Классификация муниципальных услуг
Частные услуги характеризуются тем, что их оказание и потребление носит индивидуальный характер, т. е. они связаны с конкретными исполнителями и потребителями. Потребитель выступает в роли индивидуального заказчика. В этом случае и качество услуг может быть измерено потребителем. К числу таких услуг относится большинство бытовых и торговых услуг, такси и т. п. Они оплачиваются потребителями по сложившимся в рыночной среде ценам и тарифам.
Общественные услуги отличаются тем, что их производство и потребление носят общественный характер. Потребление не связано по времени ни с производс:гвом, ни с оплатой, а объем и качество не поддается непосредственному измерению потребителем. К общественным услугам может быть отнесено благоустройство и озеленение территории, содержание дорог и мест общего пользования, охрана общественного порядка, пожарная безопасность, содержание мест захоронения и др. Эти услуги должен оплачивать бюджет.
Услуги, общественные по форме их предоставления, но частные по характеру потребления в основном являются социально значимыми, их предоставление каждому гарантировано Конституцией РФ. К социально значимым услугам относятся охрана здоровья, возможность получения образования, доступ к достижениям культуры, который гарантируется государством каждому гражданину, независимо от уровня его материального благосостояния. В то же время должно быть обеспечено экономное потребление данных услуг, поэтому для их оплаты целесообразно сочетание личного и бюджетного финансирования, причем соотношения между ними могут быть самыми разными и неодинаковыми для различных групп населения.
«Бюджетными» муниципальными услугами называются такие услуги, которые полностью или частично финансируются из местного бюджета. К ним относятся общественные и большинство социально значимых услуг. В отдельных случаях бюджетными могут быть и некоторые частные услуги. Например, в ряде городов установлены льготы на услуги парикмахерских и бань для отдельных социальных групп. В этом случае бюджет должен компенсировать производителю потери его доходов.
Для получения некоторых дорогостоящих услуг в качестве третьего источника финансирования (кроме тарифа и бюджетного финансирования) могут использоваться различные системы страхования, например медицинское или страхование имущества от пожара.
Органы местного самоуправления должны непосредственно управлять или контролировать услуги местных монополистов, а также все бюджетные услуги. Цены и тарифы на них должны быть регулируемыми, их нельзя отдавать во власть рыночной стихии. Так, муниципалитеты многих крупных зарубежных городов сознательно финансируют потребление некоторых услуг, которые могли бы быть оплачены потребителем, Например, услуги общественного городского транспорта, снижением цен на которые (наряду с высокими тарифами за парковку автомобилей) муниципальные власти борются с переполнением центров городов индивидуальным автотранспортом.
Измерители объема и результативности муниципальных услуг
Необходимость экономии бюджетных средств на оказание муниципальных услуг делает злободневным вопрос об оценке объема услуги. Проблема не возникает, когда существует прямой измеритель: размер жилой площади, счетчик расхода электроэнергии, газа, воды, использования телефона при повременной оплате и т. п. Однако часто его нет, и приходится прибегать к косвенным, в качестве которых могут использоваться:
с человека (вода при отсутствии приборов учета воды);
с установки (радиоточка, телефон при отсутствии повременной оплаты);
за вход (городской транспорт, музей);
с квадратного метра жилой площади (теплоэнергия при отсутствии счетчика, вывоз мусора, лифт).
Выбор косвенного измерителя объема услуги не всегда очевиден и должен быть предметом анализа. Использование косвенных измерителей часто бывает выгодно поставщику, поскольку позволяет скрыть нерациональные расходы и производственные потери (например, тепла или воды в сетях). Поэтому везде, где только возможно, следует переходить на прямое измерение объема муниципальных услуг.
Важна также проблема распределения оплаты муниципальных услуг между различными категориями потребителей. Здесь можно использовать два принципа;
♦ принцип «равенства» — оплата производится по единому для всех тарифу;
♦ принцип «справедливости» — размер тарифа изменяется в зависимости от платежеспособности. Потребители с низким доходом платят меньше за единицу услуги. Для отдельных категорий граждан пользование той или иной муниципальной услугой может быть вообще бесплатным, хотя это и увеличивает нагрузку на других потребителей.
