logo
Курс лекций по ГМУ(1)

18.4. Информационное обеспечение муниципального управления

Информация и ее роль в муниципальном управлении

Всякое управление включает в себя процесс сбора, накопления, хранения, обра­ботки и передачи информации для превращения ее в управленческие решения. Информационный ресурс в наше время играет в сфере муниципального управления не менее важную роль, чем материальные, трудовые, энергетические, финансовые и другие ресурсы. В общем смысле под информацией понимается любое сообщение, содержащее какие-либо сведения о предметах, явлениях, со­бытиях и т. д. Различают следующие основные понятия:

Информация является связующим звеном между объектом и субъектом управления, характеризуя состояние объекта управления в статике и динамике, обеспечивая подготовку управляющего воздействия и сведения о результатах его реализации. Она позволяет осуществлять обратную связь и корректировку целей в соответствии с требованиями конкретной ситуации. Она служит «пред­метом длительного пользования» и не теряет своих свойств в результате неодно­кратного потребления. Информация обладает свойством саморазвития, т. е. по мере накопления данных получается качественно новая информация. Она пронизывает все виды деятельности в органах местного самоуправления и обес­печивает восприятие работниками своих организационных ролей, фиксируемых в должностных инструкциях. В конечном счете, от эффективности информаци­онных процессов зависит эффективность работы местной администрации в це­лом.

Основные элементы любого информационного процесса — источник, сообще­ние, канал и получатель:

получатель—это тот, кому предназначено сообщение. Информационное обеспечение подразумевает организацию информации на всех этапах ее возникновения, преобразования, передачи и восприятия.

Информационное обеспечение системы управления — это взаимосвязанная совокупность необходимой информации, форм и способов ее представления и организации в пространстве и во времени, обеспечивающая решение необходи­мых задач в системе управления.

Источники и потребители информации в муниципальном управлении

Информацию, поступающую в органы местного самоуправления, можно класси­фицировать по различным признакам.

Особенно важно разделение информации на внутреннюю (по отношению к органу местного самоуправления) и внешнюю. К внутренней относятся реше­ния представительного органа муниципального образования, постановления и распоряжения главы администрации и его заместителей, протоколы заседаний коллегии, ведомости учета изданных муниципальных правовых актов, отчеты о работе структурных подразделений администрации, справки о ходе рассмотре­ния обращений граждан и т. д. Подобная информация дает возможность более полно представлять фактическое положение дел в администрации, рационально распределять силы и рабочее время, эффективно организовывать работу. Орга­низация внутренних потоков информации — задача руководства муниципально­го образования.

В отношении внешней информации местная власть не всесильна, но может при грамотной постановке работы получать более полную информацию из раз­личных источников. Основные внешние источники информации для органов ме­стного самоуправления показаны на рис.