logo
Курс лекций по ГМУ(1)

Органы Федерального казначейства

В целях повышения эффективности государственной бюджет­ной политики, управления доходами и расходами бюджета, усиле­ния контроля за поступлением и использованием государственных средств образована единая централизованная система органов Фе­дерального казначейства. Она включает Федеральное казначейство Минфина РФ и его территориальные органы по субъектам РФ, го­родам, районам в городах, районах.

На органы Казначейства возложены контроль за исполнением бюджета Российской Федерации, внебюджетными (федеральными) средствами, оперативное управление государственными финансо­выми ресурсами и некото­рые другие функции.

Для борьбы с незаконным оборотом денег образован специаль­ный орган — Федеральная служба по финансовому мониторингу Минфина РФ, которая призвана противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Основными задачами Федеральной службы являются:

Органы государственной власти России, субъектов РФ, местно­го самоуправления и организации, осуществляющие операции с денежными средствами, представляют Федеральной службе по фи­нансовому мониторингу информацию и документы, необходимые для решения возложенных на нее задач. При наличии достаточных оснований она направляет соответствующую информацию в право­охранительные органы. Основной источник информации — ком­мерческие банки, обязанные наблюдать за всеми сделками, превы­шающими 600 тыс. руб., а также инвестиционные, пенсионные не­государственные фонды, продавцы драгметаллов. В поле зрения службы находятся все организации и точки, где с помощью приме­нения схем, разрабатываемых «опытными» финансистами и юри­стами, «грязные» деньги превращаются в легальные.

Своим решением Федеральная служба может заморозить подоз­рительные счета на пять дней, банк — еще на два дня; семи дней достаточно, чтобы правоохранительные органы предприняли шаги для определения законности сделки.

Россия, обладая гигантскими природными, материальными, финансовыми и интеллектуальными ресурсами, не занимает соответственно высокого места в мировом сообществе. Одной из основных причин такого положения является отсутствие надлежащего контроля за экономическими процессами и деятельностью органов управления.

Не обосновано само понятие государственного контроля, что приводит к смешению функций контрольных и правоохранительных органов. Ведомственные интересы часто выдаются за общегосударственные. Контроль остается во многом формальным, т.е. по данным отчетности, а не по существу, он не вскрывает тромбы экономиче­ского и финансового развития, создаваемые халатностью или пре­ступной деятельностью.

Контрольные органы, как правило, не взаимодействуют между собой, зачастую проверяют одни и те же объекты, оставляя другие вне контроля многие годы, что снижает ответственность руководи­телей и приводит к нецелевому расходованию бюджетных средств.