Не менее важная проблема — оценка эффективности, результативности оказания отдельных муниципальных услуг. При ограниченности финансовых средств муниципальной власти постоянно приходится решать вопрос, какие бюджетные услуги и в каком объеме предоставлять, а от каких отказываться. Результативность определяется с помощью показателей, характеризующих степень удовлетворения тех или иных потребностей населения или потери от отсутствия данной услуги. Самым важным индикатором такого рода служит увеличение или уменьшение количества обращений и жалоб населения на качество. Для отдельных видов услуг могут использоваться частные показатели результативности: время ожидания городского транспорта на остановке, периодичность вывоза бытовых отходов, температура в квартирах в отопительный период, расчетное время на устранение аварии в эксплуатации жилищного фонда, состояние городских дорог, время от вызова скорой помощи до момента ее прибытия и т. д. Эти показатели должны устанавливаться муниципальными социальными стандартами. Органы местного самоуправления должны уметь оценивать результативность каждой услуги, соизмерять полученный результат с затратами на его достижение (т. е. оценивать эффективность оказания услуги) и на основе такого сопоставления осуществлять выбор приоритетов.
Роль органов местного самоуправления в оказании муниципальных услуг
Непосредственную работу по оказанию муниципальных услуг населению могут проводить предприятия и организации всех форм собственности и организационно-правовых форм, а также индивидуальные предприниматели. Для предоставления важнейших услуг, контроль над которыми местная власть не может передать никому, администрация муниципального образования имеет право создавать муниципальные предприятия и учреждения. Одновременно она должна создавать частному бизнесу благоприятные условия для оказания муниципальных услуг. Таким образом, роль органов местного самоуправления в оказании огромного спектра многообразных муниципальных услуг может быть различной:
за первую группу муниципальных услуг органы местного самоуправления несут полную ответственность, обязаны обеспечить их предоставление населению и финансировать их из местных бюджетов (содержание дорог, благоустройство территории, содержание школьных зданий, мест захоронения и т. п.);
за вторую группу муниципальных услуг основную ответственность и финансовую нагрузку несут органы государственной власти, а органы местного самоуправления содействуют в их оказании и участвуют в финансировании расходов (общественная, пожарная безопасность, социальная поддержка отдельных групп населения и т. п.);
за третью группу муниципальных услуг органы местного самоуправления несут полную ответственность, хотя финансируют частично, в доле с населением и государством (льготные категории граждан). К этой группе относятся жилищно-коммунальные услуги, городской транспорт, детски дошкольные учреждения, медицинская помощь (кроме специализированной),культура и т. п.;
четвертую группу муниципальных услуг (частные услуги) полностью финансируют их потребители, а органы местного самоуправления лишь создают условия для их оказания путем правового регулирования, сдачи в аренду помещений, предоставления земельных участков и т. д. (например, торговля, бытовое обслуживание, гостиницы);
особую группу муниципальных услуг составляют справочно-информационные и согласовательно-разрешительные услуги, оказываемые непосредственно в органах местного самоуправления, а также услуги, связанные с рассмотрением жалоб и обращений граждан. По качеству предоставления этих услуг население часто оценивает всю работу органов местного самоуправления.
Управление процессом оказания муниципальных услуг, выбор наиболее эффективных измерителей и способов оплаты, сочетания личного и бюджетного: финансирования услуг в различных сферах муниципальной деятельности, муниципального и частного секторов экономики при оказании муниципальных услуг является одним из ключевых аспектов искусства муниципальной политики.
- Глава 1. Научные основы системы государственного управления
- Понятие и предмет системы государственного управления
- 1.2. Система государственного управления и формы государственного устройства
- Функции государства и государственного управления
- Виды и методы государственного управления
- 1.5. Государственное управление в России
- Глава 2. Органы государственной власти
- Структура федеральных органов власти
- 2.1. Президент Российской Федерации. Органы обеспечения президентской власти.
