logo
Курс лекций по ГМУ(1)

Поддержка предпринимательства

Предпринимательская деятельность (граждан и юридических лиц) осуществляется, как говорится на свой страх и риск, с имущественной ответственностью в пределах, определенных организационно-правовой формой. Необходимым условием предпринимательской деятельности являются ее государственная регистрация, соответствие законодательству и требованиям рынка.

В зависимости формы собственности предпринимательство подразделяется на индивидуальное, частное, коллективное, государ­ственное.

Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятель­ность, регистрируются в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности граждан применяются правила, регулирующие деятель­ность юридических лиц, являющихся коммерческими организация­ми. К индивидуальному предпринимателю может быть применен режим банкротства, если он не в состоянии удовлетворить требова­ния кредиторов, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Частное предпринимательство осуществляется в форме коммерческой организации (общества, товарище­ства), которое распределяется на доли.

В России частное предпринимательство возникло не на естест­венной базе в процессе эволюции, а в результате радикальных пре­образований. Первоначальный капитал частных предпринимателей явился результатом процессов раздела и присвоения государственной собственности, созданной трудом предшествующих поколений.

Коллективное предпринимательство осуществляется в форме кооперативов. Производственный кооператив — это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производ­ственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном участии и объединении имущественных паевых взносов. Главная особенность коллективного предпринимательства — обяза­тельное участие члена кооператива в его делах личным трудом.

Государственное предпринимательство организуется на основе использования имущества, находящегося в государственной (муни­ципальной) собственности. Организационной формой государст­венного предпринимательства являются унитарное предприятие, участие в деятельности хозяйственных обществ и товариществ, со­глашения о разделе продукции.

Государство проводит политику регулирования предпринима­тельства, чтобы создать благоприятные условия для про­явления инициативы и установить цивилизованные отношения ме­жду бизнесом и обществом. Она включает как поощрительные, так и контрольно-ограничительные меры, обеспечивающие соблюдение субъектами рынка определенных правил игры, без которых никакое хозяйствование невозможно. Регулируются как малый бизнес, так и крупный.

Малое и среднее предпринимательство играет весьма важную роль, формируя конкурентную среду, насыщая потребительский рынок необходимыми товарами, быстро реагируя на изменения конъюнктуры, предопределяя необходимые структурные сдвиги.

Предпосылками к ускорению развития малого бизнеса являются неразвитость рынков потребительских товаров и услуг, наличие скрытой безработицы, неиспользуемых мощностей на предприятиях и некоторые другие.

Деятельность малых предприятий ориентирована главным образом на местный рынок. Они становятся основой формирования рациональной структуры местного хозяйства.

Приоритетными сферами малого бизнеса, заслуживающими особой государственной поддержки, являются инновационная дея­тельность, производство сельскохозяйственной продукции, товаров народного потребления, оказание производственных и бытовых ус­луг, строительство объектов социального назначения.

В малом бизнесе функционирует около 1 млн предприятий и за­нято свыше 7,8 млн чел. Они производят 13% ВВП. Почти половина малых предприятий занята в торговле; 35% их общего количества расположены в Москве и Санкт-Петербурге.

Меры государственной поддержки малых предприятий можно объединить в тpи группы:

1) нормативно-правовые — упрощение порядка регистрации, лицензирования, налогообложения, учета; доступ к государствен­ным (муниципальным) заказам и другие акты прямого действия;

  1. организационно-административные — создание фонда нежи­лых помещений, обеспечение безопасности личности и имущества, консультационные и юридические услуги, обучение;

  2. финансовые — региональные и муниципальные фонды под­держки, льготное кредитование, предоставление гарантий, лизинг, страхование и другие формы внебюджетного финансирования.

Наиболее действенными методами являются льготное налого­обложение и кредитование.

Для субъектов малого предпринимательства (юридических и фи­зических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) введена упрощенная система налогообложения, учета и отчетности.

Органам власти субъектов РФ и местного самоуправления рекомен­довано предоставлять для использования бездействующие или незагру­женные мощности, а также сдавать в аренду государственное и муниципальное имущество на конкурсной основе преимущественно индивидуальным предпринимателям и малым предприятиям, при этом уровень арендной платы и условия оплаты ими коммунальных услуг не должны превышать соответствующие тарифы и выплаты, предусмотренные для бюджетных организаций, а также рассрочку при выплате ими приобретаемого в порядке приватизации государственного и муниципального имущества.

Для финансового содействия малым предприятиям образован Фе­деральный фонд поддержки малого предпринимательства. Для осуществления надзора за деятельностью Фонда образуется попечительский совет, состав которого утверждается Правительством РФ. В Фонд зачисляется не менее 20% средств, по­ступающих от приватизации, а также средства от продажи его облига­ций, добровольные взносы и другие доходы. Деньги расходуются на возмездной и безвозмездной основе на выполнение программ разви­тия малого предпринимательства, реализацию пилотных проектов.

Создан также Фонд содействия развитию малых предприятий в на­учно-технической сфере для финансовой поддержки высокоэффектив­ных наукоемких проектов, разрабатываемых малыми предприятиями.

Органы исполнительной власти субъектов РФ образуют собствен­ные фонды и центры поддержки предпринимательства. Действуют специальные агентства, учебно-деловые и информационные пункты.

В мировой практике более 50% инвестиций в малый бизнес осуществляется не банковской системой, а венчурными, инновационными фондами.

Венчурный фонд использует кредиты банков и помещает деньги в наиболее перспективные фирмы, которые через несколько лет могут принести прибыль инвесторам фонда; он объединяет интерес инвестора, и владельца фирмы: инвестор получает право собственности на долю предприятия и заинтересован в росте капитала, как и владелец.

При доступности кредитов, щадящей налоговой политике, за­щите от чиновничьего произвола и криминала, доброжелательной но отношению к предпринимателю атмосфере в обществе малый бизнес может успешно развиваться без какой-либо специальной поддержки государства.