logo
Курс лекций по ГМУ(1)

Баланс денежных доходов и расходов населения (млн. Рублей)

2004

2005

2006

2007

2008

2009

I. Доходы от предпринимательской деятельности

39702,7

54501,9

76882,1

100518,3

98520,8

111088,0

II. Оплата труда

93036,5

114942,3

155533,6

199831,3

246622,1

228210,6

III. Доходы рабочих и служащих от предприятий и организаций, кроме оплаты труда

3407,4

3910,6

4902,4

6042,8

7120,2

6730,2

IV. Социальные трансферты

29127,7

37657,9

46356,0

54884,3

71950,1

97291,3

в том числе:

 

 

1. Пенсии

23713,6

28012,3

33040,4

38089,1

51763,8

66283,9

2. Пособия и социальная помощь

3260,1

7158,2

10534,0

14262,5

17098,6

27630,4

3. Стипендии

228,2

253,9

282,5

240,2

226,0

208,8

4. Страховые возмещения

1839,7

2157,5

2428,3

2223,7

2791,1

3070,8

5. Выигрыши по лотереям

86,1

76,0

70,8

68,8

70,6

97,4

V. Доходы населения от собственности

15515,9

21579,0

17080,5

18318,6

13734,5

15695,8

в том числе:

 

 

1. Дивиденды

2352,8

1536,3

2336,9

5391,2

4504,0

5393,8

2. Проценты по депозитам

2526,5

2241,5

2955,6

4120,1

4813,4

6726,0

3. Выплата доходов по государственным и другим ценным бумагам

8383,8

13285,1

6120,2

4896,1

3049,0

1761,0

4. Предварительная компенсация по вкладам граждан

519,7

627,7

1073,4

1147,3

1368,1

1764,9

5. Доходы от продажи недвижимости

1733,1

3888,4

4594,4

2763,9

-1[1]

-

6. Выплаты правоприемникам умерших застрахованных лиц

-

-

-

-

-

50,1

VI. Доходы от продажи иностранной валюты

3387,3

4117,7

6210,3

6142,6

5984,2

10335,4

VII. Прочие доходы (от сдачи черных и цветных металлов)

-

-

-

-

-

654.7

VIII. Деньги, полученные по переводам

0

0

0

0

0

0

IX. Другие доходы

68602,8

99943,4

126800,3

152949,3

249607,2

316477,4

Всего денежных доходов

252780,3

336652,8

433765,2

538687,2

693539,1

786483.4

Превышение расходов над доходами

-

-

-

-

-

-

Баланс

252780,3

336652,8

433765,2

538687,2

693539,1

786483,4

Продолжение

2004

2005

2006

2007

2008

2009

I. Покупка товаров и оплата услуг

185886,4

246106,9

327090,4

435635,5

575486,5

620584,9

в том числе:

1. Покупка товаров

140491,1

186414,6

251365,5

339242,3

448087,0

477359,9

2. Оплата услуг

45395,3

59692,3

75724,9

96393,2

127399,5

143225,0

в том числе:

1) Оплата жилья и коммунальных услуг

12370,1

17642,3

23315,1

29834,8

40293,8

47120,1

2) Оплата бытовых услуг

4874,3

6304,0

7791,4

9930,6

14461,6

16701,4

3) Оплата услуг системы образования

3705,0

4732,3

5830,7

7434,4

9492,8

11125,5

4) Расходы на путевки в санатории, дома отдыха, туризм и медицинские услуги

4178,7

5803,4

7558,5

9998,9

13005,3

14600,5

5) Расходы на кино, театры и другие зрелища

433,3

604,1

830,6

1071,3

1514,5

1783,3

6) Расходы на все виды пассажирского транспорта

11491,6

14475,5

18408,9

22159,9

29417,2

29556,5

7) Оплата услуг связи

5854,4

7421,2

9009,3

12748,7

15401,9

17201,3

8) Прочие услуги

2487,9

2709,5

2980,4

3214,6

3812,4

5136,4

II. Обязательные платежи и добровольные взносы

17381,3

20873,8

28021,4

37840,8

53233,7

54059,1

в том числе

1. Налоги и сборы

12412,2

14577,9

19151,9

25902,1

32475,1

32135,9

2. Платежи по страхованию

2333,0

3109,3

3983,2

4024,0

4925,4

3851,8

3. Взносы в общественные и кооперативные организации

460,6

566,5

549,1

1305,2

1611,7

3536,8

4. Проценты, уплаченные населением за предоставленные кредиты

1958,3

2430,4

4176,8

6456,6

13857,7

14240,0

5. Приобретение лотерейных билетов

217,2

189,7

160,4

152,9

363,8

294,6

III. Прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах

12272,7

13022,6

17927,8

21998,5

1991,8

23593,5

в том числе

1. Прирост (уменьшение) привлеченных средств на рублевых счетах

9578,2

9516,7

14785,9

19350,1

-2336,9

21195,2

2. Приобретение государственных и других ценных бумаг

2694,5

3505,9

3141,9

2648,4

4328,7

2398,3

IV. Расходы на покупку недвижимости

4281,0

4894,4

6036,2

6562,8

9877,8

5196,8

V. Изменение задолженности по кредитам

-9452,5

-8892,3

-11915,3

-24492,1

-19921,8

14517,8

VI. Изменение средств на счетах физических лиц-предпринимателей

14516,7

19792,6

18539,5

18575,4

24756,7

27961,5

VII. Приобретение иностранной валюты

8677,2

9932,5

11302,4

13900,7

21579,3

16568,1

VIII. Деньги, отосланные по переводам

790,8

7115,8

11087,6

10381,1

3906,6

3056,6

Всего денежных расходов и сбережений

234353,6

312846,3

408090,0

520402,7

670910,6

765538,3

Превышение доходов над расходами

18426,7

23806,5

25675,2

18284,5

22628,5

20945,1

Баланс

252780,3

336652,8

433765,2

538687,2

693539,1

786483,4

Основным источником доходов является оплата труда. Доходы от предпринимательства и собственности составляют почти 20%, что соответствует уровню стран с развитой рыночной экономикой. Однако это следствие не соотношения форм собственности, а нормы предпринимательской прибыли: в России работодатели частного сектора ориентируются на 80—120% прибыли, а на Западе довольствуются 10—30%.

Выбор тарифных ставок (окладов) во внебюджетной сфере устанавливается предприятием самостоятельно и закрепляется в коллективных договорах и соглашениях. Тарифная система оплаты труда работников на любом предприятии не должна быть ниже уровня государственных гарантий по оплате труда.

Государственные гарантии по оплате труда работникам независимо от сферы занятости опираются на принципы и нормы международного права и призваны обеспечивать своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, достойное существование семьи. Государ­ственными гарантиями являются:

Минимальный размер оплаты труда (4330 рублей) устанавливается на всей тер­ритории страны в качестве социального стандарта. Он периодически пересматривается с учетом роста стоимости жизни и социально-экономического положения в стране. Поставлена задача повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума (5144 руб.- более 18,5 млн жителей страны).

Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетных организаций, финансируемых из бюджетов регионального и муниципального уровней с 1 января 2009 г.

Разряд

Тарифный коэффициент

Месячная тарифная ставка (руб.,коп.)

1

1

4330

2

1,04

4503

3

1,09

4720

4

1,142

4945

5

1,268

5490

6

1,407

6092

7

1,546

6694

8

1,699

7357

9

1,866

8080

10

2,047

8864

11

2,242

9708

12

2,423

10492

13

2,618

11336

14

2,813

12180

15

3,036

13146

16

3,259

14111

17

3,51

15198

18

4,5

19485

I. Технические исполнители

Технические исполнители

Диапазон разрядов

Уборщик

1

Дворник

1

Дежурный бюро пропусков

1

Копировщик

1

Нарядчик

1

Табельщик

1

Учётчик

2

Экспедитор

2

Агент

3

Делопроизводитель

3

Секретарь

3

Чертёжник

3

Кассир

3-4

Экспедитор по перевозке грузов

3-4

Инкассатор

4-5

Стенографистка

4-5

Статистик

5

II. Специалисты

Технические исполнители

Диапазон разрядов

Дистпетчер

5

Инспектор

5

Лаборант

5

Техники всех специальностей и наименований

5-8

Бухгалтер

6-11

Инженеры различных специальностей и наименований

6-11

Переводчик

6-11

Психолог

6-11

Редактор

6-11

Товаровед

6-11

Художник

6-11

Экономист

6-11

Архитектор

6-13

Конструктор

6-13

Математик

6-13

Программист

6-13

Технолог

6-13

Дизайнер

6-13

Электронник

6-13

Зачастую самый высокооплачиваемый 18 разряд ЕТС не дотягивал даже до прожиточного минимума.

Повышение уровня реального содержания заработной платы осу­ществляется в виде ее индексации в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Индексация призвана полностью или частич­но возместить удорожание, поддержать покупательную способность де­нежных доходов. Для бюджетных организаций индексация проводится на основе закона и иных нормативных правовых актов, в организаци­ях не бюджетной сферы порядок индексации определяется коллективными договорами или нормативными актами организации.

В частном секторе государство ограничивается незначительным вме­шательством в организацию оплаты, и основным регулятором здесь вы­ступают коллективные договоры и соглашения. Стороны трудового дого­вора имеют свободу выбора в установлении размеров оплаты труда. Оп­лата зависит от квалификации, сложности выполняемой работы, количе­ства и качества затраченного труда, ее максимальный предел не уста­навливается. Надо сказать, что коллек­тивный договор работников с работодателем не является надежным регулятором, их заключают далеко не все предприятия; на многих из них отсутствуют профсоюзные организации.

В целом государственное регулирование распределительных отноше­ний неэффективно. Оплата труда стала больше зависеть от факторов, не имеющих отношения к количеству и качеству труда, работодате­ли в основном руководствуются принципом «по результатам собе­седования».

Что касается основных мер дополнительного стимулирования труда, то к ним можно отнести следующие:

Финансовые ресурсы федерального бюджета позволяют увеличить расходы на жизнеобеспечение регионов и зон с особо сложными усло­виями хозяйствования и проживания, демографическими и миграци­онными проблемами, оказавшихся в неблагоприятной социально-экономической ситуации. Инструментами реализации такого направ­ления региональной политики являются целевые трансферты, субвенции на образование, здравоохранение, социальную защиту насе­ления, федеральные и региональные программы привлечения инве­стиций и структурной перестройки.

Принята федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов (2002—2010 годы и до 2015 г.)». Целью программы является сокращение различий по основным показателям между наиболее развитыми и отстающими регионами (сейчас различия в десятки раз).