- Администрация Президента рф
- Совет Безопасности
- Структура аппарата Совета Безопасности Российской Федерации
- Полномочный представитель Президента рф в федеральном округе
- Государственный совет
- Комиссия по правам человека при Президенте рф
- 2.2. Органы законодательной власти (Федеральное Собрание)
- Совет Федерации
- Государственная Дума
- 2.3. Органы исполнительной власти
- Правительство рф
- Министерства рф
- Федеральные службы России и федеральные агентства
- 2.4. Органы судебной власти
- Судебная система рф
- Конституционный Суд рф
- Суды общей юрисдикции
- Арбитражные суды
- Суды субъектов рф
- Органы судейского сообщества
- Уполномоченный рф при Европейском суде по правам человека
- 2.5. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов рф
- 2.6. Органы государственной власти субъектов рф
- Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов рф
- Система органов исполнительной власти субъектов рф
- Координация деятельности органов государственной власти субъектов рф
- Глава 3. Формирование и реализация государственной политики
- 3.1. Факторы и направления государственной политики
- Направления социально-экономической политики
- 8. Внешнеэкономическая политика предусматривает:
- 3.2. Принятие нормативных правовых актов
- Процедура принятия закона
- 3.3. Планирование как инструмент государственной политики
- 3.4. Разработка политических решений
- Процедура принятия решений
- 3.5. Механизм реализации государственной политики
- 3.6. Государственная служба
- Классные чины гражданской службы Российской Федерации
- Присвоение классных чинов гражданской службы
- Численность работников федеральных органов исполнительной власти (по сопоставимой методике), тыс. Чел.
- 3.7. Государственный контроль
- Главное контрольное управление Президента рф
- Счетная палата
- Органы Федерального казначейства
- Глава 4. Государственное регулирование экономики
- 4.1. Принципы и объекты государственного регулирования экономики
- 4.2. Методы государственного регулирования экономики
- Классификация методов государственного регулирования экономики
- Методы государственного регулирования экономики
- Классификация методов государственного регулирования экономики Административные методы
- Экономические методы
- 4.3. Регулирование материального производства
- Поддержка предпринимательства
- Государственное регулирование естественных монополий
- Антимонопольная политика
- Финансовое оздоровление предприятий
- 4.4. Регулирование фондового рынка
- 4.5. Регулирование денежного обращения
- Регулирование денежной массы
- Кредитование социально - экономического развития
- 4.6. Валютное регулирование
- Объем вывоза капитала
- Глава 5. Управление основными хозяйственными комплексами
- 5.1. Государственная научная и промышленная политика Государственная научная политика
- Государственная промышленная политика
- 5.2.Управление топливно-энергетическим комплексом
- Предполагаемые объемы производства и добычи
- 5.3. Управление агропромышленным комплексом
- 5.4. Управление оборонно-промышленным комплексом
- 5.5. Управление транспортным комплексом
- Управление воздушным транспортом
- Управление водным транспортом
- Управление автомобильным транспортом
- 5.6. Управление государственным имуществом
- Управление пакетами государственных акций
- Приватизация и национализация государственного имущества
- Глава 6. Региональное управление
- 6.1. Государственная региональная политика
- Выравнивание экономического и социального развития регионов
- Федеральные целевые программы развития регионов
- Список Федеральных целевых программ Министерства регионального развития Российской Федерации
- Привлечение субъектов рф к управлению федеральной собственностью
- Укрупнение субъектов рф
- Север как объект управления
- 6.2. Организационные формы регионального управления
- Федеральные округа
- Основные показатели федеральных округов
- Свободная экономическая зона
- Особая экономическая зона
- Наукоград
- Закрытое административно-территориальное образование
- Специализация зато в России
- Глава 7. Власть и бизнес
- 7.1. Основы взаимодействия власти и бизнеса
- 7.2. Влияние власти на бизнес
- 7.3. Влияние бизнеса на власть
- 7.4. Взаимодействие власти с бизнес-структурами
- Приоритетными задачами и направлениями деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации являются:
- Система Торгово-промышленной палаты России сегодня — это:
- 7.5. Лоббирование
- 7.6. Партнерство власти и бизнеса
- Глава 8. Управление социальной сферой
- 8.1. Социальная политика государства
- 8.2. Регулирование доходов населения
