logo
Курс лекций по ГМУ(1)

Условия реализации целей маркетинга территории муниципального образования

Муниципальные займы

Случаи, когда внешний инвестор полностью финансирует инвестиционный про­ект, редки. Чаще всего определенную долю инвестиционных расходов, в основ­ном в объекты инфраструктуры, приходится оплачивать муниципальному обра­зованию. Существуют также программные мероприятия (в основном социально­го назначения), непривлекательные для внешних инвесторов. Финансировать их приходится за счет средств местного бюджета. В связи с этим возникает пробле­ма поиска дополнительных источников.

Основным способом привлечения финансовых ресурсов для инвестирования подобных программных мероприятий являются муниципальные займы. Феде­ральный закон 2003 года предоставляет муниципальным образованиям право на привлечение заемных средств, в том числе за счет выпуска ценных бумаг, в по­рядке, установленном представительным органом муниципального образования в соответствии с действующим законодательством.

Алгоритм выпуска муниципального займа включает ряд этапов (рис.).

Специфика муниципальных займов состоит в том, что их цель — решение ме­стных проблем — существенно отличается от целей других эмитентов. Основные держатели муниципальных облигаций и жилищных сертификатов (жители му­ниципального образования, а также расположенные на его территории предприя тия и учреждения) заинтересованы именно в решении проблем, ради которых выпускаются займы, а не в получении дивидендов по займу. Они должны быть готовы получить часть своей прибыли не деньгами, а иным способом, например квартирами или объектами муниципальной инфраструктуры, которыми они в дальнейшем будут пользоваться. Муниципальный заем в этом смысле мало при­влекателен для внешних инвесторов.