logo
Курс лекций по ГМУ(1)

17.1. Условия и факторы социально-экономического развития муниципального образования

Постановка задачи

Выше (в главе 2) отмечалось, что муниципальное образование как сложная соци­ально-экономическая система должно одновременно обладать и устойчивостью к неблагоприятным внешним воздействиям, и нацеленностью на благоприятные изменения. Управление состоянием муниципального образования позволяет под­держивать на достигнутом уровне все системы его жизнеобеспечения, объемы и качество муниципальных услуг. Управление развитием нацелено на повышение этого уровня исходя из генеральной цели муниципальной деятельности: повыше­ния качества жизни населения.

Управление состоянием и управление развитием — две взаимосвязанные стороны муниципального управления.

В предыдущих главах при характеристике управления отдельными сферами муниципальной деятельности так или иначе затрагивались вопросы развития территории. Настоящая глава посвящена вопросам управления комплексным со­циально-экономическим развитием муниципального образования.

Обеспечение устойчивого социально-экономического развития муниципаль­ного образования включает в себя ряд взаимосвязанных и последовательно ре­шаемых задач (рис).

Исходной базой для планирования комплексного социально-экономического развития муниципального образования является анализ существующей социаль­но-экономической ситуации, включая внутреннюю и внешнюю среду. Анализ внутренней среды позволяет делать выводы об имеющихся ресурсах, возможно­стях, направлениях и перспективах социально-экономического развития муни­ципального образования. Анализ внешних условий развития, включая общую социально-экономическую ситуацию в государстве, состояние нормативно-пра­вовой базы, систему и подходы к управлению социально-экономическим разви­тием в стране и конкретном регионе, позволяет диагностировать и учитывать те проблемы, которые могут возникнуть при разработке и реализации планов и программ развития муниципального образования

Взаимосвязь социально-экономического развития государства и муниципальных образований

Планомерное развитие общества — одно из основных достижений человеческой цивилизации. В странах с развитой рыночной экономикой стратегическое пла­нирование уже давно является действенным инструментом государственного ре­гулирования экономического и социального развития.

В основе социально-экономического развития СССР лежали государственные пятилетние планы, составной частью которых были планы развития макрорегио­нов (крупных экономических районов), отраслей народного хозяйства, террито­риально-производственных комплексов, республик, краев и областей и отдель­ных локальных территорий (нынешних муниципальных образований). Эти планы были увязаны по срокам, объемам капитальных вложений, мощностям строительных организаций, поставкам оборудования и т. д. Основные мероприя­тия планов развития финансировались соответствующими министерствами и ведомствами. Для городов разрабатывались и утверждались генеральные пла­ны развития на срок до 15-20 лет. Хотя они зачастую вели к неэффективному использованию ресурсов в угоду отраслевым интересам и практически никогда не выполнялись в полном объеме, они все же служили определенными ориенти­рами развития.

При переходе России к рыночной экономике и многообразию форм собственности система всеобщего директивного планирования социально-эко номического развития страны и отдельных территорий была разрушена. В нача­ле 90-х был выдвинут тезис о несовместимости рынка и плана. Однако вскоре стало очевидно, что необходима не отмена всякого планирования, а лишь пере­ход от прежних методов директивного планирования к прогнозированию и ин­дикативному планированию.

Управление социально-экономическим развитием России регулируется Феде­ральным законом «О государственном прогнозировании и программах социаль­но-экономического развития Российской Федерации». В нем содержатся поло­жения о необходимости проведения на федеральном и региональном уровнях работ прогнозно-аналитического характера, формирования концепций и про­грамм развития, которые используются органами законодательной и исполни­тельной власти при принятии конкретных решений в области социально-эконо­мической политики. Наиболее важные положения Закона могут и должны быть использованы при разработке прогнозов, концепций и программ комплексного социально-экономического развития на муниципальном уровне.

Необходимо обеспечить взаимосвязь и взаимообусловленность развития стра­ны, отдельных регионов и муниципальных образований. Особенно важна взаи­мосвязь задач регионального и муниципального развития, поскольку любой хо­зяйственный комплекс, являющийся объектом регионального планирования, дислоцируется на территории какого-то конкретного муниципального образова­ния. Именно здесь протекают основные процессы социально-экономического развития. Поэтому принципы региональной политики государства и региональ­ного планирования могут стать методологической базой для планирования соци­ально-экономического развития муниципальных образований.