- Баланс денежных доходов и расходов населения (млн. Рублей)
- 8.3. Государственная политика в области занятости
- 8.4. Управление отраслями социальной сферы
- Управление сферой культуры
- Управление сферой образования
- Управление здравоохранением
- 8.5. Социальная защита населения
- Обеспечение прожиточного минимума
- Система социального страхования
- Поддержка семьи
- Глава 9. Управление жилищно-коммунальным комплексом
- 9.1. Концепция преобразований в жилищно-коммунальном комплексе
- 9.2. Жилищно-коммунальное строительство
- 9.3. Жилищно-коммунальное обслуживание
- 9.4. Тарифное регулирование
- 9.5. Субсидирование жилищно-коммунальных платежей
- 9.6. Организационные структуры управления жилищно-коммунальным комплексом
- Глава 10. Управление конфликтными и чрезвычайными ситуациями
- 10.1. Управление конфликтными ситуациями
- Управление конфликтными трудовыми отношениями
- Органы регулирования социально-трудовых отношений
- Управление корпоративными конфликтами
- 10.2. Управление общественными чрезвычайными ситуациями
- 10.3. Управление в природных и техногенных чрезвычайных ситуациях
- 10.4. Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- Глава 11. Основы местного самоуправления
- 11.1. Концепция и сущностные признаки местного самоуправления
- Проблемы становления и развития местного самоуправления в России
- 11.2. Исторический путь местного самоуправления
- 11.3. Правовые основы местного самоуправления
- Состав правовой базы местного самоуправления рф
- Конституция Российской Федерации
- Структура Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 Года №131-фз
- Система муниципальных правовых актов
- 11.4. Территориальная организация местного самоуправления
- Признаки муниципального образования
- Система муниципальных образований на территории субъекта рф
- 11.5. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления
- 11.6. Местное самоуправление и государство
- Формы государственного регулирования местного самоуправления
- Формы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
- 11.7. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении
- Формы осуществления местного самоуправления
- Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления Формы участия граждан в местном самоуправлении
- Типы избирательных систем
- Достоинства и недостатки избирательных систем
- Голосование населения
- Сходы граждан
- Опросы населения
- Собрания (конференции) граждан
- Публичные слушания. Правотворческая инициатива граждан
- Обращения граждан
- Формы обращений граждан к депутатам, должностным лицам и органам местного самоуправления
- Мирные массовые акции населения
- 11.8. Территориальное общественное самоуправление (тос) Основы тос
- Система территориального общественного самоуправления
- Финансовые ресурсы тос
- 11.9. Организационные основы местного самоуправления
- Классификация органов местного самоуправления
- 11.10. Муниципальная служба
- 11.1. Финансово-экономическое обеспечение местного самоуправления
- 11.12. Межмуниципальное сотрудничество Межмуниципальное сотрудничество
- Глава 12. Муниципальное образование как объект управления
- 12.1. Муниципальное образование как социально-экономическая система
- 12.2. Типология муниципальных образований
- Основные различия между городскими и сельскими поселениями
- Динамика численности городских поселений
- Классификация городов
- 12.3. Население муниципального образования
- Типы домохозяйств
- 12.4. Территория муниципального образования
- 12.5. Инфраструктура муниципального образования
- 12.6. Внешние связи города. Город и пригородная зона
- Стадии изменения соотношений численности населения города и пригородной зоны
- 12.7. Эволюция и устойчивое развитие городов
- Глава 13. Концепция муниципального управления
- 13.1. Специфика муниципального управления
- Система муниципального управления
- Особенности муниципального управления
- 13.2. Муниципальная деятельность и муниципальная политика
- 13.3. Муниципальные услуги
- Различия между материальном благом и услугой
- Классификация муниципальных услуг
- 13.4. Человек в муниципальном управлении
- 13.5. Стратегический подход к муниципальному управлению
- Глава. 14. Управление градообслуживающей сферой
- 14.1. Общие положения
- Принципы муниципального управления градообразующей сферы
- Особенности городского хозяйства
- 14.2. Муниципальное управление общественной безопасностью
- Система общественной безопасности
- Обеспечение пожарной безопасности в муниципальном образовании
- 14.3. Муниципальное управление жилищно-коммунальным комплексом. Управление жилищным фондом.
- Основные задачи органов местного самоуправления по реформированию жилищно-коммунального комплекса
- Задачи органов местного самоуправления по реформированию жкк
- Основные задачи органов местного самоуправления по реформированию жилищно-коммунального комплекса
- Задачи органов местного самоуправления по реформированию жкк
- Управление многоквартирными жилыми домами
- 14.4. Муниципальное управление коммунальным хозяйством
- Особенности процессов ресурсообеспечения поселений
- Особенности
- Основные направления государственной политики по улучшению ситуации в сфере ресурсообеспечения поселений
- Задачи органов местного самоуправления в сфере инженерного обеспечения поселений
- Задачи органов местного самоуправления в сфере общегородского коммунального хозяйства
- 14.5. Муниципальное управление транспортным комплексом Особенности управления транспортным комплексом города
- Особенности транспортного комплекса города
- Особенности
- Функции органов местного самоуправления в сфере транспорта
- Функции
- Показатели работы городского пассажирского транспорта
- Проблемы транспортного комплекса города
- Критерии эффективности функционирования городского транспорта
- Органы муниципального управления транспортом
- 14.6. Муниципальное регулирование потребительского рынка
- Структура торговый сети
- Торговая сеть (кроме общественного питания)
- Основные виды услуг
- Механизмы муниципального регулирования потребительского рынка
- Формы и методы воздействия на потребительский рынок различных регулирующих структур
- 14.7. Муниципальное управление строительством
- Субъекты строительного процесса на территории муниципального образования
- Функции муниципального органа управления строительством
- Для объектов, строящихся с привлечением бюджетных средств
- Для всех объектов на территории муниципального образования
- 14.8. Муниципальное управление состоянием окружающей среды
- Основные загрязнители окружающей среды на территории муниципального образования
- Основные загрязнители окружающей среды
- Глава 15. Муниципальное управление социальной сферой
- 15.1. Основы государственной и муниципальной социальной политики
- Основные компоненты социальной сферы
- Алгоритм выработки социальной политики
- 15.2. Муниципальное регулирование занятости и трудовых отношений
- Функции федеральных и региональных органов государственной власти в сфере занятости
- 15.3. Муниципальная жилищная политика
- Проблемы и их причины
- Особенности жилья как товара
- 15.4. Муниципальное управление охраной здоровья населения
- Цели и задачи муниципального здравоохранения
- Система здравоохранения на территории муниципального образования
- Источники финансирования муниципального здравоохранения
- 15.5. Муниципальное управление социальной поддержкой отдельных групп населения
- Основные формы социальной поддержки отдельных групп населения
- Категория граждан, нуждающихся в социальной поддержке
- Субъекты социальной поддержки населения в муниципальном образовании.
- 15.6. Муниципальное управление образованием
- Основные мероприятия приоритетного национального проекта «Образование»
- Структура системы образования на муниципальном уровне
- Типы образовательных учреждений на территории муниципального образования
- Функции муниципального органа управления образованием
- 15.7. Муниципальное управление в сфере культуры и досуга
- Состав сферы культуры
- Функции муниципального органа управления культурой
- Функции муниципального органа управления культурой
- 15.8. Муниципальное управление развитием физической культуры и спорта
- Направления муниципального регулирования вопросов развития физической культуры и спорта
- 15.9. Муниципальная молодежная политика
- Глава 16. Муниципальное управление экономикой
- 16.1. Общие положения
- Имущество и финансовые ресурсы муниципального образования
- Экономические функции местного самоуправления
- 16.2. Муниципальное управление использованием земли и природными ресурсами
- Формы землепользования в рф
- Факторы, влияющие на стоимость земельных участков и размер арендной платы
- 16.3. Управление муниципальным имуществом
- Наиболее типичные муниципальные правовые акты по вопросам управления муниципальным имуществом
- 1. Передача объектов в муниципальную собственность.
- 2. Определение условий сдачи в аренду, обоснованное установление ставок арендной платы за использование нежилых помещений и другого муниципального имущества.
- 3. Определение целесообразности приватизации объекта в сравнении с арендой и совершенствование технологии приватизации.
- 4. Приватизация жилья.
- 5. Приватизация встроенных помещений в жилых домах.
