logo
Курс лекций по ГМУ(1)

Стадии изменения соотношений численности населения города и пригородной зоны

Стадия

Характерные процессы

1

Урбанизация

Рост центра за счёт пригородной зоны

2

Дезурбанизация

Уменьшение населения центра города за счёт окраины

3

Реурбанизация

Увеличение населения с низким достатком в центре города

4

Джентрификация

Расширение строительства жилья улучшенного качества в центральной части города

При росте центральной части города за счет пригородов наблюдается началь­ная стадия рассматриваемого процесса — урбанизация. На второй стадии — де­зурбанизации (субурбанизации) население центра сокращается быстрее, чем в пригороде, а рост наблюдается в пригороде. Если центр города снова растет либо его население сокращается медленнее, чем население пригорода, говорят о стадии реурбанизации. Через эти стадии прошло развитие значительного числа городов, что связано с тенденциями ветшания жилищного фонда в центральных районах крупных городов, развитием автомобильного сообщения, снизившего значение фактора транспортной доступности. К примеру, в 20-х годах прошлого века в США пригороды по темпам прироста населения начали существенно опе­режать крупные города, что объяснялось двумя причинами: развитием авто­мобильного транспорта и страхованием кредитов для частного строительства, которое приходилось на более дешевые пригородные земли. Среди жителей цен­тральных районов стали преобладать люди со сравнительно низким достатком и невысоким социальным статусом, тогда как богатые высокостатусные группы предпочитают жить в пригородах.

В 70-80-е годы проявилась новая тенденция в развитии западных городов, на­званная джентрификацией. Она означает расширение строительства жилых домов улучшенного качества в центральной части крупных городов. Джентри­фикация привела к оттоку высокостатусного населения из пригородов в цен­тральную зону. В связи с ростом спроса на жилье в центральной части города цены на городскую недвижимость начинают расти, что вынуждает бедных выез­жать за пределы центральных районов.

В России процесс урбанизации породил устойчивую тенденцию перетока сельского населения в города, пик которой пришелся на 60-80-е годы прошлого века. Однако тогда обозначилось стремление многих горожан приобрести дач­ные участки за городом.

Характерными особенностями пригородных зон многих российских городов является размещение не только сельских поселений, дачных участков и зон мас­сового отдыха, но и рабочих поселков. Особенностью такого поселка является, как правило, наличие промышленного предприятия, в результате строительства которого сельскохозяйственные виды деятельности оказались вытеснены не­сельскохозяйственными. В пригородных поселках построены многоэтажные жи­лые дома, сформировалась самостоятельная инженерная и социальная инфра­структура.

В ходе реформы территориальной организации местного самоуправления многие пригородные поселки были включены в черту городов и вошли в состав соответствующего городского округа в качестве его микрорайонов. Недостатком этого подхода является то, что их жители оказались удаленными от органов местного самоуправления. Другие поселки, находящиеся в пригородной зоне, ста­ли муниципальными образованиями и позиционировались как городские поселения в составе муниципального района, окружающего город.

По мере расширения территорий городов одни пригородные поселки трансфор­мировалась в районы, примыкающие к периферийной части городов, другие в процессе развития получили статус городов. Таким образом, вокруг крупного города возникло несколько других, менее крупных. Подобное «созвездие» из нескольких близлежащих или даже слившихся между собой городов и поселков мучило название городской агломерации.

Городской агломерацией является компактная и многообразная система тер­риториальных поселений, образующаяся в центре притяжения крупного города. Эта система объединена производственными, трудовыми, транспортными, рек­реационными и многими другими связями. Используя эффект ближних связей, входящие в состав агломерации поселения минимизируют затраты на перемеще­ние сырья, сбыт продукции, приобретение оборудования и т. д. Образование аг­ломераций, т. е. агломеризация, возможно двумя способами: «от города» и «от района». Агломеризация «от города» предполагает формирование городов-спут­ников, выполняющих отдельные функции, переданные им центральным городом в рамках региональной системы разделения труда. Агломеризация «от района» осуществляется за счет усиления экономического развития пригородных поселков, в результате чего они начинают приближаться по экономическому потенциалу к центру. Городская агломерация обеспечивает устойчивый механизм взаимодействия города с пригородами, образуя единый хозяйственный ком­плекс.

В СССР основная часть городских агломераций сформировалась в 30-50-е го­ды прошлого века благодаря форсированной индустриализации. Однако уни­кальной особенностью российских агломераций оставалась их крайняя неравно­мерность в распределении на экономическом пространстве страны. Концентра­ция производственного и кадрового потенциала в крупных населенных пунктах не позволяла пропорционально распределять производительные силы страны между географически приближенными к ним поселениями. Вследствие этого в отдельных случаях численность населения крупных центральных городов пре­восходила численность жителей районных центров, входящих в состав того же региона, чуть ли не в 50 раз. К примеру, при численности населения областного центра Омской области (г. Омска) 1138 тысяч человек население второго по ве­личине города области Исиль-Куля составляет всего 27 тысяч человек. Это уси­ливает центростремительные тенденции в структуре агломерации, вызывает миграционный отток населения районов в центральные города, сдерживая эко­номическое развитие пригородов.

Неотъемлемый атрибут городской агломерации — маятниковая миграция, ох­ватывающая центральный город и пригородную зону, а также высокая степеньконцентрации в центральном городе промышленного, банковского и торгового капитала, обеспечивающего экономическое влияние на сопряженные террито­рии. Первые городские агломерации выявились в СССР в ходе переписи 1926 года, когда были выделены 9 подобных образований: Москва, Ленинград, Рос­тов-на-Дону, Харьков, Киев, Одесса, Баку, Тифлис и Ташкент. За 1959-1989 годы их число увеличилось с 26 до 49 и составило 332 города. Доля населения, приходящаяся на агломерации, в 1989 году достигла половины всего населения СССР. Центрами городских агломераций в современной России является боль­шинство городов-миллионников, а также Новокузнецк, Иркутск, Сочи и некото­рые другие.

Мегаполисы

Следующая стадия укрупнения и слияния городских поселений — создание ме­гаполисов. Схематически трансформация городского поселения из поселка в ме­гаполис выглядит следущим образом: Поселок > Город > Городская агломера­ция > Мегаполис.

Мегаполис представляет собой взаимосвязанную систему агломераций. В 1990 году 33% городского населения мира было сосредоточено в городах с чис­ленностью населения более 8 миллионов человек. В США в 35 городах-миллионниках живут более 100 миллионов человек. Самый крупный американский мегаполис на Северо-Восточном побережье насчитывает 50 миллионов человек. В Бангкоке проживает 50% всего городского населения Таиланда, в Сеуле — не менее 30% населения Южной Кореи, в Стамбуле — 20% населения Турции. В России можно говорить о 2 крупных мегаполисах с центрами в Москве и Санкт-Петербурге. Особенности управления ими рассматриваются в главе 9.

Бесконтрольное расширение мегаполисов сопряжено с целым рядом серьезных социальных, экономических и экологических проблем. Так, исследования процес­сов урбанизации выявили, что по мере расширения границ городов растет отчуж­денность людей, снижается общественная активность, что компенсируется, одна­ко, усилением процессов этнической и экономической сегрегации на городской территории, а также укреплением родственных и дружеских связей. Экологиче­ские последствия мегаполизации заключаются в обострении таких проблем, как загрязнение воздуха, антисанитария на улицах, автомобильные пробки и т. п.