logo
Курс лекций по ГМУ(1)

Основные показатели федеральных округов

Округ

Доля по отношению

к Российской Федерации в целом, %

население

промышленного

производства

Центральный

Северо-Западный

Южный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

26,5

9,8

14,4

22,2

8,7

13,4

5,0

21,2

12,7

6,3

23,0

16,6

14,5

5,7

Целями реорганизации территориального управления являются:

Полномочный представитель Президента РФ обеспечивает реа­лизацию конституционных полномочий главы государства, прези­дентскую вертикаль. Федеральные структуры в регионах выводятся из-под влияния региональных властей, при этом исполнительная власть остается у глав субъектов РФ, их полномочия не перераспре­деляются. Меняется управленческая структура без изменения пол­номочий региональных органов.

Федеральный округ — не субъект РФ и не новая административ­но-территориальная единица, он не имеет окружного правительства. Это территориальное деление с целью совершенствования федераль­ного и регионального управления. С созданием федеральных округов двухзвенная структура государственного территориального управле­ния (центр—регион) заменяется трехзвенной (центр—федеральный округ—регион), а губернаторы как субъекты политики перестают быть единственными представителями регионов.

Организационной формой управленческой деятельности феде­рального округа являются советы, куда входят главы законодатель­ной и исполнительной власти субъектов РФ, представители всех федеральных структур на территории округа. Совет наделяется ис­полнительными функциями, контролирует выполнение принятых решений. Рассматриваются не только текущие дела, но и перспек­тивные планы. Кроме того, при полномочном представителе рабо­тает коллегия, при необходимости на ее заседание приглашаются члены Правительства РФ.

Текущая деятельность в федеральных округах осуществляют фе­деральные инспекторы. Основными направлениями их деятельно­сти являются:

Полномочные представители способствуют восстановлению полной правоспособности государства, укреплению стабильности. Однако решить кардинальные проблемы, сгладить резкие различия в уровнях развития регионов они не в состоянии, так как для этого надо иметь все атрибуты власти и управления, в том числе собст­венный бюджет. Подобная надзорная структура обходится недеше­во: у каждого по два первых заместителя в ранге министров, назна­чаемых Президентом РФ, а всего заместителей — 6—9 человек. Общий штат при полпреде составляет около 100 человек.