- 16.4. Управление муниципальными хозяйствующими субъектами
- Проблемы управления муниципальными унитарными предприятиями
- Функции уполномоченного органа местного самоуправления в отношении муниципального унитарного предприятия (муп)
- 16.5. Взаимодействие органов местного самоуправления с немуниципальными хозяйствующими субъектами
- Основные принципы муниципальной промышленной политики
- Направления деятельности органов местного самоуправления по взаимодействию с градообразующими предприятиями
- Предельный уровень численности работников малых предприятий в различных отраслях
- Уровень развития и роль малых предприятий (мп) в экономике разных стран
- Примерная схема организационной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на местном уровне
- Налоговое, ценовое и тарифное регулирование на муниципальном уровне
- Муниципальный заказ
- Способы размещения муниципального заказа
- Способы размещения муниципального заказа
- Система муниципальных финансов
- Доходы местных бюджетов (согласно Федеральному закону 2003 г.)
- 16. 9. Управление муниципальными финансами
- Цели и инструменты муниципальной финансовой политики
- 16.10. Хозяйственная кооперация и внешние экономические связи муниципальных образований
- Формы межмуниципальной кооперации в зарубежных странах
- Этапы деятельности местной администрации при проведении закупок импортного оборудования и материалов
- Организационные формы комплексного управления экономикой и финансами муниципального образования
- Глава 17. Управление комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования
- 17.1. Условия и факторы социально-экономического развития муниципального образования
- Система целей и задач комплексного социально-экономического развития муниципального образования
- Классификация целевых программ
- 17.2. Анализ, прогнозирование и планирование социально-экономического развития муниципального образования
- Направления анализа социально-экономического положения муниципального образования
- 17.3. Стратегическое планирование в муниципальном образовании
- Структура концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования
- 17.4. Муниципальные целевые программы
- 17.5. Привлечение инвестиций в социально-экономическое развитие муниципального образования
- Инвестиционный потенциал территории муниципального образования
- Компоненты маркетинга территории муниципального образования
- Условия реализации целей маркетинга территории муниципального образования
- Алгоритм выпуска муниципального займа
- Требования к инвесторам
- 17.6. Управление пространственным развитием поселений
- Задачи пространственного развития города
- Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности
- Система градостроительной документации
- Функции муниципального органа архитектуры и градостроительства
- Глава 18. Организация деятельности муниципальной власти
- 18.1. Организационная структура местной администрации
- Основные факторы, определяющие организационную структуру местной администрации
- Факторы, влияющие на норму управляемости в местной администрации
- 1. Направленность на достижение целей.
- 2. Перспективность.
- 3. Способность к развитию (адаптивность).
- 4. Комплексность.
- 5. Индивидуализация.
- 6. Экономичность.
- Процесс формирования организационной структуры местной администрации
- Виды структурных подразделений местной администрации
- 18.2. Организация и планирование работы местной администрации
- Основные вопросы, регулируемые регламентом местной администрации
- Цели рационального разделения и кооперации труда в местной администрации
- 18.3. Кадровое обеспечение муниципального управления
- Функции различных групп муниципальных служащих
- Современные требования к муниципальному менеджеру
- Основные компоненты кадрового обеспечения муниципального управления
- 1. Обеспечение опережающего характера обучения.
- 2. Преемственность процессов обучения.
- 3. Целевая направленность обучения.
- 4. Научность.
- 5. Функционирование системы обучения преимущественно на основе госу дарственного и муниципального заказа.
- 6. Единое научно-методическое управление деятельностью всех элементов системы.
- 7. Обеспечение участия в процессе управления обучением заказчиков на образовательные услуги.
- 18.4. Информационное обеспечение муниципального управления
- Внешние информационные потоки муниципалитета
- Требования, предъявляемые к информации для целей муниципального управления
- 18.5. Организация муниципальной статистики
- 18.6. Система контроля в муниципальном образовании
- 18.7. Эффективность муниципального управления
- Система показателей эффективности муниципального управления
- Эффективность муниципального управления
- 2. Метод соотношения потребностной, результативной и затратной эффективности.
- Глава 19. Особенности муниципального управления в сельской местности
- 19.1. Сельская местность как объект муниципального управления
- Основные задачи муниципального управления в сельской местности
- Сельские населенные пункты рф
- Специфические особенности сельских поселений
- 19.2. Система самоуправления в сельской местности
- Основные функции дореволюционной российской сельской общины
- 19.3. Муниципальное регулирование экономики в сельской местности
- 19.4. Муниципальное регулирование планировки, застройки и жизнеобеспечения сельских поселений
- 19.5. Муниципальная социальная политика в сельской местности