивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления. Они могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обо­роны страны и безопасности государства.

Система государственных гарантий прав местного самоуправления включает в себя общие и специальные гарантии. Под общими гарантиями понимают зако­нодательные нормы, гарантирующие соблюдение тех или иных прав. В качестве примеров можно привести такие законодательные положения, как недопусти­мость решения вопросов о территориях и границах муниципальных образований без учета мнения населения, недопустимость осуществления местного само­управления органами государственной власти, социальные гарантии для муни­ципальных служащих, право на создание ассоциаций и союзов муниципальных образований, право муниципальных образований на собственную символику и т.д.

Специальные (юридические) гарантии определяют возможность юридической защиты общих гарантий, т. е. конкретные механизмы судебной и иной защиты прав и полномочии местного самоуправления, на которые распространяются общие гарантии.

Из этого следует, что (как сказано в ст. 11 Европейской Хартии местного са­моуправления) органы местного самоуправления должны иметь право на судеб­ную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных конституцией и законодательством страны принци­пов местного самоуправления. Граждане, органы и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд общей юрисдикции или арбитражный суд иски о признании недействительными актов органов государственной вла­сти, государственных должностных лиц, других органов и должностных лиц ме­стного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, если эти акты нарушают права граждан на местное самоуправле­ние. Серьезная работа по судебной защите конституционных прав местного са­моуправления проводится Конституционным Судом РФ.

Обеспечение судебной защиты прав местного самоуправления, в свою очередь, требует реформы судебной системы, которая не справляется с огромным количе­ством дел, возникающих при практическом применении законодательства о мест­ном самоуправлении. Многие судьи не имеют должной квалификации в вопросах муниципального права. Решению этой проблемы могли бы способствовать:

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

Наряду с гарантией прав, Федеральный закон устанавливает ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления за свои действия. От­ветственность в данном случае понимается как наступление неблагоприятных правовых и иных последствий для этих органов и должностных лиц за прини­маемые ими противоправные решения, неисполнение или ненадлежащее испол­нение своих обязанностей и функций. Закон предусматривает три вида ответст­венности органов и должностных лиц местного самоуправления: