logo
Курс лекций по ГМУ(1)

Различия между материальном благом и услугой

Материально благо (продукт)

Услуга

Осязаемость

Неосязаемость

Существуют отдельно от производства

Неотделима от производителя

Качество колеблется в широких пределах в зависимости от производителя, места и времени оказания (непостоянство качества). Измерения качества ряда услуг затруднено

Подлежит сохранению в течение определенного времени

Не может быть сохранена (свойство несохраняемости)

Может перемещаться на значительные расстояния

Место производства и потребления услуги совпадают (свойство неперемещаемости)

Несмотря на эти различия, очевидно, что и на производство материальных благ, и при оказании услуг тратится человеческий труд, который должен быть оплачен.

Часть услуг человек оказывает себе сам или члены семьи оказывают их друг другу в рамках домохозяйства. Например, женщина готовит пищу на всю семью.

Но вы можете сходить в ресторан, работники которого окажут вам услугу по приготовлению пищи, а потом вымоют использованную вами посуду. Здесь услуга сопровождает материальный продукт (потребленные вами продукты пи­тания). Одновременное предоставление товара и сопутствующих ему услуг — достаточно распространенное явление. Вы можете сами отремонтировать свою квартиру, а можете пригласить профессионалов-ремонтников, можете сами по­чинить телевизор, купив необходимые для этого детали, а можете вызвать масте­ра, который продаст вам эти детали и произведет ремонт, и т. д. По мере разви­тия цивилизации и разделения труда все меньшую долю услуг человек оказывает себе сам или в пределах домохозяйства и все чаще пользуется услугами со сторо­ны. Отсюда можно сделать вывод, что потребности людей в них будут постоянно возрастать.

Не все услуги, в которых нуждается человек, связаны с местом его проживания (например, транспортные услуги вне поселения, туристические, курортные, бан­ковские и др.). Однако подавляющее большинство услуг люди хотят получать там, где живут и работают. Именно их мы будем называть «муниципальными».

Муниципальными услугами называются такие услуги, которые предостав­ляются в месте проживания человека или вблизи от него и за обеспечение ко­торых органы местного самоуправления несут определенную ответствен­ность.

Понятие «муниципальные» в данном случае подразумевает не форму собст­венности производителя, а локальный характер, определяемый местом прожива­ния человека. К муниципальным относится весь комплекс жилищно-коммуналь­ных, транспортных (в пределах территории поселения), бытовых, торговых, образовательных, медицинских, культурных, досуговых и других услуг. К ним следует относить и обеспечение общественного порядка, обустройство и содер­жание территории, обеспечение ее экологического и санитарного благополучия и т. д. Даже то, что мы называем «комплексным социально-экономическим раз­витием» муниципального образования, означает не что иное, как целенаправлен­ное изменение ситуации в сторону увеличения объема и повышения качества муниципальных услуг. По отношению к функции оказания муниципальных ус­луг населению все остальные функции местного самоуправления производны.

Использование термина «муниципальные услуги» не означает, что их должны оказывать сами органы местного самоуправления. Но они отвечают за то, чтобы люди имели возможность получать их на территории муниципального образова­ния. Перечень основных муниципальных услуг, оказание которых обязана обес­печить местная власть, перечислен в законодательстве о местном самоуправле­нии в качестве его предметов ведения или вопросов местного значения. Их потребителями являются как жители, так и предприятия и организации, обслу­живающие нужды населения. Школе или больнице нужны тепло, вода, электри­чество, вывоз мусора, услуги по ремонту помещений, больнице нужна стирка бе­лья и т. д.

Специфические свойства муниципальных услуг:

♦ необходимость бесперебойного (для многих — круглосуточного) оказания услуг;

Перечень, объемы и качество муниципальных услуг, предоставляемых населению на территории конкретного муниципального образования, могут изменяться в широких пределах, в зависимости от природно-климатических условий, со­циально-демографического состава населения, финансовых возможностей и др. учетом этих факторов органы местного самоуправления, в соответствии с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 2003 года (ст. 53), должны самостоятельно устанавли­вать муниципальные минимальные социальные стандарты, определяющие объемы, качество и периодичность предоставления отдельных муниципальных услуг, а также нормативы расходов местных бюджетов на эти цели. Муниципальные социальные стандарты не следует путать с технологическими, экологическими, санитарными и другими стандартами и нормативами, которые устанавливаются федеральными правовыми актами и должны учитываться органами местного самоуправления при определении нормативов бюджетных расходов,

Классификация и система оплаты муниципальных услуг

До сих пор в сознании многих людей сохраняется представление о бесплатности или низкой стоимости услуг в сравнении с материальными продуктами. Это ошибка. В оказании услуг принимают участие работники, получающие за свой труд соответствующее вознаграждение. Оказание многих услуг предполагает потребление расходных материалов, энергоресурсов, использование специальной техники, зданий, помещений и т. п., приобретение и содержание которых также требует определенных затрат. Поэтому необходимо не просто платить за каждую услугу, но платить столько, чтобы поставщик мог окупить свои расходы и получить хотя бы минимальную прибыль. Иначе в условиях рыночной экономики никто оказывать муниципальные услуги не будет.

Объем финансовых ресурсов, необходимых органам местного самоуправления для предоставления муниципальных услуг, зависит от того, кто конкретно будет платить за них: потребитель, местный бюджет или оба они в какой-то мере. Самому исполнителю это в принципе безразлично. При прочих равных условиях органы местного самоуправления заинтересованы в том, чтобы потребители муниципальных услуг сами оплачивали их. Преимущества оплаты услуги ее потребителем:

Бесплатность или заниженная плата за муниципальную услугу развращает и исполнителя, и потребителя, а также всегда ведет к некачественной работе и расточительному использованию ресурсов.

Для определения наиболее целесообразной формы оплаты муниципальных услуг представим их классификацию (рисунок).